Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью работы является исследование предпринимательской деятельности и управления в малых предприятиях.
Задачами данной работы являются:
1) Выявить экономическую роль малого бизнеса в современной структуре экономики зарубежных стран и России;
2) Определить место малого бизнеса в предпринимательской деятельности. Разобрать его достоинства и недостатки;
3) Проанализировать какова роль малого бизнеса в рыночной экономике Российской Федерации. Выявить проблемы и перспективы его развития;
4) Проанализировать особенности ведения малого бизнеса и на основе этого определить причины неудач малых фирм;
5) Исследовать условия развития малого бизнеса;
6) Выделить основы управления малым предприятиям, используя анализ российского опыта.
Введение 3
1 Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России 4
1.1 Экономическая сущность и роль малого бизнеса 4
1.2 Место малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его достоинства и недостатки 10
1.3 Роль малого бизнеса в рыночной экономике России, проблемы и перспективы 14
2 Особенности ведения малого бизнеса 20
2.1 Причины неудач малых фирм 20
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса 23
2.3 Основы управления малым предприятием на примере России 31
Заключение 36
Список использованных источников 39
История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.
По своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида:
1) Не имеющие потенциала для роста (такие предприятия занимают небольшую нишу, например, охватывают малый по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос);
2) Быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий[6].
Жизнестойкость малого бизнеса определяется тем, сумеет ли он использовать следующие условия:
а) Территориальная, производственная и технологическая дифференциация бизнеса. Крупным предприятиям не везде выгодно заниматься бизнесом из-за слишком узких рыночных параметров. Небольшой объем продаж и высокие эксплуатационные расходы не позволяют крупным предприятиям заниматься многими видами деятельности и небольшими по емкости рынками;
б) Важность персонального обслуживания. Основу многих видов бизнеса составляет персональное обслуживание клиентов (парикмахерские, врачебные кабинеты, консультационные, бухгалтерские услуги и так далее). В этом случае качество работы во многом зависит от профессионального мастерства владельца фирмы;
в) Удобство обслуживания. Расположение фирмы и поздние часы работы позволяют их владельцам успешно конкурировать с крупными предприятиями, которые не имеют таких преимуществ;
г) Потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и так далее;
д) Нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупномасштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж.
е) Оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении[7].
Для развития малого бизнеса необходим отдельный комплекс общих и специфических предпосылок социально-экономического, инфраструктурного, правового, организационного и кадрового характера. Малый бизнес — это длинный рабочий день, высокая степень риска, большая конкуренция и ограниченный потенциал для получения прибыли. Считается, что без реальной поддержки государства малый бизнес не может успешно развиваться. Всеми своими достижениями, которыми располагает малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой, он обязан прежде всего государственной политике. Малому бизнесу в этих странах оказывается всесторонняя помощь и предоставляются различные льготы. В их числе создание сети бесплатных консультативных пунктов, где начинающие предприниматели могут получить необходимые знания по бизнесу и информацию, связанную с выбором сферы деятельности, разработкой бизнес-планов, организацией управления и бухгалтерского учета, взаимодействием с внешними партнерами и клиентами. Кроме того, малые предприятия и индивидуальные предприниматели под гарантии государства могут воспользоваться льготными кредитами, получить реальную материальную помощь различных предпринимательских фондов.
К достоинствам малого бизнеса относят:
1) Сравнительно низкая капиталоемкость и поэтому широкая доступность всем желающим открыть свое дело;
2) Гибкость и оперативность в действиях и решениях, что позволяет в короткие сроки наладить производство, торговлю разнообразными товарами и услугами;
3) Личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель, например, идеально приспособлен для изучения пожеланий, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;
4) Возможность быстрого накопления капитала, высокая его оборачиваемость, свободный и оперативный перелив капитала в наиболее доходные сферы деятельности, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и изменяться. Благодаря высокому обороту доходность малых предприятий может быть нисколько не ниже, а нередко и выше, чем крупных фирм;
5) Низкие эксплуатационные издержки, что позволяет малым фирмам оставаться «на плаву» даже в самые тяжелые периоды развития экономики;
6) Небольшой размер рынка для обеспечения прибыльности бизнеса;
7) Независимость действий, возможность быстро реализовать свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что особенно важно для людей с ярко выраженными индивидуальными чертами характера. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, система принятия управленческих решений значительно упрощена, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, а энергичному и инициативному предпринимателю — свободу действий;
8) Мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует достижению высоких научно-технических результатов[8].
Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжёно с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе — это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы и так далее.
К недостаткам малого бизнеса также относят:
- Большая физическая и умственная интенсивность, которую требует предпринимательская деятельность, особенно на её начальном этапе;
- Длинный рабочий день и большая ответственность, поэтому предпринимателю уже с первых шагов необходимо настраиваться на долгие часы тяжелой работы и редкие часы отдыха. Владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя;
- Значительная зависимость от других лиц, фирм и государства. Малые Предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнерам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и другое;
- Личные проблемы предпринимателей. Просчеты и ошибки в бизнесе нередко отражаются на жизненном уровне семьи, а это, в свою очередь, становится причиной появления дополнительных проблем личного характера. Поэтому предприниматели без поддержки семьи редко преуспевают[9].
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействуют прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной экономики и не возможна в административной системе.
Важнейшей функцией малого предпринимательства является содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике мобильность, его высокая маневренность, гибкость позволяют в ряде случаев восстановить разорванные кооперационные отношения, утерянные из-за распада Советского Союза - единого экономического пространства и произошедших в ходе перехода к рыночной экономике массовых банкротств. В ходе структурной перестройки крупные предприятия с помощью малых предпринимательских структур компенсируют свою недостаточную подвижность, реакцию на изменяющиеся потребности общества. Последние выступают в качестве своеобразного авангарда, разведчиков, которые берут на себя риск поиска новых направлений развития.
Немаловажную роль играет малое предпринимательство в наращивании налоговых поступлений в бюджет, особенно местный. Но здесь нужен взвешенный подход, чтобы в погоне за сиюминутными результатами не подорвать экономическую основу благополучия завтрашнего дня. Практически все мелкие предприниматели жалуются на удушающие налоги, что в конечном счете приводит к уменьшению их массы.
В период фактического уничтожения уникального, складывавшегося десятилетиями российского военно-промышленного комплекса и массового увольнения или добровольного ухода с предприятий комплекса высококвалифицированных специалистов, многие малые предприятия (на которые они, как правило, уходят) становились своеобразным хранилищем кадров, которые еще понадобятся для возрождения отечественной промышленности. Таким образом, российское малое предпринимательство берет на себя функцию сохранения и развития имеющегося отечественного производственного и научно-технического интеллектуального потенциала нации[10].
Но при этом не нужно забывать и об оборотной стороне данной функции. Ряд малых хозяйственных структур превратился, по сути, в канал скрытой утечки интеллектуального потенциала нации за пределы страны. Речь идет, как правило, о совместных предприятиях с участием иностранного капитала в отраслях высоких технологий. По этому каналу за рубеж переходят уникальные наработки военно-промышленного комплекса, представляющие порой государственную тайну.
Малое предпринимательство в нашей стране может выполнять и выполняет еще одну функцию. Уже сегодня оно вносит значительный вклад в повышение эффективности общественного производства, в частности в решение проблем повышения экономичности государственного сектора народного хозяйства. Большинство государственных предприятий хронически нерентабельны и недогружены. Они могут быть сданы в аренду отдельным лицам и малым предприятиям, способным обеспечить их рентабельное функционирование и тем самым освободить государство от убыточных предприятий или каких-то их подразделений. Это средство является далеко не последним среди приемов антикризисного управления[11].
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать во многих случаях лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, дополнительные рабочие места, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия управляющих малыми предприятиями не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Например, любому предприятию для организации хозяйственной деятельности кроме финансовых средств требуются также рабочие площадки – нежилые и офисные помещения. И как отмечает Егоров Евгений[12] в своей статье: «В прошлом мы ориентировались на развитие крупных производственных комплексов, и о развитии сети мелкого предпринимательства никто не заботился. В результате только в Москве, по нашим данным, для малого бизнеса не хватает 10 миллионов м2 нежилых помещений. Этот дефицит взвинчивает арендную плату, которая в центре города достигает 700 долларов за 1 м2. Для сравнения скажем, что в центре Лондона избыток помещений, поэтому такую же площадку можно снять всего за 200 долларов, а на окраине – за 120. Поэтому пока в России не будет решена проблема строительства офисных зданий и производственных площадей, бурного подъема малого бизнеса ожидать не следует»[13].
Одна из главных проблем - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Например, в российских банках жёсткие условия получения кредита для малого и среднего бизнеса, такие как поручительство и залог на всю сумму кредита плюс проценты. При этом средняя ставка по кредиту составляет от 11 до 36% годовых в рублях[14].
Информация о работе Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России