Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью работы является исследование предпринимательской деятельности и управления в малых предприятиях.
Задачами данной работы являются:
1) Выявить экономическую роль малого бизнеса в современной структуре экономики зарубежных стран и России;
2) Определить место малого бизнеса в предпринимательской деятельности. Разобрать его достоинства и недостатки;
3) Проанализировать какова роль малого бизнеса в рыночной экономике Российской Федерации. Выявить проблемы и перспективы его развития;
4) Проанализировать особенности ведения малого бизнеса и на основе этого определить причины неудач малых фирм;
5) Исследовать условия развития малого бизнеса;
6) Выделить основы управления малым предприятиям, используя анализ российского опыта.
Введение 3
1 Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России 4
1.1 Экономическая сущность и роль малого бизнеса 4
1.2 Место малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его достоинства и недостатки 10
1.3 Роль малого бизнеса в рыночной экономике России, проблемы и перспективы 14
2 Особенности ведения малого бизнеса 20
2.1 Причины неудач малых фирм 20
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса 23
2.3 Основы управления малым предприятием на примере России 31
Заключение 36
Список использованных источников 39
Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Все это приводит к тому, что только часть управленцев на малых предприятиях оказываются в состоянии приступить к своим прямым обязанностям – управлению реальным производством продукции и услуг и управлению финансами, возникающими в связи с целевой деятельностью.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению, но проводимая в нашей стране налоговая политика идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивало" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляли предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). В данное время стали заметны подвижки в реформировании налогового законодательства. Это дает определенные шансы, как начинающим предпринимателям, так и уже действующим. Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освобождать малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой для предпринимателей, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. На федеральном уровне принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, участвующий в организации малого предприятия должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Издержки предприятий, связанные с сертификацией и регистрацией, существенно не изменились. Новые законы о проверках и лицензировании создали небольшой положительный эффект, но уровень административной нагрузки на малые фирмы остаётся высоким и в этих областях. Для открытия собственного дела в России требуется 29 дней и прохождение 12 бюрократических процедур стоимостью около 200 долларов США (к примеру, в США на это требуется 4 дня и 5 процедур, в Великобритании - 18 дней и 6 процедур, во Франции - 53 дня и 10 процедур)[15].
Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие.
Проблемы дальнейшего развития малого бизнеса в России таковы:
а) Недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
б) Трудности с получением банковских кредитов;
в) Усиление давления криминальных структур;
г) Нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
д) Сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
е) Ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
ж) Отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий[16].
Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти к общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Малый бизнес относится к наиболее рисковым сферам приложения труда. Как свидетельствует мировой опыт, не менее четверти вновь созданных малых предприятий терпит неудачу в течение первых двух лет. И только 30% из них перешагивает шестилетний рубеж. В целом шансы выжить оцениваются от 1:3 до 1:5 в зависимости от сферы деятельности. Наибольшие шансы выжить имеют малые предприятия, работающие в сфере оптовой торговли и на рынке недвижимости, а наименьшие — в розничной торговле. К достаточно рисковым сферам деятельности относятся производство и строительство.
Наиболее частые причины неудач малых фирм:
а) Неправильный выбор сферы деятельности и месторасположения фирмы, что не позволяет обеспечить достаточный объем продаж для получения прибыли;
б) Большая конкуренция на рынке как на момент открытия фирмы, так и потенциальная в процессе будущей деятельности;
в) Плохое управление: большие эксплуатационные издержки, затоваривание, ошибки в учете и планировании;
г) Неумение владельцев видеть всю картину своего бизнеса (производство, торговля, закупки, финансы) и его перспективу;
д) Недостаток профессиональных и деловых знаний, плохое знание правил игры на рынке (законодательные акты и практические навыки ведения дел);
е) Трудности при получении долгов;
ж) Мошенничество и вредные привычки владельцев[17].
