Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:39, контрольная работа
Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике были выделены
следующие разделы: сущность малого бизнеса и его роль; правовые аспекты
деятельности малых предприятий, включающие создание, регистрацию, ликвидацию
и управление малыми предприятиями; проблемы и перспектива развития малого
бизнеса в России, включающие проблемы становления малых предприятий в России
и в республике Коми, их поддержка со стороны государства и особенности их
налогообложения.
Введение
.................................................................................................................................3
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1 Что такое малый бизнес....................................................................... 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике.......................................................... 7
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:………………. 10
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых
предприятий ................................................................................................. 10
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность
Предприятия….……………………………………………….……………… 11
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России................................ 12
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства..................13
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства................................ 16
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства............. 18
Заключение
....................................................................................................................... 21
Список литературы.............................................................................................. 23
5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от
количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
- наименьшие -1-24 занятых;
- малые - 25 - 99 занятых;
- промежуточные - 100 - 499 занятых;
- крупные - 500 - 999 занятых;
- крупнейшие - 1000 и более занятых.
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и
отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет
определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая
промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля,
услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных
отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками
и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика
Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и
республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло
уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом
бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до
10,2% (Россия).
В российской практике существование малого предпринимательства было
разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные
предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно
менялись в соответствии с принятием новых законов о малом
предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в
1995 г., в 1998г. Последние изменения были приняты 31 июля 1998 года. И в
соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке
малого
предпринимательства в
дополнениями от 31.07.1998) под субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации с ограничением доли участия Российской
Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в
уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением
является непревышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей
одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не
превышает предельных уровней:
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50
человек.
В мае 2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес». Теперь
планка максимального годового оборота, при котором предприятие остается
«малым», увеличена с 10 до 15 млн. руб.
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства
в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также
физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица.
1.1. Роль малого бизнеса в экономике
Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую
мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию,
без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не
только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и
сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.
В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух
предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве
отдельных
товаров, исследовательских и научно-
О том,
что малые предприятия способны
в больших масштабах
работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в
1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом
заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на
крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще
начинают разработку и выпуск новых товаров.
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами.
Углубление
специализации в научных
случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути,
работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за
освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально
нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися
направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее
наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых
мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения
расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно
стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения
(вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами
малого и среднего предпринимательства.
Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то
нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм.
Однако
последующее внедрение
необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое
предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных
отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка,
повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких
слоев населения к системе предпринимательства.
Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы,
производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в
отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по
несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и
технической помощью монополий.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную
борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к
текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к
существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно
им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей,
холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает
потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и
обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских
стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая
предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность
труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в
дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников
(сырья)
и обеспечивает при этом
поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства
функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в
экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а
необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.
2. Правовые основы деятельности малых предприятий
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий
Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О
предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.
Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или
уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.
Учредительными
документами предприятия
решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия
определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес,
органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования
фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав