Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью работы является исследование предпринимательской деятельности и управления в малых предприятиях.
Задачами данной работы являются:
1) Выявить экономическую роль малого бизнеса в современной структуре экономики зарубежных стран и России;
2) Определить место малого бизнеса в предпринимательской деятельности. Разобрать его достоинства и недостатки;
3) Проанализировать какова роль малого бизнеса в рыночной экономике Российской Федерации. Выявить проблемы и перспективы его развития;
4) Проанализировать особенности ведения малого бизнеса и на основе этого определить причины неудач малых фирм;
5) Исследовать условия развития малого бизнеса;
6) Выделить основы управления малым предприятиям, используя анализ российского опыта.
Введение 3
1 Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России 4
1.1 Экономическая сущность и роль малого бизнеса 4
1.2 Место малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его достоинства и недостатки 10
1.3 Роль малого бизнеса в рыночной экономике России, проблемы и перспективы 14
2 Особенности ведения малого бизнеса 20
2.1 Причины неудач малых фирм 20
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса 23
2.3 Основы управления малым предприятием на примере России 31
Заключение 36
Список использованных источников 39
39
Содержание
Введение
1 Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России
1.1 Экономическая сущность и роль малого бизнеса
1.2 Место малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его достоинства и недостатки
1.3 Роль малого бизнеса в рыночной экономике России, проблемы и перспективы
2 Особенности ведения малого бизнеса
2.1 Причины неудач малых фирм
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса
2.3 Основы управления малым предприятием на примере России
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время особенно актуальной темой является проблема внедрения на рынок малых предприятий в экономике нашей страны. Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут предоставить России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой, возможно, не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего процесс внедрения новых технологий заторможен.
Целью работы является исследование предпринимательской деятельности и управления в малых предприятиях.
Одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватает экономике России.
Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует обратить внимание на взлеты и падения других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Задачами данной работы являются:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Термины «малый бизнес» и «малое предприятие» несмотря на внешнюю простоту имеют различное толкование, что затрудняет их универсальную систематизацию.
Имеются различные критерии, по которым предприятие относят к разряду малых, они неоднозначны и варьируются от страны к стране: численность занятых (почти все страны, в том числе и Россия); величина капитала (Италия, Япония); размер годового оборота (Великобритания); немонополистическое положение на рынке (США); роль собственника в управлении (ФРГ, Греция); правовой статус (Франция); форма собственности (Венгрия); стадии роста (Швеция); характер взаимоотношений с крупными производственными структурами (Япония)[1].
Разные критерии используются и для того, чтобы определить верхний предел размера малого предприятия, что нельзя сказать о нижнем пределе, тут всё гораздо проще, его просто нет. Предпочтение одних критериев другим зависит от того, кто и с какой целью их выбирает.
Множественность подходов обусловливает потребность в выделении наиболее обобщенных критериев, характеризующих малый бизнес как с количественной, так и с качественной стороны.
В международной статистике основными количественными показателями, определяющими размер предприятия, являются численность работающих, размер уставного капитала, величина годового оборота и балансовая стоимость активов.
Принцип отнесения предприятий к малому бизнесу по количественным показателям действует в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям относят коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не больше 25%, средняя численность работников в них не превышает предельных уровней:
а) В промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
б) В сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек;
в) В оптовой торговле - 50 человек;
г) В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
д) В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек[2].
Такие критерии, как годовой оборот, численность работающих, стоимость активов, как правило, доступны для исследователей и для государственных органов, удобны в использовании. Однако количественные показатели характеризуют деятельность малых предприятий односторонне, не раскрывают особенностей этого сектора предпринимательства, не учитывают такие факторы, как положение в экономике, характер труда, рынки сбыта, технология производства, не оптимальны при сравнительном анализе. Для более полной характеристики малых предприятий количественные показатели заменяют качественными, которые учитывают цели производства, характер менеджмента, особенности организации, способы финансирования.
Длительное время считалось, что стержнем хозяйственного развития почти во всех странах мира, опорой любой национальной, а, следовательно, и мировой экономики является крупный бизнес. Он выступал, в качестве основы экономического роста, лидера новых начинаний, источника прогресса. Малый же бизнес рассматривался как второстепенная, дополнительная, форма производства, являющаяся в лучшем случае придатком большого бизнеса, а в отдельных вариантах – неустойчивой, связанной со многими проблемами ветвью предпринимательства. Однако данные утверждения оказались ошибочными.
Мелкие формы производства имеют больший, чем крупные предприятия, удельный вес в ВВП, численности занятых и общем количестве действующих предприятий большинства стран. Так, доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте западных стран чрезвычайно высока, во многих, случаях превышает 50%, а иногда доходит до 60-70% ВВП. В общем количестве предприятий удельный вес малых и средних предприятий достигает 95-98%, в совокупной численности занятых - 60-80%. Это свидетельствует о существенной роли малого бизнеса в развитии хозяйственного механизма.
Роль малого предпринимательства, как правило, связывают с тем, что оно обеспечивает рабочими местами активную часть населения, является основным источником доходов для среднего класса, формирующим социальную устойчивость общества, а также дополнительным каналом поступления на товарный рынок как стандартной, так и нестандартной продукции. Указанные факторы определяли значение малого бизнеса для экономики на этапе становления предпринимательства. В настоящее же время их можно рассматривать как хотя и существенные, но вторичные и производные.
Современный покупатель рассматривает себя как личность, наделенную нравом на индивидуальность и соответствующий образ жизни. Его перестала удовлетворять стандартная продукция, выпускаемая большими партиями. Возникло стремление к оригинальному имиджу, желание выделиться в окружающей среде и тем самым обратить на себя внимание, что привело к увеличению спроса на индивидуализированный товар. Это, в свою очередь, потребовало формирования новой производственной системы, выстроенной на основе гибкой специализации производства и способной оперативно обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, удовлетворять любые требования потребителей.
