Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование предпринимательской деятельности и управления в малых предприятиях.
Задачами данной работы являются:
1) Выявить экономическую роль малого бизнеса в современной структуре экономики зарубежных стран и России;
2) Определить место малого бизнеса в предпринимательской деятельности. Разобрать его достоинства и недостатки;
3) Проанализировать какова роль малого бизнеса в рыночной экономике Российской Федерации. Выявить проблемы и перспективы его развития;
4) Проанализировать особенности ведения малого бизнеса и на основе этого определить причины неудач малых фирм;
5) Исследовать условия развития малого бизнеса;
6) Выделить основы управления малым предприятиям, используя анализ российского опыта.

Содержание

Введение 3
1 Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России 4
1.1 Экономическая сущность и роль малого бизнеса 4
1.2 Место малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его достоинства и недостатки 10
1.3 Роль малого бизнеса в рыночной экономике России, проблемы и перспективы 14
2 Особенности ведения малого бизнеса 20
2.1 Причины неудач малых фирм 20
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса 23
2.3 Основы управления малым предприятием на примере России 31
Заключение 36
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство и менеджмент в малом бизнесе.doc

— 307.50 Кб (Скачать)


39

 

Содержание

Введение

1 Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России

1.1 Экономическая сущность и роль малого бизнеса

1.2 Место малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его достоинства и недостатки

1.3 Роль малого бизнеса в рыночной экономике России, проблемы и перспективы

2 Особенности ведения малого бизнеса

2.1 Причины неудач малых фирм

2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса

2.3 Основы управления малым предприятием на примере России

Заключение

Список использованных источников


Введение

В настоящее время особенно актуальной темой является проблема внедрения на рынок малых предприятий в экономике нашей страны. Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут предоставить России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой, возможно, не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего процесс внедрения новых технологий заторможен.

Целью работы является исследование предпринимательской деятельности и управления в малых предприятиях.

Одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватает экономике России.

Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует обратить внимание на взлеты и падения других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

Задачами данной работы являются:

1)                              Выявить экономическую роль малого бизнеса в современной структуре экономики зарубежных стран и России;

2)                              Определить место малого бизнеса в предпринимательской деятельности. Разобрать его достоинства и недостатки;

3)                              Проанализировать какова роль малого бизнеса в рыночной экономике Российской Федерации. Выявить проблемы и перспективы его развития;

4)                              Проанализировать особенности ведения малого бизнеса и на основе этого определить причины неудач малых фирм;

5)                              Исследовать условия развития малого бизнеса;

6)                              Выделить основы управления малым предприятиям, используя анализ российского опыта.


1 Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России

1.1 Экономическая сущность и роль малого бизнеса

Термины «малый бизнес» и «малое предприятие» несмотря на внешнюю простоту имеют различное толкование, что затрудняет их универсальную систематизацию.

Имеются различные критерии, по которым предприятие относят к разряду малых, они неоднозначны и варьируются от страны к стране: численность занятых (почти все страны, в том числе и Россия); величина капитала (Италия, Япо­ния); размер годового оборота (Великобритания); немонополисти­ческое положение на рынке (США); роль собственника в управле­нии (ФРГ, Греция); правовой статус (Франция); форма собствен­ности (Венгрия); стадии роста (Швеция); характер взаимоотноше­ний с крупными производственными структурами (Япония)[1].

Разные критерии используются и для того, чтобы определить верхний предел размера малого предприятия, что нельзя сказать о нижнем пределе, тут всё гораздо проще, его просто нет. Предпочтение одних критериев другим зависит от того, кто и с какой целью их выбирает.

Множественность подходов обусловливает потребность в выделении наиболее обобщенных критериев, характеризующих малый бизнес как с количественной, так и с качественной стороны.

В международной статистике основными количественными показателями, определяющими размер предприятия, являются чис­ленность работающих, размер уставного капитала, величина годо­вого оборота и балансовая стоимость активов.

Принцип отнесения предприятий к малому бизнесу по количественным показателям действует в российском законодатель­стве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федера­ции «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям относят коммер­ческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юри­дическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринима­тельства, не больше 25%, средняя численность работников в них не превышает предельных уровней:

а)   В промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 че­ловек;

б)   В сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек;

в)   В оптовой торговле - 50 человек;

г)   В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

д)  В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 че­ловек[2].

