Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование предпринимательской деятельности и управления в малых предприятиях.
Задачами данной работы являются:
1) Выявить экономическую роль малого бизнеса в современной структуре экономики зарубежных стран и России;
2) Определить место малого бизнеса в предпринимательской деятельности. Разобрать его достоинства и недостатки;
3) Проанализировать какова роль малого бизнеса в рыночной экономике Российской Федерации. Выявить проблемы и перспективы его развития;
4) Проанализировать особенности ведения малого бизнеса и на основе этого определить причины неудач малых фирм;
5) Исследовать условия развития малого бизнеса;
6) Выделить основы управления малым предприятиям, используя анализ российского опыта.

Содержание

Введение 3
1 Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России 4
1.1 Экономическая сущность и роль малого бизнеса 4
1.2 Место малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его достоинства и недостатки 10
1.3 Роль малого бизнеса в рыночной экономике России, проблемы и перспективы 14
2 Особенности ведения малого бизнеса 20
2.1 Причины неудач малых фирм 20
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса 23
2.3 Основы управления малым предприятием на примере России 31
Заключение 36
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство и менеджмент в малом бизнесе.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

Чаще всего директор осуществляет функциональное управление на малых предприятиях. Во многих случаях на российских малых предприятиях, директор (иногда и собственник в одном лице) является как руководителем предприятия в общем, так и функциональным руководителем. Но все больше становится случаев, когда, руководители (собственники) малых предприятий понимают, что для лучшего функционального управления целесообразно привлекать профессиональных менеджеров.

Определимся, как можно охарактеризовать методы управления малым предприятием. Вообще, управление определяется как система принципов, методов, средств и форм, направленная на рациональное использование всех ресурсов предприятия во имя достижения поставленных целей. На малом предприятии добавляется еще и своя специфика, исходя из того, например, круг вопросов, охватываемых руководителем весьма богат, или из того, что хочет руководитель или нет, ему приходится теснее сотрудничать с подчиненными, чтобы они продуктивнее работали. Именно достижение продуктивности работы предприятия, получение конкретных результатов характеризуют менеджера (руководителя) как специалиста по управлению.

В этой связи различают менеджера по вкладу и по результатам (иногда такой подход называют «управление по целям[21]»). Различия подходов к управлению тех и других руководителей приведены в таблице 1.

 


Таблица 1 - Различие подходов  к управлению

Руководитель по результатам

Руководитель по вкладам

В своей деятельности принимает во внимание окружение, как своего предприятия, так и внешнее.

Активность концентрируется только на своих подчиненных и коллегах по работе

Вырабатывает принципы деятельности для своих подчиненных и для всего предприятия

Осуществляет принципы деятельности, выработанные другими

Делегирует значительную долю другим, выступая хорошим «тренером»

Стремится держать все ниточки управления в своих руках, выступая в качестве «игрока»

Принимает во внимание требования сложившейся ситуации

Действует схематично даже в изменяющихся условиях

Дает подчиненным возможность показать себя

Стремится сам преподнести как свои, так и чужие идеи

Поощряет подчиненных ставить перед собой высокие цели

Заинтересован в основном только своей карьерой

Способен отличить существенное от несущественного (в смысле рационального использования времени)

Застревает в рутинных вопросах, на решение которых уходит большая часть его времени

Стремится совершенствоваться в областях, которые ему мало известны

Ограничивает свои интересы теми специальными областями, которые освоены им во время учебы и на практической работе

Прибегает к конструктивной критике деятельности организации

Критикует методы работы

Не боится риска и ответственности

Боится риска и стремится действовать наверняка

 

В практике руководства российскими малыми предприятиями нередко имеет место случаи такие, что для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем, директор предприятия назначается исходя из субъективного фактора личных симпатий, исходя из родственных связей или как принято говорить «по знакомству». И назначенный на управляющую должность, нередко, оказывается «удовлетворяющим» многим критериям второй колонки вышеуказанной таблицы, что просто губительно сказывается на развитии доверенной такому управленцу фирмы. Но есть и другой тип руководителя, более предпочтительный для малого предприятия, так как малая фирма должна быть, по определению, более гибкой, что способствует более быстрой адаптации к изменениям условий внешней среды – тип руководителя по результатам.

