Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование предпринимательской деятельности и управления в малых предприятиях.
Задачами данной работы являются:
1) Выявить экономическую роль малого бизнеса в современной структуре экономики зарубежных стран и России;
2) Определить место малого бизнеса в предпринимательской деятельности. Разобрать его достоинства и недостатки;
3) Проанализировать какова роль малого бизнеса в рыночной экономике Российской Федерации. Выявить проблемы и перспективы его развития;
4) Проанализировать особенности ведения малого бизнеса и на основе этого определить причины неудач малых фирм;
5) Исследовать условия развития малого бизнеса;
6) Выделить основы управления малым предприятиям, используя анализ российского опыта.

Содержание

Введение 3
1 Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России 4
1.1 Экономическая сущность и роль малого бизнеса 4
1.2 Место малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его достоинства и недостатки 10
1.3 Роль малого бизнеса в рыночной экономике России, проблемы и перспективы 14
2 Особенности ведения малого бизнеса 20
2.1 Причины неудач малых фирм 20
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса 23
2.3 Основы управления малым предприятием на примере России 31
Заключение 36
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство и менеджмент в малом бизнесе.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

Для претворения идеи в жизнь необходима определенная сумма денег. Без денег в бизнесе ничего не добьешься. В момент созда­ния дела начинающий предприниматель должен авансировать будущую деятельность в виде уставного фонда (имущество, де­нежные средства и так далее). И только в процессе успешной деятель­ности авансируемый капитал возвращается.

Размер начального капитала будет зависеть от отрасли, орга­низационно-правовой формы бизнеса, масштабов деятельности. Его источником могут быть личные сбережения, финансовые итоги предыдущей предпринимательской деятельности, заем­ные средства.

Считается, что если идея жизнеспособна, то бизнес будет пользоваться доверием, а значит, за финансами дело не станет.

При открытии дела денег не должно быть слишком много. Много денег в данном случае является более опасной пробле­мой, чем их нехватка, так как не удастся избежать массы необя­зательных трат. Отсутствие денежных затруднений у новичков зачастую приводит к подавлению творческих начал: теряется возможность самообучения и развития. Имея деньги, всё покупают (оборудование, консультантов, агентов и так далее), а без достаточного количества денег приходится думать и искать. Главная беда многих начинающих бизнесменов — это отсутствие не денег, а воображения.

Бизнес должен всегда испытывать потребность в дополнительных финансовых ресурсах. Денег должно все время не хватать, чтобы не останавливаться, быть решительным и инициативным. В любом случае существует ряд возможностей для уменьшения noтребности в начальном капитале. К ним прежде всего следует отнести использование договоров аренды и комиссии, приобретение товаров у производителей, а не посредников, ориентация на оплату за товар в течение льготного периода, предоставление клиентам скидок при быстрой оплате за товар или услугу.

Обязательным условием успешного начала собственного бизнеса является наличие деловых знаний и навыков. В бизнесе есть такое правило: прежде чем браться за любое, даже не сложное дело, необходимо получить о нем хотя бы минимальные знания, а по возможности и практические навыки. В западных странах большинство предпринимателей начинают с работы по найму - накапливают опыт, деньги, получают деловые навыки, налаживают элементарные деловые связи. Достаточно популярен в последние годы такой способ получения деловых навыков и у отечественных кандидатов в бизнесмены.

Не менее важным условием успешного начала бизнеса можно назвать и желание много работать. Есть люди, недооценивающие то количество времени, которое уходит на управление бизнесом. Собственный бизнес, особенно на первых порах, — это длинный рабочий день, ответственность, необходимость решать самостоятельно все проблемы, и в первую очередь финансовые. Рентабельность бизнеса в первый год обеспечивается посредством увеличения продолжительности рабочего дня до 10—12 часов и семидневной рабочей неделей. Поэтому, если есть твердая уверенность в том, чтобы заняться бизнесом, придется ставить дело­вые соображения выше личных удобств. В этот период очень важной является поддержка семьи.

Накопленный бизнесом опыт позволяет определить ряд стандартных ситуаций, знание которых повышает вероятность закрепиться в бизнесе уже на начальной стадии и предоставляет лучшие стартовые возможности для обеспечения его поступательного развития в дальнейшем. Эти ситуации, которые и являются факторами успешного начала и развития бизнеса, указывают на то, чему в бизнесе необходимо отдавать предпочтение. Их использование не гарантирует стопроцентный успех, но помогает предпринимателю чаще принимать правильные решения и еще на предварительной стадии сразу же отказываться от альтернатив, вероятность положительного исхода которых очень мала или сопряжена с большим риском и дополнительными трудностями. Кроме того, заранее зная, что в бизнесе предпочтитель­нее, можно с большей степенью надежности на любой момент оценить состояние и эффективность собственного дела и наме­тить наиболее приемлемую модель поведения в зависимости от складывающейся ситуации на рынке.