Причинами краха малых фирм в ряде случаев являются ошибки владельцев. Практика деятельности малых фирм свидетельствует о том, что одного наличия предпринимательского опыта, знаний и хватки недостаточно. Выживаемость малого бизнеса в определенной мере зависит от правильного понимания владельцами отдельных явлений и конкретных ситуации. Если этого понимания нет, то неизбежны ошибочные представления о той или иной стороне бизнеса. Так, к наиболее часто встречающимся ошибкам владельцев малого бизнеса можно отнести попытку сделать свою фирму привлекательной для всех, организацию дела без достаточного количества денег, недооценку опасности кредита на первоначальном этапе предпринимательской деятельности, неправильное установление цен, высокую заработную плату самого владельца и обеспечение комфортных условий на рабочем месте.
Количество ошибок может быть значительно меньше, если учитывать в своей деятельности общеизвестные стандартные ситуации, которые заранее ориентируют владельцев бизнеса на то, что не следует делать ни при каких обстоятельствах и что необходимо делать всегда.
Владельцам малых фирм, например, не рекомендуется:
1. Нанимать на работу новых сотрудников без крайней необходимости (часть работы может быть выполнена или самим владельцем, или кем-то из членов его семьи);
2. Использовать дорогостоящую рекламу;
3. Покупать дорогое оборудование, если его можно взять по лизингу или в аренду;
4. Заказывать и покупать то, что можно сделать самому;
5. Иметь оплачиваемых консультантов на постоянной основе;
6. Пытаться сразу научиться все делать хорошо — это процесс профессионального роста и он достаточно продолжительный, поэтому на первых порах лучше научиться делать более квалифицированно что-то одно;
7. Проводить собрания и коллективные обсуждения в рабочее время.
В то же время всегда необходимо:
1) Вовремя оплачивать счета: во-первых, это выгодно (дешевле), а во-вторых, работает на создание репутации, которая в бизнесе ценится больше всего;
2) Иметь запасной вариант развития бизнеса на случай неудачи (большинство предпринимателей считают, что новое предприятие будет работать точно так, как они спланировали, и запасной вариант даже не рассматривают);
3) Постоянно следить за уровнем продаж и издержками[18].
Как свидетельствует опыт, все начинающие предприниматели неизбежно совершают ошибки, и ошибок на первых порах может быть много. Поэтому, чтобы удержаться в бизнесе, необходимо терпение, настойчивость и огромная сила воли. В большинстве случаев два первых дела из трех бывают неудачными, поэтому третье дело, к которому приходят те, кто имеет характер настоящего предпринимателя, и позволяет им возместить потери двух первых и в конечном итоге закрепиться в бизнесе, а значит, найти достойное место в жизни в качестве владельца собственной фирмы.
Начало бизнеса всегда сопряжено с большим риском и незнакомыми проблемами, которые предпринимателю необходимо решать, полагаясь в основном только на себя. Все начинающие предприниматели считают, что только у них особенные проблемы, поэтому ничей опыт не может помочь их разрешить. Однако опросы начинающих предпринимателей свидетельствуют о том, что на первых порах почти у всех одни и те же трудности и проблемы, но не каждый с ними успешно справляется. Наиболее часто называются такие проблемы, как нехватка первоначального капитала, отсутствие или недостаток знаний и навыков ведения бизнеса, плохое знание законов, некомпетентное управление бизнесом, убытки, нехватка денежной наличности, кредиты.
Одним из наиболее важных и ответственных шагов в начале деятельности является выбор сферы бизнеса (производство, строительство, торговля и так далее). От этого решения будет во многом зависеть успех предприятия. Имеется три важных фактора, влияющих на это решение:
а) Собственный опыт и потенциал будущего предпринимателя. Он базируется на образовании, стаже работы, хобби. Тот, кто планирует начать свое дело, должен представлять, что именно он умеет делать хорошо, какой вид деятельности ему нравится больше всего. Чтобы избежать возможных ошибок, рекомендуется вначале попытаться решить обратную задачу: определить для себя те виды деятельности, которыми не хотелось бы заниматься ни при каких обстоятельствах, а уже потом попытаться из оставшихся альтернатив сделать выбор. Такой подход, значительно облегчает процесс принятия решения о выборе будущей карьеры;
б) Представление о будущих клиентах и их нуждах. Здесь самое главное знать, будут ли потенциальные клиенты покупать предлагаемую продукцию или услуги в течение продолжительного периода;
в) Степень конкуренции на рынке. Не только учитывается количество действующих на рынке конкурентов, но и прогнозируется возможная конкуренция в будущем, исходя из важности для потребителей данного продукта или услуги, изменения потребностей в них, уровня цен и так далее[19].
