Малые предприятия и их развитие в современных условиях ОАО «М. Видео»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60—70 процентов ВНП.

Содержание

Введение.
1. Специфика малого бизнеса как особой формы организации бизнеса и его роль в экономике.
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности.
1.2. Краткая характеристика состояния сектора малого и среднего бизнеса в России.
1.3. Роль малого предпринимательства в экономике России
2. Состояние и анализ развития малого предпринимательства в Курской области
2.1. Анализ деятельности малого предпринимательства по г. Курску
2.2. Анализ деятельности торговой сети ОАО «М. Видео»
2.3. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «М. Видео»
3. Пути влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
3.1. Влияние показателей на планируемый товарооборот.
3.2 Расчет и оценка эффективности капитальных вложений.
3.3. Разработка комплексных мероприятий для повышения эффективности рекламной деятельности ООО «М.Видео» 3
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.

Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается  на нерыночную и рыночную части. Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.[3]

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

Удельный вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого бизнеса составляет около 13 % от занятых в экономике. На малых предприятиях республики производится порядка 6% от общего объема производства продукции (работ, услуг). В объеме ВВП удельный вес малых предприятий составляет 7,3 %. (рис.3)


 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Удельный вес малых  предприятий в основных экономических

показателях.

За последние годы в Российской Федерации наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства.


 

 

 

 

Рис. 4. Динамика роста  численности малых предприятий  в РФ.

Особая роль, которую  играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.

Во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.

Во-вторых, способствуя  распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.

В-третьих, выступая неким  объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

В-четвертых, представляя  собой идеальную форму для  кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем  через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это — и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.[6]

Малое предпринимательство  во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых  и средних предприятий, основная масса которых – мельчайшие предприятия  с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу. Некоторые выводы о развитии малого предпринимательства в России и за рубежом можно сделать на основании таблицы 1.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на некрупные предприятия приходится более 95% общего количества предприятий. Традиционными сферами их деятельности служат вспомогательное, малосерийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доминирующая часть бытовых и весомая часть производственных услуг.

Таблица 1. Развитие малого предпринимательства в России и  за рубежом

 

Колич.

малых предпр.тыс.ед

Кол.малых предпр. на 1 тыс. жителей

Число занятых

млн. человек

Доля малых предпр. в % к общей 

числен-ности

занятых

Доля малых предпр. в % в ВВП

Англия

2 930

46

13,6

49

50-53

Германия 

2 290

37

18,5

46

50-54

Италия 

3 920

68

16,8

73

57-60

Франция 

1 980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС 

15 777

45

68

72

63-67

США 

19 300

74,2

70,2

54

50-52

Япония 

6 450

49,6

39,5

78

52-55

Российская Федерация

836,6

5,65

8,1

9,6

10-11


 

Рассматривая проблемы развития малого предпринимательства, надо отметить, что в российской экономике малое предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании отдельных слоев населения и целых регионов страны.

Еще одна особенность  развития малого предпринимательства в российской экономике — трудности в установлении необходимых связей и тесной производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями. Формирование и взаимодействие трех типов предпринимательства (крупного, среднего и малого) в России усложнены исторически сложившимися традициями в период функционирования планово-распределительной экономики. Сохраняется полная зависимость малых предприятий от крупных производств.[9]

 

 

2. Состояние и анализ развития  малого предпринимательства в Курской области

2.1. Анализ деятельности малого предпринимательства по г. Курску

Малое предпринимательство  в силу своей специфики имеет  ярко выраженную региональную ориентацию. Его субъекты строят свою деятельность, исходя, прежде всего из потребностей местного рынка, а также из его возможностей.

Малый бизнес Курской  области – это динамично развивающийся  сектор экономики, где представлены как ремесленные, так и высокотехнологичные  процессы.

Основным показателем, характеризующим развитие этого  сектора экономики, является ежегодный рост удельного веса добавленной стоимости в валовом региональном продукте Курской области.

Субъекты малого предпринимательства  стремятся сконцентрировать свои ресурсы  в сферах, не требующих значительных капитальных вложений, наличия дорогостоящего оборудования, привлечения большого числа работников, а именно в торговле и посредничестве. Кроме того, значительное развитие малые предприятия получили в строительстве и обрабатывающих производствах.

Число замещенных рабочих  мест на малых предприятиях (работниками списочного состава, внешними совместителями и выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера) в 2008 г. составило 49485 человек и по сравнению с 2007 г. увеличилось на 35.4 %.

