Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Проводимая в Республике Беларусь с начала 90-х годов реформа, направленная на создание социально ориентированной рыночной экономики, требует развития конкурентной рыночной среды. В странах с рыночным механизмом хозяйствования основу экономики составляет малый и средний бизнес.
Малый бизнес является необходимым элементом здоровой экономики и выполняет в ней ряд жизненно важных функций. В значительной степени он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придаёт необходимую гибкость рыночному механизму, создаёт предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 5
Теоретические основы развития малого бизнеса…………………. 7
Понятие, характеристика и сущность малого бизнеса…………..... 7
Организационно-правовые формы субъектов малого бизнеса…… 9
Место малых предпринимательских структур
в современной экономической системе. Сравнительные
преимущества малых форм хозяйствования……………………….. 14
Оценка эффективности функционирования малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 17
Анализ состояния малого бизнеса в
Республике Беларусь на современном этапе………………………. 17
Основные проблемы развития малого бизнеса в
Республике Беларусь…………………………………………………. 23
Направления и перспективы развития малого бизнеса……………. 25
Государственная поддержка и регулирование
малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………….. 25
Финансирование малого предпринимательства в
Республике Беларусь………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 33
Список использованных источников………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

курсовая малый бизнес.doc

— 774.50 Кб (Скачать)
  1. предприятие владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве её сферы деятельности;
  2. управление предприятием осуществляется её владельцем (или соучредителем) лично, без создания управленческой структуры;
  3. предприятие является независимым (не представляет собой часть крупного предприятия).

     Статистическое  определение малого предприятия предполагает использовать такие показатели как доля в валовом национальном продукте, число занятых работников, оборот [17, c. 9].

     Учитывая  вышеизложенное, под малым бизнесом мы понимаем индивидуальных предпринимателей, а также малые предприятия с частной и смешанной формами собственности, занимающиеся деятельностью с целью получения прибыли или личного дохода, которую они осуществляют от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия), и не занимающие доминирующего положения на рынке [3, c. 18].

     Сущность  малого бизнеса не отражается в категориях рыночной или плановой, капиталистической или социалистической экономики. Именно поэтому малый бизнес как особый социально-экономический уклад легко адаптируется к самым разным социо-культурным  условиям и эффективно функционирует как в либеральной экономике США и Западной Европы, так и в традиционных обществах Японии и Юго-Восточной Азии, в Испании и на юге Италии, в исламских странах «третьего мира».

     Трудно  переоценить значимость развития малого бизнеса для страны, где оно  способно коренным образом и без  существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских  товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. Именно малый бизнес может выступить той средой, которая на свой риск и под свою имущественную ответственность будет мобилизовывать экономический потенциал государства и создаст основу для появления новых конкурентоспособных предприятий, в том числе и крупных.   

     

    1. Организационно-правовые формы предпринимательства в  малом бизнесе
 

     Если  рассматривать развитие малого предпринимательства как положительное явление рыночного хозяйствования, то можно отметить следующие его формы:

  1. интенсивного развития, когда предприятия малого бизнеса без увеличения численности работающих повышают объёмы выпуска продукции в натуральном и денежном выражении, используя факторы научно- технического прогресса;
  2. экстенсивного развития, что связывается с созданием новых рабочих мест, сокращением безработицы, т.е. решением социальных задач;
  3. интегрального развития, когда задействуются и экономические и социальные резервы развития предпринимательства [1, c. 40].

     Основным  звеном малого бизнеса выступают  малые предприятия.

     Субъекты  малого бизнеса – совершенно особый тип производственных структур в  экономическом, социальном, технологическом и управленческом аспектах. Они могут быть разделены на несколько основных групп. По основной цели деятельности они подразделяются:

  • на коммерческие, преследующие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и распределяющие её между участниками;
  • на некоммерческие, не имеющие в качестве основой  цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Субъектами малого предпринимательства некоммерческие организации становятся, поскольку могут (в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь) осуществлять предпринимательскую деятельность в случае, если она необходима для достижения их уставных целей [6, c. 25].

     По  степени самостоятельности в  принятии решений субъекты предпринимательской  деятельности подразделяются:

  • на самостоятельные хозяйствующие субъекты:
  • физические лица – индивидуальные предприниматели, распоряжающиеся имуществом без каких-либо ограничений;
  • юридические лица:
  • наделенные правом собственности на имущество – хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы;
  • не наделенные правом собственности на имущество – унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, унитарные предприятия на праве оперативного управления;
  • объединения юридических лиц – хозяйственные группы;
  • дочерние и зависимые юридические лица – это общество либо товарищество, в котором другие юридические лица в силу преобладающего участия в уставном фонде либо в соответствии с договором имеет возможность определять решения, принимаемые данным юридическим лицом;
  • представительства и филиалы – обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, совершающие от его имени сделки и иные юридические действия [6, c. 26]

     По  организационно-правовому статусу  субъекты малого бизнеса могут быть разделены на две основные группы:

  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица [6, c. 26].

     Индивидуальным  предпринимателем является гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального  предпринимателя, изъявивший желание  заниматься коммерческой деятельностью. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

     Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде [4, c. 30]. 

     Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах. 

     Хозяйственными  товариществами и  обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности [6]

        Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.  Коммандитным товариществом признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности [4].

     Хозяйственные общества могут создаваться в  форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или  общества с дополнительной ответственностью.  Акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее размера, установленного законодательными актами. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен уставом общества [4]. 

     Производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.  

     Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия [6, c.30]. 

     Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. 

     Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.  

     Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.  

     Общественными и религиозными организациями  (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей [4].

     Выбор организационно-правовой формы малого бизнеса определяется следующими факторами: вид деятельности (производство, торговля, строительство), предполагаемые масштабы деятельности, число учредителей, правовое регулирование предприятий и характер экономического риска деятельности.

       Преобразование организационно-правовой формы может осуществляться на любой стадии жизненного цикла компании. Следовательно, выбор организационно-правовой формы не является критическим фактором с точки зрения ограничения потенциала роста экономической единицы; поэтому на начальном этапе следует выбирать ту организационно-правовую форму, которая является оптимальной с точки зрения экономического риска, возможности мобилизации ресурсов, управляемости, сложности и скорости создания.  
 
 
 
 

    1.3. Малый бизнес в  системе рыночных  отношений. Сравнительные преимуществ и недостатки малых форм хозяйствования 

     Значение  малого бизнеса в рыночной экономике  действительно очень велико. Без малого бизнеса экономика ни развиваться, ни функционировать не может. Трудно представить эффективно развивающуюся рыночную экономику без широкой сети мелких, гибких экономических образований. Развитие предпринимательства является необходимым условием процветания любого общества. Во всем мире основная часть населения  занята в малом бизнесе: это и собственники, имеющие своё дело, и наемные работники, для которых малый бизнес открывает новые рабочие места. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического развития, структуру национального продукта [17, c. 11].

Информация о работе Малый бизнес