Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:07, курсовая работа
Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60—70 процентов ВНП.
Введение.
1. Специфика малого бизнеса как особой формы организации бизнеса и его роль в экономике.
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности.
1.2. Краткая характеристика состояния сектора малого и среднего бизнеса в России.
1.3. Роль малого предпринимательства в экономике России
2. Состояние и анализ развития малого предпринимательства в Курской области
2.1. Анализ деятельности малого предпринимательства по г. Курску
2.2. Анализ деятельности торговой сети ОАО «М. Видео»
2.3. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «М. Видео»
3. Пути влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
3.1. Влияние показателей на планируемый товарооборот.
3.2 Расчет и оценка эффективности капитальных вложений.
3.3. Разработка комплексных мероприятий для повышения эффективности рекламной деятельности ООО «М.Видео» 3
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Малые предприятия и их развитие в современных условиях.
по дисциплине: «Экономика предприятия»
Содержание.
Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60—70 процентов ВНП.[5]
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.[9]
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10—12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300—400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Принятие нового законопроекта в области малого предпринимательства и его государственной поддержки, а также его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.
Малое предпринимательство имеет ряд преимуществ, в отличие от крупных компаний:
Близость к клиенту. В отличие от крупных «многопалубных» компаний, в малом бизнесе практически все находятся на «линии огня» — в повседневном общении с клиентами. Это позволяет им быстрее и более гибко реагировать на запросы клиентов, и, как результат, предпочтение нередко отдается их товарам и услугам. И это несмотря на то, что их продукты бывают дороже и ниже по качеству.[3]
Способность постоянно изменяться и адаптироваться. Постоянная борьба за выживание, близость и зависимость от клиента и поставщиков, необходимость непрерывно изыскивать новые возможности снижении расходов препятствуют бюрократизации и стагнации.
Низкие накладные расходы. Установлено, что в традиционной организации по мере ее расширения объем решаемых управленческих задач растет в геометрической прогрессии и соответственно имеет место рост удельных накладных расходов на постоянно увеличивающийся управленческий аппарат. Мелкие компании, лишенные внутренней бюрократии, в состоянии удерживать эти расходы на относительно низком уровне.[8]
Использование «малых ниш».
По мере насыщения рынков сбыта возрастает
важность открытия новых товарных ниш.
В отличие от крупных компаний,
руководствующихся идеей
Инновационный потенциал. Как уже отмечалось выше, мелкие компании вынуждены ради выживания быстро и адекватно реагировать на изменения в бизнес-среде, в технологии и предпочтениях клиентов. Кроме того, во главе мелких компаний довольно часто стоят предприниматели, прирожденные инноваторы, жадные до нового и готовые постоянно идти на риск ради движения вперед.[10]
Возможность объединять усилия. Чтобы противостоять крупным конкурентам, мелкие компании идут на объединение усилий (краткосрочное или долгосрочное) и создание различного рода альянсов, сетей, кластеров.
Целью курсовой работы является анализ малого предприятия и разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Объект: малое предприятие- ООО «М.Видео»
Предмет: процесс и проблемы функционирования малого предприятия.
Методы:
Данная работа состоит из трёх частей. Первая часть включает в себя теоретическую основу, основные понятия темы. Вторая часть, так называемая практическая, состоит в практическом анализе на примере предприятия. Третья часть включает в себя разработку комплексных мероприятий.
Изучая вопросы малого
предпринимательства в РФ, необходимо
обратиться к самому понятию малого
предпринимательства. Малое предпринимательство
— это предпринимательская
Общее число показателей
по данным Мирового банка, по которым
предприятие относится к субъек
Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих человек.[25]
В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (ред. От 2 февраля 2007 г.). Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Средняя, за отчетный период, численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.[19]
Таким образом, при определении
размеров организаций и отнесении
их к субъектам малого предпринимательства
все большее внимание уделяется
финансовому состоянию
Характерные особенности малых предприятий.
1. гибкость и быстрота принятия решения.
2. Четкий контроль производственного процесса.
3. простые коммуникационные связи внутри предприятия.
4. Хорошо развитая корпоративная культура.
Развитие малого бизнеса несёт в себе множество перспектив:
- увеличение числа
собственников, а значит, формирование
среднего класса – главного
гаранта политической
- рост доли экономически
активного населения, что
- создание новых рабочих мест с относительно низкими затратами, особенно в сфере обслуживания;
- подготовка кадров
за счёт использования
- ликвидация монополии производителей, создания конкурентной среды;
- улучшение взаимосвязи
между различными секторами
Многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.[13]
Таким образом,
малый бизнес обеспечивает
На конец 2008г. в России зарегистрировано 1032,8 тыс. малых предприятий – юридических лиц; 255,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 2988,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. 45% малых предприятий – юридических лиц заняты в сфере торговли, следующая по численности сфера – операции с недвижимым имуществом – 16% (Рис. 1). Удельный вес прибыльных МП - юридических лиц на конец 2008г. составлял 72%. Наибольшие темпы роста оборота МП - юридических лиц в 2008г. по сравнению с 2007г. наблюдались в сферах «здравоохранение и предоставление социальных услуг» – 1,9%; «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 1,6%; «добыча полезных ископаемых» - 1,5%; «строительство» - 1,4%, что существенно опережает темпы роста инфляции и свидетельствует о росте «загруженности» этих секторов.
2007
2008
Рис.1. Динамика числа МП по видам экономической деятельности, 2007, 2008гг., тыс. ед., %
Наибольшая концентрация
МП и ИП по итогам 2007г. была в Центральном
федеральном округе - 337 и 603 тыс. единиц
соответственно. Наибольшее число К(ф)Х
в Южном федеральном округе –
107 тыс. единиц, что обусловлено
Наиболее наглядно распространение малого и среднего предпринимательства отражает такой показатель как число субъектов МСБ на 1000 человек из числа экономически активного населения. Плотность сектора малого и среднего бизнеса, показывающая, сколько субъектов МСБ приходится на 1000 человек из числа экономически активного населения, по итогам 2007г. равнялась 93 единицам, это на 8 ед. больше, чем в 2006г.; плотность сектора малого бизнеса, на конец 2007г. равнялась 52 единицам на 100 человек из числа экономически активного населения, что на 4 единицы больше, чем в 2006г. Таким образом, темпы роста секторов малого и среднего бизнеса практически идентичны. Плотность сектора в Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах наиболее высока (Рис 2).
Рис. 2. Плотность сектора малого и среднего бизнеса, 2007г., ед.
Значение малого и среднего предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного бизнеса.
Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, т.к. его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.
Предпринимательскую деятельность могут осуществлять дееспособные (достигшие совершеннолетия) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.[19]
Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях ОАО «М. Видео»