Однако создать такую систему на базе крупных предприятий весьма проблематично, да и, наверное, вообще невозможно. Промышленным гигантам невыгодны небольшие по емкости сегменты рынка, возникающие на основе специфического спроса. Большой бизнес не заинтересован в их освоении. Кроме того, переориентация крупного производства, которое обременено значительными основными фондами, настроенными на выпуск стандартизированной продукции, и связано с большими единовременными затратами, на выпуск другой индивидуализированной продукции - чрезвычайно трудное, длительное и дорогостоящее дело.
При этом формирование новой хозяйственной системы на базе мелких и средних предприятий становится возможным; поскольку малые фирмы могут быстро и с меньшими затратами перестраиваться, адекватны дифференцированной структуре рынка и готовы заполнить свободные ниши. В условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемых изделий малых и средних предприятий быстро осваивают выпуск мелкосерийной и уникальной продукции, осуществляют производство новых моделей и модифицируют уже существующие товары.
Таким образом, в новых условиях проявляются изначально присущие малому бизнесу и определяющие его базисную роль для экономики характеристики, такие как:
1. Обеспечение конкурентной рыночной среды, недопущение монополизации отдельных отраслей и всего народного хозяйства;
2. Мобилизация и наиболее полное использование предпринимательского ресурса нации;
3. Поддержание экономики в сбалансированном состоянии;
4. Ориентация на новаторство как в производственной системе в целом, так и в процессе выпуска отдельно взятой продукции, что ведет к соответствию глубинных основ малого бизнеса новому базирующемуся на интеллекте как основном ресурсе способу производства. Более того, инновационный характер делает малый бизнес предвестником этого способа производства, поскольку именно малое предпринимательство развивается благодаря творческим способностям и таланту людей[3].
Эти функции малого бизнеса являются, определяющими и позволяют рассматривать его как особый сектор экономики, а остальные - обеспечение занятости, формирование среднего класса, создание дополнительной товарной массы и так далее - вытекают из них.
С чем связаны и чем определяются возможности малого бизнеса? Прежде всего он является формой массового предпринимательства, которое, в свою очередь, обусловлено малыми масштабами производства и высокой проникающей способностью. Это дает возможность организовать деятельность малого бизнеса в любых, даже самых отдаленных районах, максимально полно используя людские ресурсы. Таким образом, малый бизнес выступает в качестве мощного потенциала любой национальной экономики.
Именно опираясь на малые и средние предприятия, поднялась после войны до современного уровня экономика Германии. Благодаря малым предприятиям стала открытой и получила эффективное развитие экономика Италии. Роль опорной платформы национального хозяйства сыграл и в настоящее время играет наряду с крупными корпорациями малый бизнес в Японии. Даже в США, фасадом экономики которых являются промышленные гиганты, малое предпринимательство выступает в качестве значимого субъекта. Ни в одной стране мира удельный вес малых и средних предприятий в общем количестве предприятий не является столь высоким, как в США - 99%[4].
Таким образом, чем выше степень развития малого бизнеса, тем полнее используются предпринимательские ресурсы. Неразвитость малого бизнеса обедняет нацию, приводит к снижению ее предпринимательского потенциала.
Малый бизнес не просто вовлекает в хозяйственный оборот неиспользованные предпринимательские ресурсы, но и содействует их развитию. Во-первых, выявляются предприимчивые кадры, талантливые и инициативные люди, способные организовать и обеспечить развитие нового производства. Во-вторых, малый бизнес дает возможность предпринимателям проявить себя, получить нужный опыт и знания, в результате чего они повышают квалификацию, приобретают умение предвидеть и вовремя браться за перспективное направление бизнеса.
Отмеченные особенности позволяют концентрировать на малых предприятиях интеллектуальный потенциал нации, делать их наиболее эффективными в реализации государственной инновационной политики, которая выступает основой получения страной конкурентных преимуществ на мировом рынке.
В условиях современной экономики, которая базируется на внедрении новых знаний и передовых технологий, это его качество усиливается, и он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений. Малый бизнес ускоряет проведение научных разработок, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на темпы инновационного развития страны. Благодаря современным информационным технологиям обеспечивается доступ малых предприятий к новым видам деятельности и увеличивается доля малого бизнеса на мировом рынке товаров и услуг. Малые предприятия благодаря духу предпринимательского новаторства, гибкости, использованию рискового капитала более рационально используют свой научно-технический потенциал, результаты фундаментальных и прикладных исследований, внедряя около 70% сделанных ими изобретений, тогда как крупные корпорации – только половину, оказывая сопротивление техническим нововведениям. По данным Национального научного фонда США на единицу затрат количество нововведений в малых фирмах по сравнению со средними в 4, а в сравнении с крупными в 24 раза выше. В скорости инновационного цикла малые предприятия почти на треть опережают крупные[5]. Кроме того, информационные технологии создают условия для снижения издержек производства и позволяют малым предприятиям повысить свою конкурентоспособность.
Таким образом, малый бизнес становится необходимым условием функционирования инновационной экономики. Этот потенциал активно реализуется в большинстве промышленно развитых стран, но не имеет должного развития в России, где масштабы инновационного предпринимательства несравнимо малы. Состояние этой сферы - пример упускаемых нашей страной возможностей, ибо достижение экономического роста, обеспечение национальной безопасности и конкурентоспособности государства в долгосрочной перспективе невозможны без развития малого инновационного бизнеса.
Информация о работе Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России