О факторах успешного начала бизнеса в первую очередь долж­ны знать начинающие предприниматели. Это позволит самым способным из них избежать на первых порах ряда существенных ошибок и просчетов и поможет им быстрее закрепиться в бизнесе.

Одним из наиболее важных факторов успешного начала бизнеса является наличие определенных преимуществ, которые могут повысить его шансы на успех в первый год деятельности. К преимуществам прежде всего относятся:

1) Месторасположение будущего предприятия. Для любой фирмы самым главным является количество клиентов. Правильный выбор места для предприятия позволит с са­мого начала посетить его значительно большему количеству потенциальных клиентов, что увеличит вероятность дости­жения плановых-показателей продаж. При выборе место­расположения важны не только мощность предприятия, доходы потенциальных покупателей и конкуренция, но и география транспортных потоков. Для торгового пред­приятия, например, главное не размеры торгового зала, а количество прохожих.

2) Наличие профессиональных знаний и навыков в той кон­кретной сфере хозяйственной деятельности, которую и собирается осваивать будущий предприниматель.

3) Личные качества, к которым относят прежде всего чест­ность, надежность, ориентацию на эффективность как основной критерий деятельности. Эти качества связаны с xapактером предпринимателя, его образованием и воспитанием. Данное преимущество позволит сравнительно быстро превратиться в профессионала. Всегда следует начинать с высокой степени честности. И хотя начало будет трудным, бизнес окажется прочным.

4) Личная популярность предпринимателя, которая определяется наличием большого количества друзей и знакомых, способностью легко заводить новых и умением располагать к себе других. Успех многих малых фирм, занятых торговлей, зависит от высокого уровня индивидуального обслуживания. Если вы намерены открыть такую фирму, то попытайтесь ответить на вопрос: являетесь ли вы общительным, тактичным, терпеливым человеком, отзывчивым к нуждам окружающих, любящим общаться с людьми? Утвердительный ответ и свидетельствует о наличии данного преимущества.

5) Имидж бизнеса, способный заинтересовать будущих клиентов: специализация, способы продаж, ориентация на отдельные сегменты рынка, применение скидок, уровень цен,  культура обслуживания и так далее[20].

Для вновь создаваемого предприятия очень важно найти свои преимущества — это его лицо. Если преимущества пра­вильно рекламировать и использовать, то они не только позволят избежать краха на первых порах, но и могут стать основным источником прибыли в будущем. Наличие преимуществ нередко дает такие же выгоды, как и монополия. Большинство начинающих предпринимателей подражают другим, их предприятия ничем не отличаются от остальных, а это — однообразие, Успех — это всегда новое, это эксперимент. Публику в основном привлекают два момента: выгода и особенное.

Важным фактором успешного начала бизнеса является ocyществление предпринимательской деятельности на первых порах только в рамках собственного капитала. Расходуя свои деньги, вырабатываешь правильное отношение к ним, так как трудно их добывать и трудно удержать. Когда тратишь заемные средства, то можно легко потерять ориентиры. Считается, что тех, кто на­чинает бизнес со своих денег, никакие потери и ошибки не смо­гут выбить из колеи — ни при каких условиях они не позволят неблагоприятным обстоятельствам взять верх над собой.

Часто думают, что чем больше начальный капитал, тем больше прибыль. Это заблуждение. В начале размеры бизнеса не играют никакой роли. Поэтому следует ограничиться той суммой, которая есть. Ведь если увеличивать начальный капитал за счет заемных средств, то к просчетам и неудачам, порожденным недостаточной компетентностью начинающего предпринимателя и рисковым характером деятельности, добавятся еще и проблемы, связанные с накоплением денег для возврата кредиторам. Поэтому начинающим предпринимателям не рекомендуется брать взаймы. Вначале нужно научиться «делать деньги» на своем капитале, а уже потом можно наращивать активы, используя чужие деньги. Главное на первых порах научиться сохранять и увеличивать собственный капитал. Потом, когда деньги станут зарабатываться легко, это будет свидетельствовать о том, что пришло время для привлечения в бизнес заем­ных ресурсов.