Рассмотрим основные элементы управления по результатам.

Сущность концепции – целостная система управления, ориентированная на конечные результаты и основанная на использование творческого потенциала трудового коллектива, современных методов и техник управления.

Стадии процесса управления:

1)                                 Планирование результатов, включающее стратегическое, годовое и индивидуальное планирование (планы работы лиц, занимающих ключевые посты);

2)                                 Достижение результатов на основе ситуативного руководства, отражающего неопределенность и динамичность предприятия и его окружения. При этом обращается внимание на стиль управления, методы и технику руководства, настойчивость, творческий подход, изучение окружающей среды, людей и их дел;

3)                                 Контроль с целью оценки достигнутых результатов, способов выполнения намеченных мероприятий. Оценка результатов завершается выводами, которые учитываются в дальнейшей работе.

При управлении по результатам предполагается совершенствование структуры предприятия, воспитание профессионально подготовленных руководителей. Саморазвитие выступает как процесс изменений, которыми можно управлять.

Таким образом, управление по результатам ориентирует на достижение конкретных показателей вместо простого выполнения функций и, значит, дает возможность оценить способности менеджера как руководителя предприятия, организатора эффективной работы коллектива.

Успехи и неудачи предприятия – это в первую очередь успехи и неудачи управления.  И если малое предприятие работает плохо и нерентабельно, хозяину следует задуматься, и, может быть, заменить не рабочих, а управляющего менеджера.


Заключение

Малое предпринимательство занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общества. С одной стороны оно является всеобщей основой развития свободных рыночных отношений, с другой - наиболее действенной формой повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает ощутимый хозяйственный результат. Оно существует и развивается как относительно самостоятельный, отдельный, но не изолированный сектор экономики, обладающий как преимуществами, так и недостатками перед крупным бизнесом. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национальной экономики, малые предприятия занимают свою нишу и удовлетворяют локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах.

Экономическая сущность малого предпринимательства проявляется в том, что это особый тип предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода. Его особенность и основное преимущество перед крупным бизнесом заключается в гибкости и оперативности в принятии решений, перестройке организационной структуры, быстром усвоении происходящих перемен и соответствующая реакция на них. Его недостатки происходят из самой природы малого бизнеса. Однако основной функцией малого предпринимательства является создание конкурентной среды на рынках товаров и услуг за счет реализации потенциала и хозяйственной инициативы наиболее активной части трудоспособного населения.

Десятилетие реформ по переходу к рыночной экономике в России привело к тому, что становление рыночных отношений в посткоммунистическом периоде заново возродило частное предпринимательство. Благодаря малому бизнесу изменился менталитет человека, появилась возможность максимально проявить свои способности. Однако на сегодняшний день, достигнутый уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточен.

Малое предпринимательство в России перешло от этапа зарождения и развития в борьбе с внешними неблагоприятными факторами к этапу выживания. Усиливающаяся роль государства в регулировании рынка, особенно потребительского, еще более усложняет его положение.

Для претворения больших задач, стоящих перед экономикой России, необходимо обеспечить эффективную систему государственной поддержки малого бизнеса. Необходимо ужесточить правовое регулирование взаимоотношений между производителями товаров и услуг и их потребителями. В цивилизованном рынке не должно быть места недобросовестному предпринимательству.

На основе того, что было рассмотрено ранее можно сделать определённые выводы:

1. Малые фирмы могут быстро и с меньшими затратами перестраиваться, и готовы заполнить свободные ниши, выпуская мел­косерийную и уникальную продукцию, осуществлять производство новых моделей и модифицировать уже существующие товары;

2. Чем выше степень развития малого бизнеса, тем полнее используются предпринимательские ресурсы. Неразвитость малого бизнеса обедняет нацию, приводит к снижению ее предпринимательского потенциала. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства;

3. Достижение экономического роста, обеспечение национальной безопасности и конкурентоспособности государства в долгосрочной перспективе невозможны без развития малого инновационного бизнеса;

