Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа
Сектор частного малого бизнеса в России - ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство - дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Жизнь малого предпринимателя - это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении транс формационной экономики, в частности, российской.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса за годы реформ практически осталась та же. Непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор. Это вполне объяснимо: в малом предпринимательстве преобладают некапиталоемкие, ориентированные на очень узкий рынок фирмы, каких больше всего в сфере питания и общественного обслуживания. Причем такая ситуация вполне соответствует обще-мировой тенденции доминирования в малом бизнесе нематериальной сферы над производственной.
На начало 2000 г. на малых предприятиях в России преобладала занятость на постоянной основе (около 75 %). В целом средняя численность занятых на одном малом предприятии составила 10 человек. Численность постоянно работающих на одном малом предприятии в среднем по всем отраслям - 7 человек (приложение 1). И эти цифры не представляют ничего необычного – и в экономике развитых стран подавляющее число малых фирм имеет столь же скромную численность персонала, а в США вообще едва превышает 3 чел.
По территории Российской Федерации малые предприятия распределены крайне неравномерно. Почти треть из них сосредоточена в Центральном районе, причем в Москве - примерно 20-21 %, а в Санкт-Петербурге - 10-12 %.
Этот факт является самым убедительным свидетельством территориального различия в темпах и даже направленности экономических преобразований. Ведь мизерная доля малого бизнеса - это свидетельство отсутствия структурных изменений в территориальных хозяйственных комплексах, проистекающего из высоких барьеров для входа на рынок для начинающих частных предпринимателей, недружественной политики властей, отсутствия свободных денежных накоплений у населения (даже у инициативной и предприимчивой его части) и платежеспособного спроса со стороны более широких слоев населения на товары и услуги, которые может предложить малое предпринимательство.
Причем складывается своего рода порочный круг: отсутствие сколько-нибудь значимой прослойки малого бизнеса делает его поддержку в глазах местных властей «нерентабельной» как в социально-экономическом, так и в политическом плане. А отсутствие такой поддержки, особенно необходимой для стартового предпринимательства, зачастую делает невозможным или невыгодным обращение к предпринимательской деятельности - во всяком случае, в легальной экономике. При сохранении сложившейся ситуации, когда с точки зрения развития частного предпринимательства приходится говорить о «России двух скоростей», и без того существенные различия в уровне социально-экономического развития между двумя-тремя центрами и остальной периферией грозят приобрести необратимый характер.
Занятость в малом бизнесе в Российской Федерации столь же неравномерна. Почти треть всех работающих на российских малых предприятиях сосредоточены в Центральном районе. Далее с большим отрывом следуют Северо-Кавказский район (11 %), Урал и Поволжье (по 9 %).
По основным показателям развития малого бизнеса большинство российских регионов находится на крайне низком уровне. Так, почти во всех регионах на тысячу жителей приходится не более 9 малых предприятий. Только в Северо-Западном районе этот показатель составляет 16 малых предприятий на тысячу жителей, что также недостаточно для создания полноценной конкурентной среды. Лишь две российские столицы, Москва и Санкт-Петербург, по плотности распространения малого бизнеса приближаются к уровню стран-членов ЕС и лидеров рыночной трансформации - Польши, Чехии, Венгрии, где на тысячу жителей приходится от 30 до 50 малых предприятий. Нельзя не видеть очевидного -именно в тех странах Восточной Европы, где малый бизнес расцветает, темпы роста, при всех трудностях трансформационного периода, достаточно высоки и устойчивы, что позволяет правительствам этих стран ставить уже не задачи выживания, но догоняющего развития за счет иного качества роста и на базе консенсуса в обществе, подпитываемого растущим благосостоянием населения. Но даже столь незначительный слой малых предпринимателей в России еще более сократился в ходе кризиса 1998 г. Как отмечается в Федеральной программе развития и поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг., после августа 1998 г. от 25 до 35 % малых предприятий прекратили свою деятельность. В наиболее сложном положении оказались малые фирмы производственного профиля, не выдерживающие конкуренции с более крупными производителями. Не случайно, по данным Госкомстата, за 9 мес. 1999 г. малые предприятия инвестировали в основной капитал 11,5 млрд. руб. - вдвое меньше в сопоставимых ценах, чем в январе-сентябре 1998 г., т.е. до кризиса.
Более детальную картину состояния российского малого бизнеса, которая существенно изменилась и осложнилась после августовского кризиса, можно получить из материалов выборочных опросов малых предпринимателей.
Кризис оказал весьма серьезное негативное воздействие на российский малый бизнес: если до него соотношение «развивающихся» и «стремящихся выжить» малых предприятий составляло примерно 7:2, то после кризиса оно изменилось почти на противоположное. Все проблемы текущей деятельности малых предприятий можно разделить на три группы:
а) проблемы, степень остроты которых практически не изменилась после кризиса (сюда относятся набор квалифицированных кадров, получение лицензии, вымогательство чиновников, нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, ведение бухгалтерии, правовая незащищенность);
б) проблемы, степень остроты которых возросла (поиск оборотных средств, привлечение инвестиций, сбыт, уплата налогов, аренда помещения, приобретение оборудования, уплата процентов по кредитам и возврат самих кредитов, приобретение сырья и материалов);
в) проблема, острота которой в результате кризиса снизилась - рэкет.
