Малый бизнес в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Сектор частного малого бизнеса в России - ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство - дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Жизнь малого предпринимателя - это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении транс формационной экономики, в частности, российской.

Работа содержит 1 файл

ДАША МАША.doc

— 574.09 Кб (Скачать)


Введение

 

Сектор частного малого бизнеса в России - ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство - дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Жизнь малого предпринимателя - это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении транс формационной экономики, в частности, российской.

Однако именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.)

Далее, малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде. Там, где не существует малое предпринимательство в экономике или оно слабо, неизбежно останавливается процесс создания правового механизма регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников).

Кроме того, рядовой гражданин может понять, что такое частная собственность, каковы сопряженные с нею возможности и права, обязанности и ответственность только благодаря малому бизнесу. Ведь у многих в малом бизнесе работает близкий родственник или друг или бывший сослуживец. В силу этого именно малое предпринимательство становится школой рыночной экономики для большинства россиян. В нашей стране, где прослойка малого бизнеса за десять лет реформ так и не стала достаточно прочной и широкой, медленно приживаются уважение к чужой собственности, законопослушность, не складываются гражданское общество с его институтами, медленно формируется средний класс как оплот социальной стабильности.

С того момента как общество ушло от плановой экономики и вступило в рыночные отношения, полностью изменились условия функционирования предприятий. Теперь для выживания предприятию необходимо проявлять инициативу, предприимчивость и бережливость, чтобы повысить эффективность производства и не оказаться на грани банкротства.

Рыночная экономика требует иного образа мышления и иного поведения всех его участников. Она приводит в движение огромные ресурсы, чтобы каждый вложенный в производство рубль приносил прибыль. Доходность производства и предприятия в целом - основное правило малого бизнеса.

Объектом исследования данной работы является предприятие малого бизнеса ООО «Муромец», производящее офисную и корпусную мебель.

О состоянии малого бизнеса, основных «болевых точках» данного сектора российской экономики и его развитии и пойдет речь в этой работе. Далее рассмотрен конкретный пример работы предприятия малого бизнеса 000 «Муромец» в условиях рыночной экономики.

Цель работы: разработка предложений по совершенствованию мер и др. форм повышения эффективности производства на рассмотренном предприятии.

Задачи работы:

1.     Изучить текущее состояние производства на предприятии;

2.     Обосновать       объективную       необходимость       совершенствования материально-технической базы;

3.     Исследовать    новые    направления   рынка   сбыта   продукции   ООО «Муромец».

1. Малый бизнес: роль в экономике РОСсии

1.1. Роль малого бизнеса в экономике России

 

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных законами, государственными органами или другими организациями, закрепляющих сущность этого понятия.

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются:

•         численность персонала;

•         размер уставного капитала;

•         величина активов;

•         объем оборота.

В России под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней. Также установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Для того чтобы оценить роль малого бизнеса в экономике России, сначала следует определить те отрасли и сферы, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая    ремонт    и    техническое    обслуживание    машин    и    оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения; торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, малый бизнес создает атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Хотелось бы обратить внимание на то, что малый бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе бизнеса и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно десятками тысяч мелкие предприятия, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений мелкие субподрядчики также удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность малых предприятий состоит и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

В то же время на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников сырья и обеспечивают при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют научно-технический прогресс, выполняют другие важные для хозяйства функции.

Малое предпринимательство оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что  для  нашей  высокомонополизированной  экономики   имеет  первостепенное значение. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействия и на экологическую обстановку. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

 

1.2. Современное состояние малого бизнеса России

 

В российском малом бизнесе на сегодня сложился ряд достаточно устойчивых структурных характеристик. В нем доминируют предприятия, создающие относительно незначительную добавленную стоимость. Низок спрос на высокотехнологичную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости, а потому наиболее привлекательными для малого бизнеса сегодня являются оптовая торговля, строительство, и пр. В свою очередь коммерческая проблематичность для малого предпринимательства сложноорганизованного, «интеллектоемкого» бизнеса проистекает из отсутствия или слабости соответствующей инфраструктуры и в целом из-за низкого уровня инновационного спроса в российской экономике, особенно инновационного спроса, реально обеспеченного необходимыми инвестиционными ресурсами.

Специфической чертой российского малого бизнеса является то, что его субъекты по-прежнему практически не имеют основного капитала в собственности. Абсолютно доминирующая часть субъектов малого предпринимательства ведет свою хозяйственную деятельность на базе арендуемых помещений и оборудования. В этом смысле российские субъекты малого бизнеса социально ближе к группе наемных работников, чем к слою «крепких собственников» - устойчивых представителей современного среднего класса.

Специфичны и социальные корни российского малого бизнеса: в развивающихся странах в сферу малого бизнеса, в основном, попадают люди, «выкинутые» индустриализацией из сельского хозяйства, а в России - «выкинутые» из общественного производства деиндустриализацией экономики, произошедшей в последние годы. Но и те, и другие часто оказываются в положении маргиналов, людей без собственности, соответственно, без устойчивых социально-политических ориентиров.

Россия отстает от развитых стран Европы, США и Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства весьма значительно. Всем понятно, почему в странах «семерки» состоянию малого предпринимательства уделяется первостепенное внимание государства, почему от мнения владельцев и работников малого бизнеса не может отмахнуться ни один серьезный политик -ведь этот сектор создает значительную часть национального продукта, являясь крупным нанимателем рабочей силы. Но и в этих странах, которые не могут пожаловаться на отсутствие традиций малого бизнеса или специальных оборудования и технологий, приспособленных для нужд малых фирм, доля последних в ВВП, как правило, все же меньше, чем их вклад в занятость: значит, производительность труда в малом бизнесе ниже, чем на крупных предприятиях. Пожалуй, лишь в Великобритании и ФРГ, судя по данным статистики, малые предприятия не уступают в данном отношении крупным фирмам, тогда как в Японии наблюдается весьма значительный разрыв - и он не в пользу «малой экономики». Примечательно, что именно по этому важнейшему показателю эффективности российский малый бизнес не выглядит сильно отстающим - по-видимому, причины его слабости вовсе не в том, что экономически он сильно проигрывает крупному производству, а в каких-то других факторах.

Тем не менее, нельзя не признать, что за пятнадцать лет российский малый бизнес стал очень значимым явлением в экономике. Так, с учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве в последние годы занято более 13,5 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25- 27 млн. россиян. Это, конечно, очень значительное достижение - ведь во времена СССР одной из отличительных черт народнохозяйственного комплекса было преобладание в нем крупных, неповоротливых «флагманов социалистической индустрии». Теперь картина существенно изменилась.

Информация о работе Малый бизнес в экономике РФ