4. Несмотря на большое значение малого бизнеса для эконо­мики, его становление и развитие сопряжёно с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизне­се — это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Считается, что без реальной поддержки государства малый бизнес не может успешно развиваться;

5. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики: в наших условиях он может выступать во многих случаях лишь как связующее звено, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но малый бизнес выполняет многие важные функции, такие как: содействие структурной перестройке экономики, наращивании налоговых поступлений в бюджет, особенно местный, вносит значитель­ный вклад в повышение эффективности общественного произ­водства, сохранения и развития имеющегося отечественного производ­ственного и научно-технического интеллектуального потенциала нации;

6. Недостаточность начального капитала и собственных оборот­ных средств. Трудности с получением банковских кредитов. Усиление давления криминальных структур. Нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, кон­сультантов. Сложности с получением помещений и крайне высокая аренд­ная плата. Ограниченные возможности получения лизинговых услуг. Отсутствие должной социальной защищенности и личной безо­пасности владельцев и работников малых предприятий.  - таковы проблемы дальнейшего развития малого бизнеса в России;

7. Наиболее частые причины неудач малых фирм: Неправильный выбор сферы деятельности и месторасполо­жения фирмы, что не позволяет обеспечить достаточный объем продаж для получения прибыли. Большая конкуренция на рынке, как на момент открытия фирмы, так и потенциальная в процессе будущей деятельности.              Плохое управление: большие эксплуатационные издержки, затоваривание, ошибки в учете и планировании. Неумение владельцев видеть всю картину своего бизнеса (производство, торговля, закупки, финансы) и его перспективу. Недостаток профессиональных и деловых знаний, плохое знание правил игры на рынке (законодательные акты и практические навыки ведения дел). Трудности при получении долгов. Мошенничество и вредные привычки владельцев. Малый бизнес относится к наиболее рисковым сферам при­ложения труда;

8. Одним из наиболее важных и ответственных шагов в начале деятельности является выбор сферы бизнеса (производство, строительство, торговля и так далее). От этого решения будет во многом за­висеть успех предприятия. Важнейшим условием успешного начала бизнеса является наличие плодотворной идеи. Планирование является обязательным условием успешного начала любого биз­неса. Размер начального капитала зависит от отрасли, орга­низационно-правовой формы бизнеса, масштабов деятельности. Его источником могут быть личные сбережения, финансовые итоги предыдущей предпринимательской деятельности, заем­ные средства. Обязательным условием успешного начала собственного бизнеса является наличие деловых знаний и навыков, желания много работать;

9.Наиболее значимый фактор успешного начала бизнеса — вера в собственные силы и творческие способности и убежденность, что у сложных проблем нет легких решений. Чтобы удер­жаться и закрепиться в бизнесе, необходима огромная сила воли и твердая уверенность в успехе начатого дела. Если не потерять эту уверенность и ответственно относиться к своему делу, удача обязательно последует.

10. Успехи и неудачи предприятия – это в первую очередь успехи и неудачи управления.  И если малое предприятие работает плохо и нерентабельно, хозяину следует задуматься, и, может быть, заменить не рабочих, а управляющего менеджера.

 


Список использованных источников

 

  1. Адаменко, М. В. Как открыть свой малый бизнес. - НТ Пресс, 2008.

 

  1. Малый бизнес в России: перспективы и надежды / А. Г. Хвостиков// Российское предпринимательство. 2012. №2

 

  1. Малый бизнес – инструмент решения социальных задач/ Е. В. Егоров// Международный журнал: Проблемы теории и практики управления. 2004. №4.

 

  1. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В Буева. – М.: Фонд «Люберальная миссия», 2003. – 220 с.

 

  1. Нестеренко Ю. Н. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2007. – 224 с.

 

  1. Организационное   поведение .  От   теории   к   практике  / Джеральд   Гринберг ,  Роберт   Байрон ; пер. с англ. О.В. Бредихина, В.Д. Соколова. - Москва:  Вершина ,  2004 . - 912 с.

Информация о работе Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России