Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа
Проводимая в Республике Беларусь с начала 90-х годов реформа, направленная на создание социально ориентированной рыночной экономики, требует развития конкурентной рыночной среды. В странах с рыночным механизмом хозяйствования основу экономики составляет малый и средний бизнес.
Малый бизнес является необходимым элементом здоровой экономики и выполняет в ней ряд жизненно важных функций. В значительной степени он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придаёт необходимую гибкость рыночному механизму, создаёт предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний.
Введение……………………………………………………………………… 5
Теоретические основы развития малого бизнеса…………………. 7
Понятие, характеристика и сущность малого бизнеса…………..... 7
Организационно-правовые формы субъектов малого бизнеса…… 9
Место малых предпринимательских структур
в современной экономической системе. Сравнительные
преимущества малых форм хозяйствования……………………….. 14
Оценка эффективности функционирования малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 17
Анализ состояния малого бизнеса в
Республике Беларусь на современном этапе………………………. 17
Основные проблемы развития малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 23
Направления и перспективы развития малого бизнеса……………. 25
Государственная поддержка и регулирование
малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………….. 25
Финансирование малого предпринимательства в
Республике Беларусь………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 33
Список использованных источников………………………………………. 34
В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать по следующим направлениям:
При
рассмотрении сферы предпринимательства
как взаимоувязанного компонента рыночной
экономической системы, очевидно, что
максимально реализовать потенциал малого
бизнеса возможно только в случае создания
естественной для предпринимательства
рыночной инфраструктуры (экономической,
юридической, финансово-кредитной, страховой,
производственно-
На развитие малого бизнеса отрицательно влияют следующие факторы:
-социально-экономические: темпы демонополизации, разгосударствление и приватизация; отсутствие развития рыночной инфраструктуры, доступных источников финансирования, системы страхования коммерческих рисков;
-политические: степень поддержки и развития предпринимательства, наличие препятствий бюрократического характера;
-правовые: несовершенство системы налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе;
-психологические: негативное отношение населения к предпринимательству; отсутствие нового подхода к оценке деятельности предприятия, позитивного общественного мнения в поддержку предпринимательских структур;
-организационные: нехватка специалистов-менеджеров, отсутствие опыта и знаний [15, c. 22].
Развитие малого бизнеса несет в себе много важных преимуществ:
-
увеличение доли экономически
активного населения за счет
снижения уровня безработицы
и повышения
-
рост доходов и покупательной
способности граждан, что
-
активизация и самореализация
энергичных и дееспособных
- ускорение освоения новых технологий и организационных новшеств, более быстрый срок окупаемости инвестиций;
-
повышение инвестиционной
-
естественный отбор более
- освоение нетрадиционных для крупных компаний рынков сбыта;
-
создание конкурентной
- мобилизация экономического потенциала, который иначе остался бы невостребованным, а также более эффективное его использование;
-
снижение издержек
-
структурная перестройка
Однако малые предприятия обладают рядом существенных конкурентных недостатков, обуславливающих высокий процент банкротств. Среди слабых сторон малых предприятий можно выделить следующие:
- слабый уровень диверсификации продукции;
- невысокий объём располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы);
- зависимость от крупных компаний;
-
слабая компетентность
-
высокая чувствительность к
- неуверенность и осторожность хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров;
-
невозможность масштабного
Таким
образом, малое предпринимательство -
это существенная составляющая цивилизованного
рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент
присущего ему конкурентного механизма,
который постепенно увеличивает свой
вклад в обеспечение общего экономического
роста. Этот предпринимательский уклад
придает рыночной экономике должную гибкость,
мобилизует крупные финансовые и производственные
ресурсы населения, несет в себе мощный
антимонопольный потенциал, служит серьезным
фактором структурной перестройки и обеспечения
прорывов по ряду направлений научно-технического
прогресса, во многом решает проблему
занятости и другие социальные проблемы
рыночного хозяйства. Вот почему становление
и развитие малого предпринимательства
представляет собой стратегическую задачу
реформационной экономической политики.
ГЛАВА 2
ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
За последние годы предпринимательство в Беларуси превратилось в достаточно серьезный фактор социально-экономического развития страны, способствующий формированию конкурентной среды на товарных рынках, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, реализации предпринимательской инициативы населения. Начав свое становление в форме кооперативов, предпринимательство в настоящее время заявило о себе практически во всех отраслях и сферах деятельности экономики республики.
Согласно Закону Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал. Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критерию того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объёме реализации продукции (услуг, работ).
К субъектам малого предпринимательства, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» относятся:
- малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
По данным государственной статистической отчетности, по состоянию на 1 января 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 77402 субъекта малого бизнеса, в том числе 65204 микроорганизации и 12198 малых организаций. Для сравнения, на 1 января 2009 года в республике функционировало 69947 субъектов. За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. По сравнению с 2008 годом количество организаций малого бизнеса увеличилось на 10,7%.
Значительный
прирост количества субъектов малого
предпринимательства –
Количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, на 1 января 2010 г. составило 219605, из них количество плательщиков единого налога – 111682. За 2009 год общее количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 4021 человека (1,9%), количество плательщиков единого налога уменьшилось на 10 941человек (8,9%).
Количество малых предприятий на 1 января 2010 года по регионам республики изображено на рисунке 2.1.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе источника [7]
Рисунок
2.1 - Число малых организаций
по регионам и формам
собственности
Данный
рисунок отражает весьма неравномерное
распределение малых