Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:07, курсовая работа
Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60—70 процентов ВНП.
Введение.
1. Специфика малого бизнеса как особой формы организации бизнеса и его роль в экономике.
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности.
1.2. Краткая характеристика состояния сектора малого и среднего бизнеса в России.
1.3. Роль малого предпринимательства в экономике России
2. Состояние и анализ развития малого предпринимательства в Курской области
2.1. Анализ деятельности малого предпринимательства по г. Курску
2.2. Анализ деятельности торговой сети ОАО «М. Видео»
2.3. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «М. Видео»
3. Пути влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
3.1. Влияние показателей на планируемый товарооборот.
3.2 Расчет и оценка эффективности капитальных вложений.
3.3. Разработка комплексных мероприятий для повышения эффективности рекламной деятельности ООО «М.Видео» 3
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.
Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается на нерыночную и рыночную части. Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.[3]
Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
Удельный вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого бизнеса составляет около 13 % от занятых в экономике. На малых предприятиях республики производится порядка 6% от общего объема производства продукции (работ, услуг). В объеме ВВП удельный вес малых предприятий составляет 7,3 %. (рис.3)
Рис. 3. Удельный вес малых предприятий в основных экономических
показателях.
За последние годы в Российской Федерации наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства.
Рис. 4. Динамика роста численности малых предприятий в РФ.
Особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.
Во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.
Во-вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.
В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.
В-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это — и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.[6]
Малое предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых – мельчайшие предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу. Некоторые выводы о развитии малого предпринимательства в России и за рубежом можно сделать на основании таблицы 1.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на некрупные предприятия приходится более 95% общего количества предприятий. Традиционными сферами их деятельности служат вспомогательное, малосерийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доминирующая часть бытовых и весомая часть производственных услуг.
Таблица 1. Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом
Колич. малых предпр.тыс.ед |
Кол.малых предпр. на 1 тыс. жителей |
Число занятых млн. человек |
Доля малых предпр. в % к общей числен-ности занятых |
Доля малых предпр. в % в ВВП | |
Англия |
2 930 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2 290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-54 |
Италия |
3 920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1 980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15 777 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19 300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6 450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Российская Федерация |
836,6 |
5,65 |
8,1 |
9,6 |
10-11 |
Рассматривая проблемы развития малого предпринимательства, надо отметить, что в российской экономике малое предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании отдельных слоев населения и целых регионов страны.
Еще одна особенность развития малого предпринимательства в российской экономике — трудности в установлении необходимых связей и тесной производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями. Формирование и взаимодействие трех типов предпринимательства (крупного, среднего и малого) в России усложнены исторически сложившимися традициями в период функционирования планово-распределительной экономики. Сохраняется полная зависимость малых предприятий от крупных производств.[9]
Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Его субъекты строят свою деятельность, исходя, прежде всего из потребностей местного рынка, а также из его возможностей.
Малый бизнес Курской
области – это динамично
Основным показателем, характеризующим развитие этого сектора экономики, является ежегодный рост удельного веса добавленной стоимости в валовом региональном продукте Курской области.
Субъекты малого предпринимательства стремятся сконцентрировать свои ресурсы в сферах, не требующих значительных капитальных вложений, наличия дорогостоящего оборудования, привлечения большого числа работников, а именно в торговле и посредничестве. Кроме того, значительное развитие малые предприятия получили в строительстве и обрабатывающих производствах.
Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях (работниками списочного состава, внешними совместителями и выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера) в 2008 г. составило 49485 человек и по сравнению с 2007 г. увеличилось на 35.4 %.
В общем числе занятых наибольшую долю составляют работники списочного состава (без внешних совместителей) – 90.6 % от всех работавших на малых предприятиях.
Постоянно занятые на малых предприятиях по сферам деятельности малого бизнеса распределились следующим образом: около трети работников списочного состава (без внешних совместителей) малых предприятий были заняты в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 28.3 %, в обрабатывающих производствах – 24.5 %, строительстве – 15.6 %, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 8.6 %, транспорте и связи – 6.9 %, в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 6.7 % [приложение 1].
Рис. 5. Структура замещенных рабочих мест на малых предприятиях в 2008г.
Среднемесячная заработная плата (включая выплаты социального характера) в расчете на 1 работника малого предприятия в 2008 г. составила 6716 рублей, что ниже среднеобластного значения почти на четверть.[34]
Организации, осуществляющие деятельность в сфере оптовой и розничной торговли ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий по всем показателям занимают устойчивое лидерство, и несмотря на то, что оборот по ним в 2008 г. (в действующих ценах) увеличился на 22 % (здравоохранение и предоставление социальных услуг – 9р., гостиницы и рестораны - 7.2р., сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 2.9р.) удельный вес этих предприятий составляет более половины всего оборота малых предприятий [приложение 2].
на 15358.6 млн. рублей (на 10.0 % больше 2007 г.).
1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
2. Обрабатывающие производства
3. Производство
и распределение
4. Строительство
5. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного пользования
6. Прочие виды экономической деятельности
Рис.6. Структура объема
отгруженных товаров
Рентабельность проданных
товаров, продукции (работ, услуг) рассчитывается
как соотношение между
Рентабельность активов
- соотношение сальдированного
Малые предприятия располагают достаточным объемом оборотных активов, необходимых для своевременного погашения их краткосрочных обязательств, о чем говорит коэффициент текущей ликвидности (соотношение фактической стоимости оборотных активов и краткосрочной кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов и займов). Так, на конец 2008 г. он составил 111.1 % (на конец 2007г. –110.4 %). Коэффициент автономии, который характеризует долю собственных средств малых предприятий в общей величине источников средств организаций и определяет степень их независимости от кредиторов, увеличился с 18.0 % в 2007 г. до 20.3 % в 2008 г. [приложение 4].
ООО «Компания „М.видео“» ( РТС:MVID, ММВБ:MVID) — российская компания-ритейлер, владелец одной из крупнейших российских сетей по продаже электроники и бытовой техники «М.видео». Штаб-квартира — в Москве. в городе Курске, предприятие находится по адресу:
Пр-т Дружбы 9А, ул. Щепкина 4б.
По своей организационно-
Миссия организации
- предоставление людям
Основной вид деятельности ООО «М.Видео»- коммерческая, торгово-закупочная деятельность бытовой техники и электроники.[33]
Характеристика внутренней среды управления.
Линейная организационная
структура - строго иерархически организованна,
характеризуется разделением
Рис.7. Организационная структура ООО «М. Видео»
Характеристика внешней среды.
Основными поставщиками продукции для ООО «М. Видео» являются:
Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях ОАО «М. Видео»