В общем числе занятых наибольшую долю составляют работники списочного состава (без внешних совместителей) – 90.6 % от всех работавших на малых предприятиях.

Постоянно занятые  на малых предприятиях по сферам деятельности малого бизнеса распределились следующим  образом: около трети работников списочного состава (без внешних совместителей) малых предприятий были заняты в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и  предметов  личного  пользования – 28.3 %, в обрабатывающих  производствах – 24.5 %, строительстве – 15.6 %, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 8.6 %, транспорте и связи – 6.9 %, в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 6.7 % [приложение 1].

Рис. 5. Структура замещенных рабочих мест  на малых предприятиях в 2008г.

Среднемесячная заработная плата (включая выплаты социального  характера) в расчете на 1 работника  малого предприятия в 2008 г. составила 6716 рублей, что ниже среднеобластного значения почти на четверть.[34]

Организации, осуществляющие деятельность в сфере оптовой  и розничной торговли ремонта  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий по всем показателям  занимают устойчивое лидерство, и несмотря на то, что оборот по ним в 2008 г. (в  действующих ценах) увеличился на 22 % (здравоохранение и предоставление социальных услуг – 9р., гостиницы и рестораны  - 7.2р., сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 2.9р.) удельный вес этих предприятий составляет более половины всего оборота малых предприятий [приложение 2].

на 15358.6 млн. рублей (на 10.0 % больше 2007 г.).

 

1. Сельское хозяйство,  охота и лесное хозяйство

2. Обрабатывающие  производства

3. Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды

4. Строительство

5. Оптовая и  розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий

   и предметов  личного пользования

6. Прочие виды  экономической деятельности

Рис.6. Структура объема отгруженных товаров собственного производства и выручки малых  предприятий по основным видам деятельности 2008 г.

Рентабельность  проданных  товаров, продукции (работ, услуг) рассчитывается как соотношение между величиной  сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае, если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный - имеет место убыточность.

Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового  результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае, если сальдированный финансовый результат отрицательный - имеет место убыточность [приложение 3]

Малые предприятия располагают  достаточным объемом оборотных  активов, необходимых для своевременного погашения их краткосрочных обязательств, о чем говорит коэффициент текущей ликвидности (соотношение фактической стоимости оборотных активов и краткосрочной кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов и займов). Так, на конец 2008 г. он составил 111.1 % (на конец 2007г. –110.4 %). Коэффициент автономии, который  характеризует долю собственных средств малых предприятий в общей величине источников средств организаций и определяет степень их независимости от кредиторов, увеличился с 18.0 % в 2007 г. до 20.3 % в 2008 г. [приложение 4].

2.2. Анализ деятельности  торговой сети ОАО «М. Видео»

ООО «Компания „М.видео“» ( РТС:MVID, ММВБ:MVID) — российская компания-ритейлер, владелец одной из крупнейших российских сетей по продаже электроники и бытовой техники «М.видео». Штаб-квартира — в Москве.  в городе Курске, предприятие находится по адресу:

Пр-т Дружбы 9А, ул. Щепкина 4б.

По своей организационно-правовой форме оно является обществом  с ограниченной ответственностью. ООО  «М.Видео» действует на основании  Устава [приложение 5].

 Миссия организации  - предоставление людям качественных  товаров в ассортименте и по  ценам достаточным для постоянного  наращивания экономического потенциала  предприятия.

Основной вид деятельности ООО «М.Видео»- коммерческая, торгово-закупочная деятельность бытовой техники и электроники.[33]

Характеристика внутренней среды управления.

Линейная организационная  структура - строго иерархически организованна, характеризуется разделением зон  ответственности и единоначалием. В связи с тем, что количество работников на предприятии небольшое, то подтип линейной организационной структуры плоский, т. е. минимум иерархических уровней. Форма управления – смешанная: бюрократическо-авторитетная. Решения принимаются вышестоящим руководителем в соответствии с имеющимися у него правами и полномочиями. Решения принимаются простыми методами. Делегирование полномочий ограничено.

 

Рис.7. Организационная  структура ООО «М. Видео»

Характеристика внешней  среды.

Основными поставщиками продукции для ООО «М. Видео» являются:

  • ООО «Союзпак»
  • ООО «Стройинтекс»
  • ЗАО «ТКФ»
  • ООО «Эликор»
  • ОАО « Трейд»

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях ОАО «М. Видео»