Становление бизнеса во многом зависит от правильного рас­пределения начального капитала на основной и оборотный. Форми­руя рациональную структуру капитала, необходимо помнить, что оборотный капитал составляет основу бизнеса, он является носителем прибыли. Основной капитал, особенно на первых по­рах, является трясиной долгов, он возвращается частями в течение долгих лет. Начинающему предпринимателю, не имеющему никаких гарантий, что дело пойдет успешно, не следует значительную часть своих денег вкладывать в основной капитал,  тем самым ограничивая оборот. Оборотные средства должны занимать в структуре начального капитала как можно больший удельный вес. Эта проблема эффективно решается в результате широкого использования аренды и лизинга, которые помогают избежать на начальной стадий «замораживания» активов в основных средствах. Увеличение расходов на формирование долгосрочных активов будет правомерно, когда появятся признаки успешного развития бизнеса.

Начало бизнеса должно быть скромным. Как можно меньше необходимо тратить на обустройство офиса, дорогое оборудование, создание комфортных условий. Это позволит значительно уменьшить расходы и за счет экономии иметь дополнительные свободные деньги. Большинство предпринимателей эти траты вообще никогда не окупят, так как не смогут закрепиться в бизнесе с первого раза. Остальные же, если и вернут эти деньги, то только по истечении достаточно продолжительного периода. Необходимо всегда помнить, что удача сопутствует сдержанным и скромным, поэтому с первых дней предпринимательской дея­тельности нужно отказаться от естественного желания «пускать пыль в глаза».

Фактором успешного начала бизнеса является понимание того, что в начале главное не величина прибыли, а выживание и надежность. На первых порах просчетов бывает очень много, поэтому отсутствие убытков можно считать большим достижением.

Успех в бизнесе во многом определяется выбором товаров и услуг. Во-первых, не рекомендуется начинать бизнес с товаров и услуг, которые не знакомы потребителям. Необходимо ориен­тироваться на товары и услуги самые обычные и простые, в которых люди нуждаются каждый день. Спрос на такие товары всегда устойчив. Большинство людей консервативны и отдают предпочтение товарам, которые им знакомы и понятны. К ново­му они привыкают очень медленно. Как свидетельствует опыт, большинство удачных дел и начиналось с самого простого: про­изводились и продавались самые обычные вещи самым обыч­ным способом. Во-вторых, выбор из множества самых обычных товаров и услуг тех, которые могут обеспечить начинающему предпринимателю достаточный объем продаж для получения прибыли, осуществляется после тщательного анализа спроса и предложения и обсуждения этой проблемы с друзьями, знако­мыми и, обязательно, специалистами.

Одним из факторов успешного начала бизнеса считается уход от риска. На первых порах не рекомендуется браться за рис­ковые проекты. Каждый, кто начинает свое дело, должен внача­ле определиться со степенью риска, на который он готов пойти. Более высокая степень риска должна уравновешиваться возмож­ностью получения высоких доходов. Проекты с большим риском при низком потенциале прибыли следует исключить. Считается, что даже самые способные из кандидатов в бизнесмены на первых порах только на 10 % предприниматели (то есть готовы к риску), на 20 % менеджеры и на 70 % обычные технические работники.

Важным для начинающего предпринимателя является вы­полнение им самим всей черновой работы. Он должен стремиться быть универсалом. Чтобы бизнес был успешным, нельзя отказы­ваться делать мелочи и всю текущую работу. Это позволит быстро освоить азы будущего дела: ознакомиться с действующим зако­нодательством, узнать особенности предстоящей деятельности и сложившуюся практику в данной области. Только упорный труд над разрешением всех проблем, которые ежедневно появля­ются в процессе предпринимательской деятельности, поможет приобрести все необходимые навыки и опыт, чтобы стать на­стоящим профессионалом в своем деле.

Наиболее значимый фактор успешного начала бизнеса — вера в собственные силы и творческие способности и убежденность, что у сложных проблем нет легких решений. Чтобы удер­жаться и закрепиться в бизнесе, необходима огромная сила воли и твердая уверенность в успехе начатого дела. Если не потерять эту уверенность и ответственно относиться к своему делу, удача обязательно последует.

 

 


2.3 Основы управления малым предприятием на примере России

Наиболее часто встречающиеся организационно-правовые формы для малых предприятий России - общества  или товарищества с ограниченной ответственностью.

В этом случае общее (не функциональное) управление предприятием осуществляется учредителем, являющимся высшим органом предприятия – юридического лица. На случай, когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием и юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года, возможны и другие варианты решения.

Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом. С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия. Он уполномочен совершать сделки и заключать договоры, в том числе трудовые, выдавать доверенности, открывать счета в банках,  утверждать структуру и штатное расписание предприятия, издавать приказы и указания.

Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия.

Учредитель, или с его согласия директор предприятии, самостоятельно в соответствии с законодательством о труде, определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Руководство предприятия в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование, обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Информация о работе Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России