Параллельно с определением сферы деятельности решается и вопрос о приемлемой организационно-правовой форме бизнеса. Окончательный выбор зависит от многих факторов. Наиболее важными из них являются требования законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм бизнеса, индивидуальные особенности и предпочтения будущего предпринимателя.
Группа вопросов, касающаяся определения рынка, финансирования и функционирования предпринимательской деятельности, решается в процессе изучения и оценки потенциальных возможностей будущего дела, его доходности и уточняется при формировании финансовой политики предприятия с учетом возможностей получения финансовых ресурсов в начале деятельности и трудностей управленческо-функционального характера, порождаемых недостатком деловых знаний и практических навыков. Ответы на эти вопросы имеют важное значение прежде всего для того, чтобы решиться открыть именно малую фирму, а не быть частью какой-либо крупной компании.
Чтобы бизнес не развалился уже на первых порах, необходимо предварительно выполнить ряд обязательных условий, что в дальнейшем может значительно повысить шансы на успех.
Важнейшим условием успешного начала бизнеса является наличие плодотворной идеи. Выбор идеи — это прежде всего ответы на вопросы о конкретной сфере деятельности, о товарах и услугах, которыми предприниматель хотел бы заниматься. Люди часто не знают, с чего начать свою деятельность, что им ближе и предпочтительнее. Большинство начинают со случая и только потом приходят к пониманию сути проблемы.
Каждому, кто собирается открыть свое дело, необходимо сначала ответить на вопрос, что не может быть для него ни при каких условиях началом бизнеса, а уже потом, руководствуясь рядом других соображений, остановить свой выбор на конкретной сфере предпринимательской деятельности.
Идея считается плодотворной, если ее реализация обеспечивает необходимое количество продаж для компенсации всех расходов и получения прибыли, достаточной для нормального функционирования бизнеса. Здесь важно, во-первых, мнение специалиста, а во-вторых, четкое представление о своих будущих клиентах. Главная причина, по которой дело может провалиться, это отсутствие клиентов.
Однако даже самые гениальные идеи не гарантируют успеха, если не будущий бизнесмен не обладает качествами предпринимателя. Поэтому начинающему предпринимателю необходимо оценить свои силы и способности, иначе деньги будут потрачены зря. Есть люди, которые не могут преуспевать в бизнесе. Чтобы успешно вести дело, не обязательно иметь блестящий ум. Главное здесь в сноровке, профессионализме, искусстве торговли, а это есть умение понимать, чего хотят люди, сколько заплатят, как они принимают решения. Следовательно, чтобы бизнес пошел, необходимо научиться распознавать тайные знаки рынка. Искусство торговли часто называют в бизнесе шестым чувством. При этом, чем меньше дело, тем важнее искусство торговли, а не наоборот. Способный к торговле будет процветать в любом виде бизнеса, так как первостепенное значение в предпринимательской деятельности принадлежит сбыту. Способность к торговле и определяет в итоге правильный способ ведения дел в бизнесе.
Когда появляется идея, ее необходимо подкрепить деловым планом. Планирование предприятия составляет суть бизнес-плана и является обязательным условием успешного начала любого бизнеса. В бизнесе рассчитывать на везение считается слишком большой роскошью. Многие люди планируют свой отпуск, но не все — свой бизнес. Разумно, ли так открывать дело? Это звучит абсурдно, но многие начинающие предприниматели поступают именно так, пробираясь через неизвестность каждого следующего дня. Такое начало при серьезной конкуренции, как правило, заканчивается провалом. Ежегодно многие бизнесмены разоряются главным образом потому, что не занимаются детальным изучением и планированием своего дела. Бизнес-план существенно облегчает управление бизнесом и в итоге позволяет сохранить капитал.
Информация о работе Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России