Малое предпринимательство в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Малое предприятие в рыночной экономике 4

1.1. Понятие и признаки малого предприятия 4

1.2. Место малого предпринимательства в экономике
промышленно развитых стран 6

1.3. Организационно-правовые формы малого предприятия 8

1.4. Система государственной поддержки и регулирования
малого предпринимательства 11

1.5. Преимущества и недостатки малого бизнеса 13

Глава 2. Практические аспекты развития малого
предпринимательства в Республике Башкортостан на примере
г. Салавата 15

2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават 15

2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават 19

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.15 Кб (Скачать)

доходов от выпуска  и размещения  ценных  бумаг,  а  также  по  процентам  от

льготных  кредитов,  выделенных  на  конкурсной  основе   субъектам   малого

предпринимательства.

      Фонды поддержки малого предпринимательства  всех  уровней  осуществляют

следующие     мероприятия     по     финансированию     субъектов     малого

предпринимательства:

         . предоставление  субъектам  малого  предпринимательства  льготных

           кредитов,   беспроцентных   ссуд,   краткосрочных   займов   без

           приобретения лицензии на банковскую  деятельность;

         . предоставление финансовой помощи  на возмездной  и безвозмездной

           основе    при    осуществлении     программ     демонополизации,

           перепрофилирования производства  в целях развития  конкуренции   и

           насыщения  товарного  рынка   в   соответствии   с   действующим

           законодательством;

         .  выполнение  функций  залогодателя,   поручителя,   гаранта   по

           обязательствам малых предприятий;

         .  долевое  участие  в   создании  и   деятельности   хозяйствующих

           субъектов,   обеспечивающих   развитие   инфраструктуры   рынка,

           специализированных консультационных  организаций и информационных

           систем   поддержки   малого   предпринимательства   и   развития

           конкуренции, систем потребительской   экспертизы  и  сертификации

           товаров и услуг;

         .  финансирование  мероприятий   по  подготовке,  переподготовке  и

           повышению квалификации кадров  для малых  предприятий,  поддержке

           новых экономических структур, защите  прав потребителей;

         .   финансирование   научных   исследований,   научно-практических

           конференций, симпозиумов, совещаний,  в том числе  международных,

           связанных с деятельностью фондов. 

      1.5 Преимущества и недостатки  малого бизнеса.

      Практика  показывает,  что   технический  прогресс,   наиболее   полное

удовлетворение  потребительского  спроса  сегодня  во  многом   определяются

эффективностью  работы  небольших  предприятий.  Высокие   темпы   внедрения

нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений,

быстрый  рост  сферы  услуг  и  занятости,  острая   ценовая   и   неценовая

конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к  тому,

что потребитель  получает продукцию и услуги высокого  качества,  возможность

для государства  получать большие средства в форме  налоговых  поступлений  -

все это и  составляет вклад малых предприятий  в экономику страны.

      Индивидуальную  частную легко учредить,  так как это не  вызывает

практически никаких  юридических и бюрократических  препятствий и связанных  с

ними расходов.

      Частный предприниматель – сам  себе хозяин  и  пользуется  значительной

свободой действий. Получаемый  частным  предпринимателем  доход  зависит  от

успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул  вести  дела

эффективно.

      Однако,  анализируя  предпринимательскую   среду,  можно  выделить  ряд

причин,  тормозящих  развитие  малого   предпринимательства,   несмотря   на

усиление внимания к этой проблеме государства и  многих субъектов  Российской

Федерации.

      Во-первых,  сложная  экономическая   обстановка,  царящая   в   стране:

инфляция,  разрыв  хозяйственных  связей,  ухудшение  платежной  дисциплины,

высокий   уровень   процентных   ставок,   слабая   правовая    защищенность

предпринимателей.

      Во-вторых,  низкий  уровень   организационно-экономических  и правовых

знаний предпринимателей, отсутствие  деловой  должной  этики,  хозяйственной

культуры, как  в малом бизнесе, так и в  государственном секторе.

      В-третьих,  негативное   отношение   определенной   части   населения,

связывающей предпринимательство  напрямую только с  посредничеством,  куплей-

продажей.

      В-четвертых,  неотработанность  организационных   и   правовых   основ

регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

      В-пятых, слабость действия механизма  государственной поддержки  малого

предпринимательства.

      Сложившаяся экономическая ситуация  негативно  воздействует  на  малое

предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции  и  рост  цен  на

все  факторы  производства  ставят  многие  малые   предприятия   на   грань

банкротства.  И  в  их  числе  в  первую  очередь  оказываются  предприятия,

функционирующие в сфере производства товаров  и бытовых услуг для  населения,

потребляющие  сырье, материалы и др.,  стоимость  которых  постоянно  растет.

