Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование предпринимательской деятельности и управления в малых предприятиях.
Задачами данной работы являются:
1) Выявить экономическую роль малого бизнеса в современной структуре экономики зарубежных стран и России;
2) Определить место малого бизнеса в предпринимательской деятельности. Разобрать его достоинства и недостатки;
3) Проанализировать какова роль малого бизнеса в рыночной экономике Российской Федерации. Выявить проблемы и перспективы его развития;
4) Проанализировать особенности ведения малого бизнеса и на основе этого определить причины неудач малых фирм;
5) Исследовать условия развития малого бизнеса;
6) Выделить основы управления малым предприятиям, используя анализ российского опыта.

Содержание

Введение 3
1 Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России 4
1.1 Экономическая сущность и роль малого бизнеса 4
1.2 Место малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его достоинства и недостатки 10
1.3 Роль малого бизнеса в рыночной экономике России, проблемы и перспективы 14
2 Особенности ведения малого бизнеса 20
2.1 Причины неудач малых фирм 20
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса 23
2.3 Основы управления малым предприятием на примере России 31
Заключение 36
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство и менеджмент в малом бизнесе.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

 


1.2 Место малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его достоинства и недостатки

История цивилизованного бизне­са свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.

По своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида:

1) Не имеющие потенциала для роста (такие предприятия занимают небольшую нишу, например, охватывают малый по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограни­ченный спрос);

2) Быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий[6].

Жизнестойкость малого бизнеса определяется тем, сумеет ли он использовать следующие условия:

а) Территориальная, производственная и технологическая дифференциация бизнеса. Крупным предприятиям не везде выгодно заниматься бизнесом из-за слишком узких рыночных параметров. Небольшой объем продаж и высокие эксплуатационные расходы не позволяют крупным предприятиям заниматься многими видами деятельности и не­большими по емкости рынками;

б) Важность персонального обслуживания. Основу многих видов бизнеса составляет персональное обслуживание клиентов (парикмахерские, врачебные кабинеты, консультационные, бухгалтерские услуги и так далее). В этом случае качество работы во многом зависит от профессионального мастерства владельца фирмы;

в) Удобство обслуживания. Расположение фирмы и поздние часы работы позволяют их владельцам успешно конкуриро­вать с крупными предприятиями, которые не имеют таких преимуществ;

г)   Потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и так далее;

д) Нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупномасштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж.

е) Оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцен­трировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на но­вом направлении[7].

Для развития малого бизнеса необходим отдельный комплекс общих и специфических предпосылок социально-экономического, инфраструктурного, правового, организационного и кадрового характера. Малый бизнес — это длинный рабочий день, высокая степень риска, большая конкуренция и ограни­ченный потенциал для получения прибыли. Считается, что без реальной поддержки государства малый бизнес не может успешно развиваться. Всеми своими достижениями, которыми распола­гает малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой, он обязан прежде всего государственной политике. Малому биз­несу в этих странах оказывается всесторонняя помощь и предо­ставляются различные льготы. В их числе создание сети бесплат­ных консультативных пунктов, где начинающие предпринима­тели могут получить необходимые знания по бизнесу и инфор­мацию, связанную с выбором сферы деятельности, разработкой бизнес-планов, организацией управления и бухгалтерского уче­та, взаимодействием с внешними партнерами и клиентами. Кро­ме того, малые предприятия и индивидуальные предпринимате­ли под гарантии государства могут воспользоваться льготными кредитами, получить реальную материальную помощь различ­ных предпринимательских фондов.

К достоинствам малого бизнеса относят:

1) Сравнительно низкая капиталоемкость и поэтому широкая доступность всем желающим открыть свое дело;

2) Гибкость и оперативность в действиях и решениях, что по­зволяет в короткие сроки наладить производство, торгов­лю разнообразными товарами и услугами;

3) Личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель, например, идеально приспособлен для изучения пожеланий, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;

4) Возможность быстрого накопления капитала, высокая его оборачиваемость, свободный и оперативный перелив капитала в наиболее доходные сферы деятельности, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и изменяться. Благодаря высокому обороту доходность малых предприятий может быть нисколько не ниже, а нередко и выше, чем крупных фирм;

5)   Низкие эксплуатационные издержки, что позволяет малым фирмам оставаться «на плаву» даже в самые тяжелые периоды развития экономики;

6)   Небольшой размер рынка для обеспечения прибыльности бизнеса;

7) Независимость действий, возможность быстро реализовать свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что особенно важно для людей с ярко выраженными индивидуальными чертами характера. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, система принятия управленческих решений значительно упрощена, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктур­ные изменения, а энергичному и инициативному пред­принимателю — свободу действий;

8) Мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует достижению высоких научно-технических результатов[8].

Несмотря на большое значение малого бизнеса для эконо­мики, его становление и развитие сопряжёно с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизне­се — это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значитель­ная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревше­го оборудования, неудобное месторасположение фирмы и так далее.

К недостаткам малого бизнеса также относят:

- Большая физическая и умственная интенсивность, кото­рую требует предпринимательская деятельность, особенно на её начальном этапе;

-   Длинный рабочий день и большая ответственность, поэто­му предпринимателю уже с первых шагов необходимо настраиваться на долгие часы тяжелой работы и редкие часы отдыха. Владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя;

- Значительная зависимость от других лиц, фирм и государства. Малые Предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнерам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и другое;

- Личные проблемы предпринимателей. Просчеты и ошибки в бизнесе нередко отражаются на жизненном уровне семьи, а это, в свою очередь, становится причиной появления дополнительных проблем личного характера. Поэтому пред­приниматели без поддержки семьи редко преуспевают[9].


1.3 Роль малого бизнеса в рыночной экономике России, проблемы и перспективы

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействуют прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной экономики и не возможна в административной системе.

Важнейшей функцией малого предпринимательства является содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике мобильность, его высокая манев­ренность, гибкость позволяют в ряде случаев восстановить разо­рванные кооперационные отношения, утерянные из-за распада Советского Союза - единого экономического пространства и про­изошедших в ходе перехода к рыночной экономике массовых банкротств. В ходе структурной перестройки крупные предприятия с помощью малых предпринимательских структур компенсируют свою недостаточную подвижность, реакцию на изменяющиеся потребности общества. Последние выступают в качестве своеобразного авангарда, разведчиков, которые берут на себя риск поиска новых направлений развития.

Немаловажную роль играет малое предпринимательство в наращивании налоговых поступлений в бюджет, особенно местный. Но здесь нужен взвешенный подход, чтобы в погоне за сиюминутными результатами не подорвать экономическую основу благопо­лучия завтрашнего дня. Практически все мелкие предприниматели жалуются на удушающие налоги, что в конечном счете приводит к уменьшению их массы.

В период фактического уничтожения уникального, складыва­вшегося десятилетиями российского военно-промышленного комп­лекса и массового увольнения или добровольного ухода с предпри­ятий комплекса высококвалифицированных специалистов, многие малые предприятия (на которые они, как правило, уходят) стано­вились своеобразным хранилищем кадров, которые еще понадобят­ся для возрождения отечественной промышленности. Таким обра­зом, российское малое предпринимательство берет на себя функцию сохранения и развития имеющегося отечественного производ­ственного и научно-технического интеллектуального потенциала нации[10].

Но при этом не нужно забывать и об оборотной стороне данной функции. Ряд малых хозяйственных структур превратился, по сути, в канал скрытой утечки интеллектуального потенциала нации за пределы страны. Речь идет, как правило, о совместных предпри­ятиях с участием иностранного капитала в отраслях высоких тех­нологий. По этому каналу за рубеж переходят уникальные нара­ботки военно-промышленного комплекса, представляющие порой государственную тайну.

Малое предпринимательство в нашей стране может выполнять и выполняет еще одну функцию. Уже сегодня оно вносит значитель­ный вклад в повышение эффективности общественного произ­водства, в частности в решение проблем повышения экономично­сти государственного сектора народного хозяйства. Большинство государственных предприятий хронически нерентабельны и недо­гружены. Они могут быть сданы в аренду отдельным лицам и ма­лым предприятиям, способным обеспечить их рентабельное функ­ционирование и тем самым освободить государство от убыточных предприятий или каких-то их подразделений. Это средство является далеко не последним среди приемов антикризисного управления[11].

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать во многих случаях лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, дополнительные рабочие места, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. 

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия управляющих малыми предприятиями не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Например, любому предприятию для организации хозяйственной деятельности кроме финансовых средств требуются также рабочие площадки – нежилые и офисные помещения. И как отмечает Егоров Евгений[12] в своей статье: «В прошлом мы ориентировались на развитие крупных производственных комплексов, и о развитии сети мелкого предпринимательства никто не заботился. В результате только в Москве, по нашим данным, для малого бизнеса не хватает 10 миллионов м2 нежилых помещений. Этот дефицит взвинчивает арендную плату, которая в центре города достигает 700 долларов за 1 м2. Для сравнения скажем, что в центре Лондона избыток помещений, поэтому такую же площадку можно снять всего за 200 долларов, а на окраине – за 120. Поэтому пока в России не будет решена проблема строительства офисных зданий и производственных площадей, бурного подъема малого бизнеса ожидать не следует»[13].

Одна из главных проблем - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Например, в российских банках жёсткие условия получения кредита для малого и среднего бизнеса, такие как поручительство и залог на всю сумму кредита плюс проценты. При этом средняя ставка по кредиту составляет от 11 до 36% годовых в рублях[14].

Информация о работе Малый бизнес в современной структуре экономики зарубежных стран и России