Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа
Проводимая в Республике Беларусь с начала 90-х годов реформа, направленная на создание социально ориентированной рыночной экономики, требует развития конкурентной рыночной среды. В странах с рыночным механизмом хозяйствования основу экономики составляет малый и средний бизнес.
Малый бизнес является необходимым элементом здоровой экономики и выполняет в ней ряд жизненно важных функций. В значительной степени он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придаёт необходимую гибкость рыночному механизму, создаёт предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний.
Введение……………………………………………………………………… 5
Теоретические основы развития малого бизнеса…………………. 7
Понятие, характеристика и сущность малого бизнеса…………..... 7
Организационно-правовые формы субъектов малого бизнеса…… 9
Место малых предпринимательских структур
в современной экономической системе. Сравнительные
преимущества малых форм хозяйствования……………………….. 14
Оценка эффективности функционирования малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 17
Анализ состояния малого бизнеса в
Республике Беларусь на современном этапе………………………. 17
Основные проблемы развития малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 23
Направления и перспективы развития малого бизнеса……………. 25
Государственная поддержка и регулирование
малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………….. 25
Финансирование малого предпринимательства в
Республике Беларусь………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 33
Список использованных источников………………………………………. 34
Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг малых предприятий республики в 2009 году составил 13,5%, что на 3,2 процентных пункта меньше, чем в предыдущем году. Значительно выше республиканского уровня, сложившегося в малом бизнесе, отмечался уровень рентабельности на предприятиях, занимавшихся операциями с недвижимым имуществом – 63,8%, геологией и разведкой недр, геодезической и гидрометеорологической службой – 41,9%, материально-техническим снабжением и сбытом – 32,4%, а также на предприятиях связи – 24,3%. Самый низкий уровень рентабельности наблюдался в организациях отраслей «финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» (2,2%), «здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» (4%) и «лесное хозяйство» (5,1%).
Таким образом, финансовое положение предприятий
малого бизнеса по-прежнему нестабильно:
снижается уровень рентабельности реализованной
продукции, работ, услуг, остается высоким
удельный вес убыточных предприятий.
ГЛАВА 3
НАПРАВЛЕНИЯ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.
Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
Малое
предпринимательство
Для повышения эффективности предпринимательства в республике государство должно создавать информационные, консультативные, исследовательские центры, инновационные и другие фонды, которые оказывают непосредственную помощь малым предприятиям на начальном этапе их становления. Нужны также агентства, обеспечивающие бизнесменов (предпринимателей) информацией о зарубежных партнерах, возможности кооперации с ними. Малые предприятия и предприниматели-индивидуалы не могут быть конкурентами крупных производителей без специальных мер государственной поддержки. Создание условий для развития малого бизнеса в Республике Беларусь является одним из направлений улучшения экономического положения страны.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
Поддержка
малого предпринимательства
Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.
Целями
Государственной программы
Задачи Государственной программы на 2010 – 2012 годы:
Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:
В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“ программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.
На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.
В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131%, в 2011 году – 133%, в 2012 году – 135%. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111%, в 2011 году - до 113%, в 2012 году – до 115% [11].
Целями государственной политики стимулирования развития малого бизнеса являются повышение занятости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности.
В результате реализации системы государственной поддержки в Беларуси создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства – центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, научно-технологические парки и др.
В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая на 1 января 2010 г. включала 52 центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.
Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого бизнеса, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой независимости. Центром поддержки малого предпринимательства является юридическое лицо, создаваемое на основе любой формы собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства [17, c. 104, 105].
В соответствии с Положением о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2008 г. № 825, основными задачами центра являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.
В целях реализации основных задач центры оказывают информационные, консалтинговые услуги (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; осуществляют подготовку бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействуют в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.
Таким
образом, в Беларуси оказывается
достаточно существенная поддержка
предпринимательства, в том числе
подготовка и принятие законодательных
актов по стимулированию развития малого
и среднего бизнеса. Целесообразно
ввести соответствующую квалификацию
этого бизнеса, что позволит на правовой
основе устанавливать соответствующие
налоговые льготы, государственные гарантии
по кредитам, предусматривать участие
этого бизнеса в государственно- частных
партнерствах.
Финансовая поддержка малого предпринимательства – это создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрения механизмов гарантирования возврата микрокредитов.
Под микрофинансированием понимается вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг, как правило, начинающим субъектам малого предпринимательства и является эффективным инструментом в достижении более свободного доступа малых предприятий к источникам финансирования и, что особенно важно, позволяет многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес [9, c. 214].
Развитие малого бизнеса в значительной мере зависит от возможностей доступа к финансовым ресурсам для обеспечения инвестиционной деятельности, что, во многом, определяется состоянием финансовой системы страны. Сегодня наблюдается существенное отставание кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики и особенно ее почти полная неспособность обеспечить развитие малого бизнеса. Банковская система монополизирована государством и направлена, в основном, на поддержку крупных проектов. Наиболее действенным инструментом в практике финансирования малого бизнеса могло стать создание специализированного банка по обслуживанию субъектов малого бизнеса. Улучшение доступа субъектов малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам видится как путь развития не только банковского кредитования, а также через создание системы небанковского кредитования.
Фондом
финансовой поддержки предпринимателей
является некоммерческая организация,
создаваемая с целью