Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Проводимая в Республике Беларусь с начала 90-х годов реформа, направленная на создание социально ориентированной рыночной экономики, требует развития конкурентной рыночной среды. В странах с рыночным механизмом хозяйствования основу экономики составляет малый и средний бизнес.
Малый бизнес является необходимым элементом здоровой экономики и выполняет в ней ряд жизненно важных функций. В значительной степени он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придаёт необходимую гибкость рыночному механизму, создаёт предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 5
Теоретические основы развития малого бизнеса…………………. 7
Понятие, характеристика и сущность малого бизнеса…………..... 7
Организационно-правовые формы субъектов малого бизнеса…… 9
Место малых предпринимательских структур
в современной экономической системе. Сравнительные
преимущества малых форм хозяйствования……………………….. 14
Оценка эффективности функционирования малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 17
Анализ состояния малого бизнеса в
Республике Беларусь на современном этапе………………………. 17
Основные проблемы развития малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 23
Направления и перспективы развития малого бизнеса……………. 25
Государственная поддержка и регулирование
малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………….. 25
Финансирование малого предпринимательства в
Республике Беларусь………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 33
Список использованных источников………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

курсовая малый бизнес.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

     В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать по следующим направлениям:

  1. в области хозяйственного механизма малый бизнес позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества.
  2. Малые предприятия как неотъемлемая часть рыночной среды оказывает конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулирует их инновационную деятельность. Благодаря деятельности малых предприятий лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. Малые предприятия обеспечивают возможность специализации производства крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств.
  3. В области общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, малый бизнес позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи.
  4. В области социальной структуры общества малый бизнес является основой формирования, так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.
  5. Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов [6, c. 17].
  6. Малый бизнес играет исключительную роль в развертывании НТР. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки; проявляют больше желания взять на себя риск; гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры [5, c.125].

     При рассмотрении сферы предпринимательства  как взаимоувязанного компонента рыночной экономической системы, очевидно, что максимально реализовать потенциал малого бизнеса возможно только в случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной).

     На  развитие малого бизнеса отрицательно влияют следующие факторы:

     -социально-экономические: темпы демонополизации, разгосударствление и приватизация; отсутствие развития рыночной инфраструктуры, доступных источников финансирования, системы страхования коммерческих рисков;

     -политические: степень поддержки и развития предпринимательства, наличие препятствий бюрократического характера;

     -правовые: несовершенство системы налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе;

     -психологические: негативное отношение населения к предпринимательству; отсутствие нового подхода к оценке деятельности предприятия, позитивного общественного мнения в поддержку предпринимательских структур;

     -организационные: нехватка специалистов-менеджеров, отсутствие опыта и знаний [15, c. 22].

     Развитие  малого бизнеса несет в себе много  важных преимуществ:

     - увеличение  доли экономически  активного населения за счет  снижения уровня безработицы  и повышения заинтересованности  собственника в конечных результатах своего труда;

     - рост доходов и покупательной  способности граждан, что будет  способствовать сглаживанию диспропорций  в благосостоянии различных социальных  групп и обеспечит формирование среднего класса, являющегося гарантом экономической стабильности в демократическом обществе;

     - активизация  и самореализация  энергичных и дееспособных личностей;  трудоустройство работников обанкротившихся  государственных субъектов хозяйствования, а также социально незащищенных  слоёв населения;

     - ускорение освоения новых технологий и организационных новшеств, более быстрый срок окупаемости инвестиций;

     - повышение инвестиционной окупаемости  страны;

     - естественный отбор более конкурентоспособных  субъектов малого бизнеса и  обеспечение создания на их  основе эффективно работающих крупных компаний;

     - освоение нетрадиционных для  крупных компаний рынков сбыта;

     - создание конкурентной рыночной  среды;

     - мобилизация экономического потенциала, который иначе остался бы невостребованным, а также более эффективное его использование;

     - снижение издержек производства;

     - структурная перестройка экономики  и развитие связей между различными её секторами [3, c. 18].

     Однако  малые предприятия обладают рядом  существенных конкурентных недостатков, обуславливающих высокий процент банкротств. Среди слабых сторон малых предприятий можно выделить следующие:

     - слабый уровень диверсификации  продукции;

     - невысокий объём располагаемых  ресурсов (небольшой размер уставного  капитала, затрудненный доступ к  ресурсам кредитной системы);

     - зависимость от крупных компаний;

     - слабая компетентность руководителей  (недостаток управленческого опыта  у предпринимателей, невозможность  привлечь опытный менеджмент  в связи с невысоким уровнем оплаты труда);

     - высокая чувствительность к изменениям  условий хозяйствования: у малых предприятий, как правило, небольшой круг клиентов, небольшая номенклатура реализуемой продукции, меньший запас финансовой устойчивости; в связи с этим ухудшение показателей по условной единице экономических показателей (неудача в продвижении на рынок одного товара, потеря клиента, неплатежеспособность покупателя) может вызвать кризис или банкротство;

     - неуверенность и осторожность  хозяйственных партнеров при  заключении торговых договоров;

     - невозможность масштабного финансирования  научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательность малых предприятий для крупных специалистов.

     Таким образом, малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, который постепенно увеличивает свой вклад  в обеспечение общего экономического роста. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства  представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики. 

     ГЛАВА 2

    ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    
    1. Анализ  состояния малого бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе
 

     За  последние годы предпринимательство  в Беларуси превратилось в достаточно серьезный фактор социально-экономического развития страны, способствующий формированию конкурентной среды на товарных рынках, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, реализации предпринимательской инициативы населения. Начав свое становление в форме кооперативов, предпринимательство в настоящее время  заявило о себе практически во всех отраслях и сферах деятельности экономики республики.

     Согласно  Закону Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства и в научно-производственной сфере – до 60 человек;
  • в  строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

           Среднесписочная численность  работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал. Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критерию того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объёме реализации продукции (услуг, работ).

     К субъектам малого предпринимательства, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» относятся:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

     - малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

     По  данным государственной статистической отчетности, по состоянию на 1 января 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 77402 субъекта малого бизнеса, в том числе 65204 микроорганизации и 12198 малых организаций. Для сравнения,  на 1 января  2009 года в республике функционировало 69947 субъектов. За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. По сравнению с 2008 годом количество организаций малого бизнеса увеличилось на 10,7%.

     Значительный  прирост количества субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц в 2009 году обусловлен деятельностью  Правительства страны по либерализации  условий осуществления экономической  деятельности, проводимой с целью  создания благоприятного делового климата и инвестиционной среды в Республике Беларусь. Принимаемые меры затрагивают широкий спектр вопросов, направленных на  преобразования в сферах распоряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений, упрощения налогового и таможенного законодательства, порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, упрощения процедуры получения специальных разрешений (лицензий) и т.п.

     Количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, на 1 января 2010 г. составило 219605, из них количество плательщиков единого налога – 111682. За 2009 год общее количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 4021 человека (1,9%), количество плательщиков единого налога уменьшилось на 10 941человек  (8,9%).

     Количество  малых предприятий  на 1 января 2010 года по регионам республики изображено на рисунке 2.1.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе источника [7]

     Рисунок 2.1 - Число малых организаций по регионам и формам собственности 

     Данный  рисунок  отражает весьма неравномерное  распределение малых предприятий  по регионам РБ. Наибольшая часть малых предприятий сконцентрирована в городе  Минске и Минской области (соответственно 29180 и 11731 малых структур). Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

Информация о работе Малый бизнес