Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Проводимая в Республике Беларусь с начала 90-х годов реформа, направленная на создание социально ориентированной рыночной экономики, требует развития конкурентной рыночной среды. В странах с рыночным механизмом хозяйствования основу экономики составляет малый и средний бизнес.
Малый бизнес является необходимым элементом здоровой экономики и выполняет в ней ряд жизненно важных функций. В значительной степени он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придаёт необходимую гибкость рыночному механизму, создаёт предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 5
Теоретические основы развития малого бизнеса…………………. 7
Понятие, характеристика и сущность малого бизнеса…………..... 7
Организационно-правовые формы субъектов малого бизнеса…… 9
Место малых предпринимательских структур
в современной экономической системе. Сравнительные
преимущества малых форм хозяйствования……………………….. 14
Оценка эффективности функционирования малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 17
Анализ состояния малого бизнеса в
Республике Беларусь на современном этапе………………………. 17
Основные проблемы развития малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 23
Направления и перспективы развития малого бизнеса……………. 25
Государственная поддержка и регулирование
малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………….. 25
Финансирование малого предпринимательства в
Республике Беларусь………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 33
Список использованных источников………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

курсовая малый бизнес.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

     Финансовое  обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства  осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, который  является юридическим лицом. Основной задачей Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей является оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.  К средствам, направляемым на реализацию мероприятий программ относятся средства республиканского бюджета, в том числе выделяемые Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимательства, средства местных бюджетов, включая размещенные во вклады (депозиты) банков, а также выделяемые создаваемым в областях (г. Минске) учреждениям финансовой поддержки предпринимателей.

     Государственная финансовая поддержка оказывается путем предоставления:

  • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
  • имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
  • гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

     Государственная финансовая поддержка предоставляется:

  • на условиях срочности, возвратности и платности;
  • на конкурсной основе;
  • с соблюдением принципов обеспеченности и целевой направленности;
  • в национальной валюте Республики Беларусь [12].

       Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе при реализации ими инвестиционных проектов по следующим приоритетным направлениям:

  • создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);
  • организация, развитие производства экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;
  • производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;
  • внедрение новых технологий [12].

     Однако, фонд постоянно испытывает дефицит средств и не может удовлетворить даже 10% от желающих получить поддержку. За всю свою деятельность он профинансировал около 800 субъектов хозяйствования, что соответствует ноль целых тысячным долям от общего количества субъектов малого предпринимательства. Таким образом,  микрофинансирование в Республике Беларусь не получает должного развития.

     Для решения этой проблемы необходимо продолжить существующие в Беларуси программы  микрокредитования и дополнить их созданием банка микрокредитования, а также создать государственную страховую компанию. Также понадобится поддержка в формировании инвестиционных институтов. Эти меры должны содействовать созданию эффективной инвестиционной инфраструктуры, нацеленной на поддержку малого бизнеса.

     Для улучшения доступа малого бизнеса  к кредитным ресурсам необходимо предоставить возможность банкам выдавать кредит под поручительства и гарантии, не обеспеченные залогом имущества. Риски невозврата кредита должны нести сами банки. Одновременно следует предоставить и право самостоятельно устанавливать процентные ставки по кредитам. Необходимо также разрешить институтам кредитования использовать нетрадиционные методы контроля и формы отчетности, обусловленные характером кредита  и кредитным договором, а также рассмотреть возможные корректировки законодательства, обязывающего банки истребовать у кредитополучателей средства обеспечения их обязательств по уплате суммы процентов по кредиту, начисленных за год.

     В Республике Беларусь на республиканском и местном уровнях рассматривается вопрос о возможности создания гарантийных фондов для субъектов малого бизнеса, в качестве инструмента, упрощающего их доступ к банковскому кредиту. Однако политика в отношении микрофинансирования не должна быть основана только на механизме гарантийных фондов. Данный инструмент должен использоваться вместе с другими, такими как: создание микрофинансовых институтов и развитие возможностей ипотечного кредитования [9, c. 214].

     Также необходимы конкретные действия в создании конкурентоспособной среды на рынке оказания лизинговых услуг, а именно: увеличение финансового и валютного потенциала; увеличение стартового капитала для организации лизинговых компаний; производство диверсификации предоставляемых услуг; создание системы информационного обеспечения лизинга, которая предоставляла бы постоянно восполняемую и доступную информацию о предложении лизинговых услуг[15, c, 215].