Итак, августовский кризис 1998 г. привел к заметному ухудшению положения в российском малом бизнесе, которое и без того с середины 1990-х годов было отнюдь не блестящим. Наиболее стабильным показателем оставалась занятость, по остальным показателям (оборот, прибыль, инвестиции) динамика имела явно выраженный негативный характер.
1.3. Проблемы становления малого бизнеса в России
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые, но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Среди основных трудностей и проблем российского малого бизнеса по-прежнему, несмотря на декларации дерегулирования, достаточно четко выделяются высокие налоги, чиновничий произвол и административные барьеры, произвол контролирующих органов (особенно налоговиков, милиции, пожарных и СЭС), давление криминала; нестабильность арендных отношений; постоянные смены форм и сложность бухгалтерской отчетности. Следует отметить, что согласно всем опросам и мониторингам чиновничий произвол по мере негативного воздействия на малый бизнес в несколько раз превосходит криминальный рэкет.
Все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Важным фактором негативного воздействия на малый бизнес является глубокий непрекращающийся спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.
Следствием вышеперечисленных трудностей является то, что в российском малом бизнесе по-прежнему очень велика теневая составляющая. И в этом состоит одна из наиболее существенных компонент негативного воздействия малого бизнеса на всю российскую предпринимательскую среду. Более того, теневая экономика - это не изолированный сегмент, а своего рода «единое пространство», в котором пребывает все российское малое предпринимательство, причем даже то, которое регулярно сдает в соответствующие органы всю необходимую отчетность о своей легальной деятельности.
Обычно под теневой экономикой - в отличие от сугубо криминальной - подразумевают деятельность, которая либо не подпадает под действие существующих законов, либо связана с сокрытием оборота или доходов от учета и налогообложения.
Теневая экономика, однако, очень сложный экономический феномен, который не имеет однозначных оценок. При всех ее негативных моментах теневая экономика пока еще верно служит российскому малому бизнесу формой защиты от налогового удушения, от драконовских законов, нормативных актов и разного рода нелепых запретов, способом защиты от чиновничьего произвола в целом. Вместе с тем нельзя утверждать, что теневая хозяйственная деятельность - это специфическая «язва» малого предпринимательства. В абсолютных выражениях доминирующая часть теневой экономики России приходится на крупный бизнес, который обладает в этом смысле куда большими возможностями, чем представители малого предпринимательства.
Основными причинами ухода российских малых предприятий в теневую экономику следует считать следующие: недостаток доступных финансовых ресурсов, административно-
Так, по данным Общественно-экспертного совета по малому бизнесу при мэре и Правительстве Москвы (на август 224 г.), фактическая сфера применения Федерального закона от 8 августа 2001 г. №134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» на деле оказалась значительно сужена. По оценке Совета, положения закона распространяются лишь на ряд федеральных органов государственного контроля. В итоге закон регулирует проведение лишь около 20% мероприятий по контролю за малыми предприятиями.
Что же, по мнению самих предпринимателей, можно и нужно сделать, чтобы малый бизнес смог легализоваться, выйти из «теневой» экономики?
По данным опросов, более половины предпринимателей поддержали бы упрощение системы налогообложения и общее снижение налогов. Далее, свыше трети опрошенных считают невозможным выход малого бизнеса из теневой экономики при нынешнем положении в стране. Если присовокупить сюда ответы тех, кто считает необходимым сократить коррупцию в госаппарате и вести эффективную борьбу с преступностью (а таких ответов в совокупности даже больше, чем откровенно пессимистических), и принять во внимание крайне низкую, мягко говоря, эффективность соответствующих действий всех ветвей российской власти в последние годы, то приходится признать, что эти пожелания относятся к разряду едва ли выполнимых.
Наконец, те меры, которые находятся в сфере возможного, хотя и трудно реализуемого- доступный кредит, госзаказ, сокращение сферы лицензирования, - в совокупности собрали примерно столько же голосов, как и мнение о принципиальной невозможности выхода малого бизнеса из «теневой» экономики. Т. е. сегодня даже их осуществление не сулит, по-видимому, немедленного успеха в деле оздоровления российского малого бизнеса.
2. Характеристика ООО «Муромец»
2.1. Общая характеристика
Предприятие «Муромец» является обществом с ограниченной ответственностью. Оно находится в столице республики Марий Эл, городе Йошкар-Ола на улице Строителей, 95. Предприятие было создано как частное. Учредительный документ фирмы - устав. Дата регистрации фирмы - 30 декабря 1995 года.
Для обеспечения своей деятельности ООО «Муромец» образует уставный фонд за счет вкладов участников.
ООО «Муромец» является хозяйственным обществом, уставный капитал которого разделен на доли. Уставный капитал сформирован из вкладов 7 участников, которые являются работниками предприятия. Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью (ОКОПФ-65).
Устав общества приведен в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В своей деятельности общество руководствуется действующим законодательством, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», настоящим уставом и учредительным документом. Юридические документы зарегистрированы Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Республики Марий Эл.
Отраслевая направленность ООО «Муромец» - мебельное производство. Предприятие выпускает мебель, выполненную на базе каркасов из стальных труб с гальваническим или полимерным покрытием, используя отделочный материал мягких элементов - мебельную ткань, гобелен, капровелюр, кожу.