Такие критерии, как годовой оборот, численность работающих, стоимость активов, как правило, доступны для исследователей и для государственных органов, удобны в использовании. Однако количественные показатели характеризуют деятельность малых предприятий односторонне, не раскрывают особенностей этого сек­тора предпринимательства, не учитывают такие факторы, как положение в экономике, характер труда, рынки сбыта, технология произ­водства, не оптимальны при сравнительном анализе. Для более полной характеристики малых предприятий коли­чественные показатели заменяют качественными, которые учитывают цели производства, характер менеджмента, особенности орга­низации, способы финансирования.

Длительное время считалось, что стержнем хозяйственного развития почти во всех странах мира, опорой любой национальной, а, следовательно, и мировой экономики является крупный бизнес. Он выступал, в качестве основы экономического роста, лидера новых начинаний, источника прогресса. Малый же бизнес рассматривался как второстепенная, дополнительная, форма производства, являю­щаяся в лучшем случае придатком большого бизнеса, а в отдельных вариантах – неустойчивой, связанной со многими проблемами ветвью предпринимательства. Однако данные утверждения оказались ошибочными.

Мелкие формы производства имеют больший, чем крупные предприятия, удельный вес в ВВП, числен­ности занятых и общем количестве действующих предприятий большинства стран. Так, доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте западных стран чрезвычайно высо­ка, во многих, случаях превышает 50%, а иногда доходит до 60-70% ВВП. В общем количестве предприятий удельный вес малых и средних предприятий дости­гает 95-98%, в совокупной численности занятых - 60-80%. Это свидетельствует о существенной роли малого бизнеса в развитии хозяй­ственного механизма.

Роль малого предпринимательства, как правило, связывают с тем, что оно обеспечивает рабочими местами активную часть населения, является основным источником доходов для среднего класса, формирую­щим социальную устойчивость общества, а также дополнительным каналом поступления на товарный рынок как стандартной, так и не­стандартной продукции. Указанные факторы определяли значение малого бизнеса для экономики на этапе становления предпринимательства. В настоящее же время их можно рассматривать как хотя и суще­ственные, но вторичные и производные.

Современный покупатель рассматривает себя как личность, наделенную нравом на индивидуальность и соответствующий образ жизни. Его перестала удовлетворять стандартная продукция, вы­пускаемая большими партиями. Возникло стремление к оригинальному имиджу, желание выделиться в окружающей среде и тем самым обратить на себя внимание, что привело к увеличению спроса на индивидуализированный товар. Это, в свою очередь, потребовало формирования новой производственной системы, выстроенной на основе гибкой специализации производства и способной опера­тивно обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, удовле­творять любые требования потребителей.

Однако создать такую систему на базе крупных предприятий весьма проблематично, да и, наверное, вообще невозможно. Промы­шленным гигантам невыгодны небольшие по емкости сегменты рынка, возникающие на основе специфического спроса. Большой бизнес не заинтересован в их освоении. Кроме того, переориентация крупного производства, которое обременено значительными основ­ными фондами, настроенными на выпуск стандартизированной про­дукции, и связано с большими единовременными затратами, на вы­пуск другой индивидуализированной продукции - чрезвычайно трудное, длительное и дорогостоящее дело.

При этом формирование новой хозяйственной системы на базе мелких и средних предприятий становится возможным; поскольку малые фирмы могут быстро и с меньшими затратами перестраиваться, адекватны дифференцированной структуре рынка и готовы заполнить свободные ниши. В условиях углубления спе­циализации и диверсификации производства, расширения номенк­латуры выпускаемых изделий малых и средних предприятий быстро осваивают выпуск мел­косерийной и уникальной продукции, осуществляют производство новых моделей и модифицируют уже существующие товары.

Таким образом, в новых условиях проявляются изначально присущие малому бизнесу и определяющие его базисную роль для экономики характеристики, такие как:

1.    Обеспечение конкурентной рыночной среды, недопущение мо­нополизации отдельных отраслей и всего народного хозяйства;

2. Мобилизация и наиболее полное использование предпринима­тельского ресурса нации;

3.      Поддержание экономики в сбалансированном состоянии;

4.      Ориентация на новаторство как в производственной системе в целом, так и в процессе выпуска отдельно взятой продукции, что ведет к соответствию глубинных основ малого бизнеса новому бази­рующемуся на интеллекте как основном ресурсе способу производ­ства. Более того, инновационный характер делает малый бизнес предвестни­ком этого способа производства, поскольку именно малое пред­принимательство развивается благодаря творческим способностям и таланту людей[3].