     Анализируя  вышесказанное, можно сделать вывод: правительству страны, банковской системе и международным организациям следует уделить особое внимание позитивному опыту банковского и небанковского микрофинансирования малого бизнеса в Республике Беларусь, и изысканию необходимых средств для количественного изменения ситуации в данной области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     На  современном этапе малый бизнес является важнейшим компонентом экономики любого развитого государства. В Республике Беларусь правительство рассматривает мелкий и средний бизнес, как питательную среду для роста национальной экономики. Малый бизнес постепенно становится наиболее динамичной частью предпринимательства в нашей стране.

     По  итогам проведенной работы можно  сделать определенные выводы. Малый  бизнес:

  1. вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности;
  2. способствует структурной перестройке экономики, преодолению монополизма производителей;
  3. апробирует конкурентоспособность продукции на рынке, мобильнее и с наименьшими затратами осваивает новые технологии;
  4. способствует внедрению новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств;
  5. выполняет важную социальную функцию – обеспечивает занятость населения, создавая дополнительные рабочие места, формирует «средний класс», широкие слои собственников и предпринимателей;
  6. способствует лучшему использованию ресурсов, отходов производства;
  7. более мобилен, чем крупные предприятия, и значительно легче адаптируется к условиям новых рынков сбыта продукции и др.

     Таким образом, как экономическая и социальная категория малый бизнес был и остается проводником прогресса в промышленности. Сегодня он является в развитых странах важнейшим двигателем научно-технической революции в промышленной области, в сфере услуг, в аграрном секторе. Для того, чтобы предпринимательство сыграло свою положительную роль в социально-экономическом развитии, следует уделять больше внимания не только экономическим показателям деятельности малого бизнеса, но и социальным аспектам функционирования предпринимательской деятельности. Для успешного развития  малого бизнеса экономика Республики Беларусь должна развиваться в направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития/ О.Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192 с.: ил.
  2. Бадей, Н. Малый бизнес в Республике Беларусь/ Н. Бадей// Статистика Беларуси. – 2010. - №3. – с. 26-34.
  3. Башлакова, О.С. Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона (на материалах юго-восточного региона Республики Беларусь): Монография/ О.С. Башлакова. – Мн.: ИООО «Право и экономика»; Гомель, УО «Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины», 2004, - 187 с.
  4. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Текст кодекса по состоянию на 1 октября 2005 г. – Мн: Амалфея, 2005. – 672 с.
  5. Гусейнова, Э.М. Роль малого бизнеса в национальной экономике: проблемы и перспективы/ Э.М. Гусейнова // Экономика и управление. – 2010. - №2. – с.124-129.
  6. Мазоль, С.И. Экономика малого бизнеса/ Мазоль С.И. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 272 с.
  7. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: Стат. Сборник/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Минск. - 2010. – 310 с.
  8. Науменко, Б.Н. Малый бизнес: теория и практика развития/ Б.Н. Науменко. – Мн.: ООО «Мисанта», 1996, - 76 с.
  9. Научный потенциал молодежи – будущему Беларуси: материалы IV Международной молодежной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 9 апреля 2010 г. / Национальный банк Республики Беларусь [ и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2010. - 288с.
  10. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996г. №685-XIII: Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?r=6&RN=V19600685. – Дата доступа: 08.11.2010.
  11. О Государственной программе поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 декабря 2009 г. №1721: Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?r=6&RN=С20901721. – Дата доступа: 08.11.2010.
  12. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Респ. Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255: Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]–Режим доступа:http://www.prаvо.by/webnpa/text.asp?r=6&RN=P30900255. – Дата доступа: 08.11.2010.
  13. Основы предпринимательства – часть 3 / Шебеко К.К., Хроменкова Т.Л., Рудаков М.Ф. и др. – Мн.: «Учебно-методический центр Минсельхозпрода», 2007. – 105 с.
  14. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб. пособие/ Л.Ф. Догиль, Б.Д. Семенов. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 266 с.
  15. Предпринимательство и малый бизнес: Учебн.-метод. Пособие / Б.Д. Семенков, Л.Ф. Киндрук, Т.В. Зглюй, О.В. Володько – Мн.: БГЭУ, 2003. – 50 с.
  16. Слонимский А.А., Слонимская М.А. Малое предпринимательство: кризисные последствия и антикризисные меры / А.А. Слонимский, М.А. Слонимская // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. – №3. – с. 49-56.
  17. Шаркова А.В., Курова, Т.П. Экономика малого предпринимательства/ А.В. Шаркова, Т.П. Курова. Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»; М.: МУПК, 2001. – 124 с.

Информация о работе Малый бизнес