Малые предприятия и их роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике были выделены
следующие разделы: сущность малого бизнеса и его роль; правовые аспекты
деятельности малых предприятий, включающие создание, регистрацию, ликвидацию
и управление малыми предприятиями; проблемы и перспектива развития малого
бизнеса в России, включающие проблемы становления малых предприятий в России
и в республике Коми, их поддержка со стороны государства и особенности их
налогообложения.

Содержание

Введение
.................................................................................................................................3
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1 Что такое малый бизнес....................................................................... 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике.......................................................... 7
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:………………. 10
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых
предприятий ................................................................................................. 10
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность
Предприятия….……………………………………………….……………… 11
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России................................ 12
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства..................13
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства................................ 16
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства............. 18
Заключение
....................................................................................................................... 21
Список литературы.............................................................................................. 23

Работа содержит 1 файл

микроэкономика.docx

— 62.27 Кб (Скачать)

5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от

количества  нанятых работников все предприятия в США делятся на:

-         наименьшие -1-24 занятых;

-         малые - 25 - 99 занятых;

-         промежуточные - 100 - 499 занятых;

-         крупные - 500 - 999 занятых;

-         крупнейшие - 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и

отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет

определяющую  роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая

промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля,

услуги). Нормы критериев различны для  предприятий, работающих в разных

отраслях экономики США.

В США  малыми считаются предприятия, управляемые  независимыми собственниками

и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В странах  Евразийского экономического сообщества, куда входят республика

Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и

республика  Таджикистан, развитие малого предпринимательства  ещё не достигло

уровня  развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом

бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до

10,2% (Россия).

В российской практике существование малого предпринимательства  было

разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные

предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно

менялись  в соответствии с принятием новых законов о малом

предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в

1995 г., в  1998г.  Последние изменения были  приняты 31 июля 1998 года. И в

соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке

малого  предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и

дополнениями  от 31.07.1998) под субъектами малого предпринимательства

понимаются  коммерческие организации с ограничением доли участия Российской

Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в

уставном  капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением

является  непревышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей

одному  или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого

предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не

превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно технической сфере - 60 человек;

в оптовой  торговле - 50 человек;

в розничной  торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных  отраслях и при осуществлении  других видов       деятельности - 50

человек.

В мае 2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес». Теперь

планка  максимального годового оборота, при  котором предприятие остается

«малым», увеличена с 10 до 15 млн. руб. 

В Федеральном  Законе «О государственной поддержке  малого предпринимательства

в РФ»  установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также

физические  лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без

образования юридического лица.

               1.1. Роль малого бизнеса в экономике              

Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую

мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию,

без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не

только  быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и

сравнительно  быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух

предпринимательства, без которых рыночная экономика  невозможна.

Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве

отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать

работой незанятые трудовые ресурсы говорит  то, что в США в мелких фирмах в

1990 году  было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом

заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря  на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на

крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще

начинают разработку и выпуск новых товаров.

Успех малого бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами.

Углубление  специализации в научных разработках  привело к тому, что во многих

случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути,

работают  в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за

освоение  оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально

нового  изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися

направлениями исследований. К тому же малые фирмы  стремятся как можно скорее

наладить  массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых

мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения

расширения  рынка предлагаемых товаров и  услуг, что, в свою очередь, активно

стимулирует процесс производства с целью  наиболее быстрого удовлетворения

(вновь  рожденного) спроса, мотивируемого  разработками, проводимыми фирмами

малого  и среднего предпринимательства.

Если  проследить путь изобретения, использованного  крупными монополиями, то

нередко оно оказывается результатом  работы отдельных ученых или мелких фирм.

Однако  последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими

необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое

предпринимательство воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных

отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка,

повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких

слоев населения к системе предпринимательства.

Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы,

производящие  для них отдельные детали и  узлы. Вокруг монополий, особенно в

отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по

несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и

технической помощью монополий.

Важность  малых предприятий еще и в  том, что, ведя ожесточенную конкурентную

борьбу  за выживание, они вынуждены постоянно  развиваться и адаптироваться к

текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к

существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно

им.

Массовый  выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей,

холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями  вызывает

потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и

обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Деятельность  малых предприятий в менее  развитых районах западноевропейских

стран - это основа всей их социальной и  экономической жизни и решающая

предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность

труда, малые фирмы с меньшими затратами  удовлетворяют потребности в

дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников

(сырья)  и обеспечивает при этом большую  занятость. Они увеличивают размеры

поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют  другие важные для хозяйства

функции. На современном этапе повышение  роли предприятий малого бизнеса  в

экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а

необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

          
 
 
 

   2. Правовые основы деятельности малых предприятий           

     2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О

предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.

Предприятие может быть создано либо по решению  собственника имущества или

уполномоченного им органа, либо по решению трудового  коллектива.

Учредительными  документами предприятия являются устав предприятия, а также

решение о его создании или договор  учредителей. В уставе предприятия

определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес,

органы  управления и контроля, порядок распределения  прибыли и образования

фондов  предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике