Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Проводимая в Республике Беларусь с начала 90-х годов реформа, направленная на создание социально ориентированной рыночной экономики, требует развития конкурентной рыночной среды. В странах с рыночным механизмом хозяйствования основу экономики составляет малый и средний бизнес.
Малый бизнес является необходимым элементом здоровой экономики и выполняет в ней ряд жизненно важных функций. В значительной степени он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придаёт необходимую гибкость рыночному механизму, создаёт предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 5
Теоретические основы развития малого бизнеса…………………. 7
Понятие, характеристика и сущность малого бизнеса…………..... 7
Организационно-правовые формы субъектов малого бизнеса…… 9
Место малых предпринимательских структур
в современной экономической системе. Сравнительные
преимущества малых форм хозяйствования……………………….. 14
Оценка эффективности функционирования малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 17
Анализ состояния малого бизнеса в
Республике Беларусь на современном этапе………………………. 17
Основные проблемы развития малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 23
Направления и перспективы развития малого бизнеса……………. 25
Государственная поддержка и регулирование
малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………….. 25
Финансирование малого предпринимательства в
Республике Беларусь………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 33
Список использованных источников………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

курсовая малый бизнес.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

     Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг малых предприятий республики в 2009 году составил 13,5%, что на 3,2 процентных пункта меньше, чем в предыдущем году. Значительно выше республиканского уровня, сложившегося в малом бизнесе, отмечался уровень рентабельности на предприятиях, занимавшихся операциями с недвижимым имуществом – 63,8%, геологией и разведкой недр, геодезической и гидрометеорологической службой – 41,9%, материально-техническим снабжением и сбытом – 32,4%, а также на предприятиях связи – 24,3%. Самый низкий уровень рентабельности наблюдался в организациях отраслей «финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» (2,2%), «здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» (4%) и «лесное хозяйство» (5,1%).

       Таким образом, финансовое положение предприятий малого бизнеса по-прежнему нестабильно: снижается уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг, остается высоким удельный вес убыточных предприятий. 
 

           

ГЛАВА 3

НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 
 

    1.   Государственная  поддержка и регулирование малого бизнеса в Республике Беларусь
 

     Республика  Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий  для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.

     Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

     Малое предпринимательство представляет собой перспективно развивающийся  сектор экономики, постепенно увеличивающий  свой вклад в обеспечение общего экономического роста республики.

     Для повышения эффективности предпринимательства в республике государство должно создавать информационные, консультативные, исследовательские центры, инновационные и другие фонды, которые оказывают непосредственную помощь малым предприятиям на начальном этапе их становления. Нужны также агентства, обеспечивающие бизнесменов (предпринимателей) информацией о зарубежных партнерах, возможности кооперации с ними. Малые предприятия и предприниматели-индивидуалы не могут быть конкурентами крупных производителей без специальных мер государственной поддержки. Создание условий для развития малого бизнеса в Республике Беларусь является одним из направлений улучшения экономического положения страны.

     В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
  • создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
  • введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
  • реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
  • организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.

     Поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Государственной  программой поддержки малого предпринимательства, а также отраслевыми и региональными программами поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Кабинетом Министров Республики Беларусь, центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

     Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.

     Целями  Государственной программы являются обеспечение благоприятных условий  для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки, широкое использование потенциала субъектов малого предпринимательства в сферах производства и оказания услуг, развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях, сельской местности, активизация инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности в сфере малого предпринимательства [11].

     Задачи  Государственной программы на 2010 – 2012 годы:

  • создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий;
  • преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
  • внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
  • создание новых рабочих мест;
  • обеспечение импортозамещения;
  • адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства;
  • содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей [11].

     Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:

  • мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малого предпринимательства;
  • повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

     В соответствии с нормами Указа  Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“ программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

     На  реализацию мероприятий Государственной  программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.

     В результате реализации мероприятий  Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131%, в 2011 году – 133%, в 2012 году – 135%. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111%, в 2011 году - до 113%, в 2012 году – до 115% [11].

     Целями  государственной политики стимулирования развития малого бизнеса являются повышение  занятости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности.

     В результате реализации системы государственной поддержки в Беларуси создается соответствующая инфраструктура поддержки  и развития малого предпринимательства – центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, научно-технологические парки и др.

     В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая на 1 января 2010 г. включала 52 центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.

     Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого бизнеса, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой независимости. Центром поддержки малого предпринимательства является юридическое лицо, создаваемое на основе любой формы собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства [17, c. 104, 105].

       В соответствии с Положением о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2008 г. № 825, основными задачами центра являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.

     В целях реализации основных задач  центры оказывают информационные, консалтинговые услуги (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; осуществляют подготовку бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействуют в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.

     Таким образом, в Беларуси оказывается  достаточно существенная поддержка  предпринимательства, в том числе  подготовка и принятие законодательных  актов по стимулированию развития малого и среднего бизнеса. Целесообразно  ввести соответствующую квалификацию этого бизнеса, что позволит на правовой основе устанавливать соответствующие налоговые льготы, государственные гарантии по кредитам, предусматривать участие этого бизнеса в государственно- частных партнерствах. 

    1. Финансирование малого предпринимательства в Республике Беларусь
 

     Финансовая  поддержка малого предпринимательства – это создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрения механизмов гарантирования возврата микрокредитов.

     Под микрофинансированием понимается вид  деятельности, связанный с оказанием  финансовых услуг, как правило, начинающим субъектам малого предпринимательства и является эффективным инструментом в достижении более свободного доступа малых предприятий к источникам финансирования и, что особенно важно, позволяет многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес [9, c. 214].

     Развитие  малого бизнеса в значительной мере зависит от возможностей доступа  к финансовым ресурсам для обеспечения  инвестиционной деятельности, что, во многом, определяется состоянием финансовой системы страны. Сегодня наблюдается  существенное отставание кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики и особенно ее почти полная неспособность обеспечить развитие малого бизнеса. Банковская система монополизирована государством и направлена, в основном, на поддержку крупных проектов. Наиболее действенным инструментом в практике финансирования малого бизнеса могло стать создание специализированного банка по обслуживанию субъектов малого бизнеса. Улучшение доступа субъектов малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам видится как путь развития не только банковского кредитования, а также через создание системы небанковского кредитования.

     Фондом  финансовой поддержки предпринимателей является некоммерческая организация, создаваемая с целью финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг.

Информация о работе Малый бизнес