Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 17:19, реферат

Описание работы

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлению малых предприятий.
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……2
2. 1.МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие малого бизнеса………………………………………………...…3
3. 2.МАЛЫЙ БИЗНЕС: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1. Малый бизнес США……………………………………………………..…5
2.2.Малый бизнес Испании……………………………………………..………7
2.3.Малый бизнес Германии…………………………………………………..9
2.4.Малый бизнес Японии……………………………………………….……11
2.5.Малый бизнес Южной Кореи………………………………………….….13
2.6.Малый бизнес Китая………………………………………………………15
4. 3.ЭТИКА БИЗНЕСА…………………………………………………………...17
5. 4.ПОРТНЕРСТВО В БИЗНЕСЕ………………………………………………22
4.1.Особенности учета на предприятии малого бизнеса……………………24
6. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПТК……………………………………………….28
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..36

Работа содержит 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ: 

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……2
  2. 1.МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    1.1. Понятие малого бизнеса………………………………………………...…3

  1. 2.МАЛЫЙ БИЗНЕС: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    2.1. Малый  бизнес США……………………………………………………..…5

       2.2.Малый бизнес Испании……………………………………………..………7

       2.3.Малый бизнес Германии…………………………………………………..9

       2.4.Малый бизнес Японии……………………………………………….……11

       2.5.Малый бизнес Южной Кореи………………………………………….….13

       2.6.Малый бизнес Китая………………………………………………………15

4.    3.ЭТИКА БИЗНЕСА…………………………………………………………...17

5.    4.ПОРТНЕРСТВО В БИЗНЕСЕ………………………………………………22

       4.1.Особенности учета на предприятии  малого бизнеса……………………24

6.    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПТК……………………………………………….28

7.    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..36 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств  всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлению малых предприятий.

       Как показывает опыт развитых стран, малое  и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

       Во  всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. МАЛЫЙ  БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ

1.1. Понятие малого бизнеса

       Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях.

       Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства  в целом. Достаточно упомянуть, что  на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в  то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

       Развитие  малого бизнеса на Западе идет более  быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.

       При определении мер поддержки субъектам  малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут  использовать и свои показатели при  отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

       В Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

       Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

       В Швеции система отнесения предприятий  к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие  показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера  деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

       В Германии определенное понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в  соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

       В Соединенных Штатах Америки федеральным  законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая  одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

наименьшие -1-24 занятых;

малые - 25 - 99 занятых;

промежуточные - 100 - 499 занятых;

крупные - 500 - 999 занятых;

крупнейшие - 1000 и более занятых.

       Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в  одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

       В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

       В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

2. МАЛЫЙ БИЗНЕС: ОПЫТ  ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

2.1. Малый бизнес США 

       Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость. В 1953 году в США создается Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

  • помощь в получении кредита для бизнеса;
  • техническая и информационная поддержка малого бизнеса в США;
  • предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

       В США очень четко развита система  критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.

       Помимо  Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

       Уже здесь наглядно прослеживаются отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.

2.2. Малый бизнес  Испании

       Малый бизнес Испании начал формироваться и активно развиваться в 70-е годы. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

Доля  предприятий малого бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях – в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого бизнеса – это, в первую очередь, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

       Выясним за счет чего, Испания добилась таких  успехов и какие для этого  условия созданы в стране.

       В Испании разработано большое  количество программ поддержки и  развития малого бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на те предприятия малого бизнеса, которые  имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. Также испанские власти делают акцент на развитие наукоемких отраслей, инновационных технологий, понимая их огромную значимость, как для внутреннего развития рынка, так и международного экономического сотрудничества. Значительную долю программ развития малого бизнеса занимают европейские программы, которые распространяются на многие страны Европы: Германию, Францию, Великобританию и т.д.

       В Испании государство стимулирует  множество организаций и фондов для поддержки малого бизнеса. Все  эти организации можно разделить  на две наиболее популярных и эффективных  группы обществ в области содействия малому бизнесу, которые действуют не только на территории Испании, но и в других странах Евросоюза.

Информация о работе Малый бизнес