Эти функции малого бизнеса являются, определяющими и позволяют рассматривать его как особый сектор экономики, а остальные - обеспечение занятости, формирование среднего класса, создание дополнительной товарной массы и так далее - вытекают из них.

С чем связаны и чем определяются возможности малого биз­неса? Прежде всего он является формой массового предпринима­тельства, которое, в свою очередь, обусловлено малыми масштабами производства и высокой проникающей способностью. Это дает возможность организовать деятельность малого бизнеса в любых, даже самых отдаленных районах, максимально полно используя людские ресурсы. Таким образом, малый бизнес выступает в качестве мощного потенциала любой национальной экономики.             

Именно опираясь на малые и средние предприятия, поднялась после войны до современного уровня экономика Германии. Благодаря малым предприя­тиям стала открытой и получила эффективное развитие экономика Италии. Роль опорной платформы национального хозяйства сыграл и в настоящее время играет наряду с крупными корпорациями малый бизнес в Японии. Даже в США, фасадом экономики которых являются промышленные гиганты, малое предпринимательство вы­ступает в качестве значимого субъекта. Ни в одной стране мира удельный вес малых и средних предприятий в общем количестве предприятий не является столь высоким, как в США - 99%[4].

Таким образом, чем выше степень развития малого бизнеса, тем полнее используются предпринимательские ресурсы. Неразвитость малого бизнеса обедняет нацию, приводит к снижению ее предпринимательского потенциала.

Малый бизнес не просто вовлекает в хозяйственный оборот неиспользованные предпринимательские ресурсы, но и содействует их развитию. Во-первых, выявляются предприимчивые кадры, талантливые и инициативные люди, способные организовать и обес­печить развитие нового производства. Во-вторых, малый бизнес дает возможность предпринимателям проявить себя, получить нуж­ный опыт и знания, в результате чего они повышают квалификацию, приобретают умение предвидеть и вовремя браться за перспектив­ное направление бизнеса.

Отмеченные особенности позволяют концентрировать на малых предприятиях интеллектуальный потенциал нации, делать их наиболее эффективными в реализации государственной инно­вационной политики, которая выступает основой получения страной конкурентных преимуществ на мировом рынке.

В условиях современ­ной экономики, которая базируется на внедрении новых знаний и передовых технологий, это его качество усиливается, и он пре­вращается в ключевой фактор трансформационных изменений. Малый бизнес ускоряет проведение научных разработок, спо­собствует быстрой коммерциализации результатов исследований, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятель­ности, что оказывает значительное влияние на темпы инновационного развития страны. Благодаря современным информацион­ным технологиям обеспечивается доступ малых предприятий к новым видам деятельности и увеличивается доля малого бизнеса на мировом рынке товаров и услуг. Малые предприятия благодаря духу предпринимательского новаторства, гибкости, использованию рискового капитала более рационально используют свой научно-технический потенциал, результаты фундаментальных и прикладных исследований, внедряя около 70% сделанных ими изобретений, тогда как крупные корпорации – только половину, оказывая сопротивление техническим нововведениям. По данным Национального научного фонда США на единицу затрат количество нововведений в малых фирмах по сравнению со средними в 4, а в сравнении с крупными в 24 раза выше. В скорости инновационного цикла малые предприятия почти на треть опережают крупные[5]. Кроме того, информационные технологии создают условия для снижения издержек производ­ства и позволяют малым предприятиям повысить свою конкурен­тоспособность.

Таким образом, малый бизнес становится необходимым усло­вием функционирования инновационной экономики. Этот потен­циал активно реализуется в большинстве промышленно развитых стран, но не имеет должного развития в России, где масштабы инновационного предпринимательства несравнимо малы. Состояние этой сферы - пример упускаемых нашей страной возможностей, ибо достижение экономического роста, обеспечение национальной безопасности и конкурентоспособности государства в долгосрочной перспективе невозможны без развития малого инновационного бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России