Налоговый  пресс  давит  на  производственные  предприятия  в  сфере  малого

бизнеса.   Сложившиеся   экономические   условия   подрывают    стимулы    к

предпринимательской  деятельности,  ослабляют  предпринимательский  настрой.

Обобщая   данные   социологических   опросов,   в   аналитическом   докладе,

подготовленном Российской ассоциацией развития  малого  предпринимательства

на тему: «Малый  бизнес  России.  Проблемы  и  перспективы»,  сформулированы

основные проблемы частного бизнеса в нашей стране:

         . налоги; законодательство;  инфляция;  экономическая  ситуация  в

           целом;

         .  поставки,  дефицит;  трудности   получения  кредита  и   высокая

           кредитная ставка;

      . неплатежеспособность партнеров,  клиентов; несовершенство банковской

        системы;    политическая    ситуация;    бюрократия;     недостаток

        производственных площадей, офисов; действия правительства, властей;

        коррупция, взятки;

      . недостаток  материальной  базы;  финансовая  политика  государства;

        действия  Центрального  банка   России;   сбыт;   поиск   клиентов,

        потребителей;  высокие  цены  на  сырье  и   материалы;   монополия

        государства, госпредприятий;

      .  трудности  с  арендой;  разрыв  экономических  связей;  недостаток

        информации;

      . недостаток культуры, опыта;  необязательность  партнеров;  проблемы

        собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств;

      . невыгодность  производства;  большая,  громоздкая  отчетность;  нет

        льгот; рэкет;

      .  невыгодность  инвестиций;   конкуренция;   несовершенство   рынка;

        недоверие   западных   партнеров;   отрицательное    отношение    к

        предпринимателям.   Только   перечисление   проблем,   с   которыми

        сталкиваются отечественные   предприниматели,  свидетельствует,  что

        пока   не   сформированы   условия,   необходимые   для    развития

        предпринимательства вообще, а малого  в особенности. 
 
 

         2. Практические аспекты развития  малого предпринимательства

              в Республике Башкортостан на  примере г. Салавата. 

      2.1 Развитие малого предпринимательства  в г. Салават.

      Развитие предпринимательства в  городе Салават берет свое  начало с 1987

года.

      За короткий срок в городе  было создано 900  кооперативов,  большинство

из них объединились в городскую ассоциацию,  и  тогда  впервые  в  России  в

Салавате был проведен съезд кооператоров России.

      В целях повышения  эффективности   развития  предпринимательства   мэром

города утверждена «Программа государственной  поддержки  малого  и  среднего

предпринимательства в городе Салават на 1998-2000 годы».

      Принятые в  рамках  постановлений   и  программы  меры  в  значительной

степени   способствовали   активизации   деятельности    предпринимательских

структур города. Если в 1997 году количество  малых  и  средних  предприятий

уменьшилось по сравнению с предыдущим годом  на 198 единиц, то  в  1998  году

отмечено увеличение их количества  на  333  единицы.  За  три  года  прирост

составил  1005   предприятий.   На   01.01.00г.   число   зарегистрированных

предприятий малого и среднего бизнеса составляет  6487.  В  то  же  время  в

сравнении с 1.01.98г. число предпринимателей  без образования юридического

лица увеличилось  к 1.01.00г. с 19643 до 26561.

      На сегодняшний день львиная  доля предприятий - около  60  %  -  заняты

торгово-посреднической деятельностью, 14% - промышленным  производством,  10

% - строительством, 8 % - сервисом.

      Если доля поступлений в бюджет  города от предприятий малого  и среднего

бизнеса в 1994г. составляла 11% и численность работающих на них - 19,5  тыс.

человек, то в 2000г. доля малого и среднего  предпринимательства  в  секторе

экономики города составляет 30%, а численность  работающих  на  предприятиях

малого и среднего бизнеса - около  70  тысяч  человек  это  33%  работающего

населения города.

      Было  принято  постановление   от  16.02.1998г.  №  334  «О  мерах   по

дальнейшему развитию предпринимательства в городе Салават»,  в  соответствии

с которым, начато предоставление льгот по уплате  налогов в бюджет  города

различным категориям действующих предприятий на 1  год,  а  вновь  созданным

предприятиям  малого и  среднего  бизнеса  на  первые  три  года  их  работы,

независимо от вида деятельности, а также их освобождение  от  единовременной

платы за землю.

      Гибкая система предоставления  налоговых льгот  распространилась  и  на

некоторые убыточные  предприятия, которые подлежат оздоровлению, а также  для

Информация о работе Малое предпринимательство в рыночной экономике