Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:28, курсовая работа
В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Введение 2
Глава 1. Малое предприятие в рыночной экономике 4
1.1. Понятие и признаки малого предприятия 4
1.2. Место малого предпринимательства в экономике
промышленно развитых стран 6
1.3. Организационно-правовые формы малого предприятия 8
1.4. Система государственной поддержки и регулирования
малого предпринимательства 11
1.5. Преимущества и недостатки малого бизнеса 13
Глава 2. Практические аспекты развития малого
предпринимательства в Республике Башкортостан на примере
г. Салавата 15
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават 15
2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого
предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном
капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая
одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность
работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
. в промышленности - 100 чел.;
. в строительстве - 100 чел.;
. на транспорте - 100 чел.;
. в сельском хозяйстве - 60 чел.;
. в научно-технической сфере - 60 чел.;
. в оптовой торговле - 50 чел.;
. в розничной торговле и
. в остальных отраслях и при осуществлении других видов
деятельности - 50 чел.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами
малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии с законодательством средняя за отчетный период
численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его
работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового
характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а
также работников представительств, филиалов и других подразделений
указанного юридического
лица.
1.2 Место малого
предпринимательства в
стран.
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в
экономической и социальной жизни развитых стран.
Так, в США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40 %
валового национального продукта и половину валового продукта частного
сектора.
В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их
долю оптовой торговле приходится - 86 % валового продукта частного сектора,
в сфере обслуживания - 81 %, в строительстве - 80 %, в финансовой сфере -
60 %, в розничной
торговле - 55 %, в обрабатывающей
На малые фирмы в указанный период приходилась почти половина всех
занятых в частном секторе: 12 млн. чел. - в сфере обслуживания; 10,1 - в
розничной торговле; 4,4 - в оптовой; 8 - в обрабатывающей промышленности;
4,3 - в строительстве; 2 - на транспорте; 0,5 - в добывающей
промышленности; 0,8 - в сельском хозяйстве; 3,2 млн. чел. было занято
финансовой деятельностью.
Особо важную роль малый
80-е годы 80 % всех
новых рабочих мест были
100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к
существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает
миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.
Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой
спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной
стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении
опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой
экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития
институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре
национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные
особенности используемого опыта.
Национальные особенности
включения малых и средних фирм в производственные структуры. В
западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и
обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации
менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные
банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в
целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние
показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже
доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности
экспортной продукции.
Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-
продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и
судостроении.
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу
промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10
чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом
занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.
В пределах одной страны на отраслевую структуру малого
предпринимательства оказывают влияние региональные особенности развития
экономики. Так, например, в Италии действуют три различные региональные
экономические модели.
Первая сложилась на Северо-
такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно
обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом
производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно
здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной
промышленности. Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий
затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды
деятельности, обслуживающие промышленность – финансовую и технологические
сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.
Второй экономический регион Италии - Северо-восточный и Центральный
районы, включая области Тоскана (Флоренция), Эмилия - Романья и Венето. В
этом регионе малые и средние предприятия развивались автономно.
Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких
предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка,
одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.
Третья экономическая модель сложилась на Юге Италии - на территории от
Неаполя до Сицилии, где традиционно низкий уровень экономического развития
и социальная несбалансированность в значительной степени сохраняются и
поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем
строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного
капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и
наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию
малого бизнеса.
Таким образом, становление и развитие различных форм
предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей
регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в
первую очередь социальной и институциональной структурой общества. Как
свидетельствует опыт той же Италии, малое предпринимательство обусловлено
социальной организацией общества, поэтому надежды на возможность построения
системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь
экономических
мер воздействия недостаточны
1.3 Организационно-правовые формы малого предприятия.
В соответствии с
малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой
формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к
субъектам малого предпринимательства является средняя численность
работников за отчетный период.
Субъектами малого
и юридические лица.
Физические лица (граждане) могут быть участниками малого
предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в
создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,
являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут
создаваться в форме:
. хозяйственных товариществ и обществ,
. производственных кооперативов,
. государственных и муниципальных унитарных предприятии.
Основными организационно-правовыми субъектами малого
предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества,
функционирующие в различных отраслях экономики.
Основными организационно-правовыми формами субъектов малого
предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества:
. полные товарищества,
. товарищества на вере (коммандитные),
. общества с ограниченной
. открытые и закрытые
Информация о работе Малое предпринимательство в рыночной экономике