Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа
Проводимая в Республике Беларусь с начала 90-х годов реформа, направленная на создание социально ориентированной рыночной экономики, требует развития конкурентной рыночной среды. В странах с рыночным механизмом хозяйствования основу экономики составляет малый и средний бизнес.
Малый бизнес является необходимым элементом здоровой экономики и выполняет в ней ряд жизненно важных функций. В значительной степени он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придаёт необходимую гибкость рыночному механизму, создаёт предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний.
Введение……………………………………………………………………… 5
Теоретические основы развития малого бизнеса…………………. 7
Понятие, характеристика и сущность малого бизнеса…………..... 7
Организационно-правовые формы субъектов малого бизнеса…… 9
Место малых предпринимательских структур
в современной экономической системе. Сравнительные
преимущества малых форм хозяйствования……………………….. 14
Оценка эффективности функционирования малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 17
Анализ состояния малого бизнеса в
Республике Беларусь на современном этапе………………………. 17
Основные проблемы развития малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 23
Направления и перспективы развития малого бизнеса……………. 25
Государственная поддержка и регулирование
малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………….. 25
Финансирование малого предпринимательства в
Республике Беларусь………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 33
Список использованных источников………………………………………. 34
Финансовое
обеспечение государственной
Государственная финансовая поддержка оказывается путем предоставления:
Государственная финансовая поддержка предоставляется:
Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе при реализации ими инвестиционных проектов по следующим приоритетным направлениям:
Однако, фонд постоянно испытывает дефицит средств и не может удовлетворить даже 10% от желающих получить поддержку. За всю свою деятельность он профинансировал около 800 субъектов хозяйствования, что соответствует ноль целых тысячным долям от общего количества субъектов малого предпринимательства. Таким образом, микрофинансирование в Республике Беларусь не получает должного развития.
Для решения этой проблемы необходимо продолжить существующие в Беларуси программы микрокредитования и дополнить их созданием банка микрокредитования, а также создать государственную страховую компанию. Также понадобится поддержка в формировании инвестиционных институтов. Эти меры должны содействовать созданию эффективной инвестиционной инфраструктуры, нацеленной на поддержку малого бизнеса.
Для улучшения доступа малого бизнеса к кредитным ресурсам необходимо предоставить возможность банкам выдавать кредит под поручительства и гарантии, не обеспеченные залогом имущества. Риски невозврата кредита должны нести сами банки. Одновременно следует предоставить и право самостоятельно устанавливать процентные ставки по кредитам. Необходимо также разрешить институтам кредитования использовать нетрадиционные методы контроля и формы отчетности, обусловленные характером кредита и кредитным договором, а также рассмотреть возможные корректировки законодательства, обязывающего банки истребовать у кредитополучателей средства обеспечения их обязательств по уплате суммы процентов по кредиту, начисленных за год.
В Республике Беларусь на республиканском и местном уровнях рассматривается вопрос о возможности создания гарантийных фондов для субъектов малого бизнеса, в качестве инструмента, упрощающего их доступ к банковскому кредиту. Однако политика в отношении микрофинансирования не должна быть основана только на механизме гарантийных фондов. Данный инструмент должен использоваться вместе с другими, такими как: создание микрофинансовых институтов и развитие возможностей ипотечного кредитования [9, c. 214].
Также необходимы конкретные действия в создании конкурентоспособной среды на рынке оказания лизинговых услуг, а именно: увеличение финансового и валютного потенциала; увеличение стартового капитала для организации лизинговых компаний; производство диверсификации предоставляемых услуг; создание системы информационного обеспечения лизинга, которая предоставляла бы постоянно восполняемую и доступную информацию о предложении лизинговых услуг[15, c, 215].
Анализируя
вышесказанное, можно сделать вывод: правительству
страны, банковской системе и международным
организациям следует уделить особое
внимание позитивному опыту банковского
и небанковского микрофинансирования
малого бизнеса в Республике Беларусь,
и изысканию необходимых средств для количественного
изменения ситуации в данной области.
Заключение
На современном этапе малый бизнес является важнейшим компонентом экономики любого развитого государства. В Республике Беларусь правительство рассматривает мелкий и средний бизнес, как питательную среду для роста национальной экономики. Малый бизнес постепенно становится наиболее динамичной частью предпринимательства в нашей стране.
По итогам проведенной работы можно сделать определенные выводы. Малый бизнес:
Таким
образом, как экономическая и социальная
категория малый бизнес был и остается
проводником прогресса в промышленности.
Сегодня он является в развитых странах
важнейшим двигателем научно-технической
революции в промышленной области, в сфере
услуг, в аграрном секторе. Для того, чтобы
предпринимательство сыграло свою положительную
роль в социально-экономическом развитии,
следует уделять больше внимания не только
экономическим показателям деятельности
малого бизнеса, но и социальным аспектам
функционирования предпринимательской
деятельности. Для успешного развития
малого бизнеса экономика Республики
Беларусь должна развиваться в направлениях
либерализации, правового обеспечения,
совершенствования налоговой системы,
приватизации, ориентации предпринимательской
деятельности на потребителей
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