Малое предпринимательство в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Малое предприятие в рыночной экономике 4

1.1. Понятие и признаки малого предприятия 4

1.2. Место малого предпринимательства в экономике
промышленно развитых стран 6

1.3. Организационно-правовые формы малого предприятия 8

1.4. Система государственной поддержки и регулирования
малого предпринимательства 11

1.5. Преимущества и недостатки малого бизнеса 13

Глава 2. Практические аспекты развития малого
предпринимательства в Республике Башкортостан на примере
г. Салавата 15

2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават 15

2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават 19

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.15 Кб (Скачать)

      Ниже  приводится  краткая   характеристика  отдельных   организационно-

правовых форм коммерческих  организации  как  субъектов  предпринимательской

деятельности.

      Полным  товариществом  признается  товарищество,  участники   которого

(полные  товарищи)  в  соответствии  с  заключенным   между  ними   договором

занимаются предпринимательской  деятельностью от имени товарищества  и  несут

ответственность по его обязательствам, принадлежащим  им имуществом  (ст.  69

ГК РФ).

      Важной особенностью полного  товарищества является положение  о том, что

его участники  солидарно несут субсидиарную ответственность  своим  имуществом

по  обязательствам  товарищества,  а  участник  полного   товарищества,   не

являющийся его  учредителем,  наравне  с  другими  участниками  отвечает  по

обязательствам, возникшим до его вступления в  полное товарищество.

      Полное товарищество не играет  существенной роли в экономике.  По данным

Госкомстата РФ, на 1  января  1998  г.  функционировало  всего  2899  полных

товариществ,  что  составляет  0,32  %  всех  хозяйственных  товариществ   и

обществ.

      Товариществом  на  вере  (коммандитным)  признается  товарищество,   в

котором  наряду  с  участниками,  осуществляющими  от   имени   товарищества

предпринимательскую   деятельность   и   отвечающими    по    обязательствам

товарищества  своим  имуществом  (полными  товарищами),  имеется  один   или

несколько  участников  вкладчиков  (коммандитистов),  которые   несут   риск

убытков, связанных  с деятельностью товарищества, в  пределах  сумм  внесенных

ими  вкладов  и  не  принимают   участия   в   осуществлении   товариществом

предпринимательской деятельности.

      Участниками  товарищества  на  вере  могут  быть  в  качестве   полных

товарищей индивидуальные предприниматели или коммерческие организации,  а  в

качестве вкладчиков - граждане и юридические лица. Государственные органы  и

органы местного самоуправления не вправе выступать  вкладчиками  товарищества

на  вере,  если  иное  не  предусмотрено   законом,   однако   финансируемые

собственниками  учреждения могут быть вкладчиками  в товариществе  на  вере  с

разрешения собственника, если иное не установлено законом.

      Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное

одним или несколькими  лицами общество, уставный  капитал  которого  разделен

на  доли  определенных  учредительными   документами   размеров;   участники

общества с  ограниченной ответственностью не отвечают по  его  обязательствам

и несут  риск  убытков,  связанных  с  деятельностью  общества,  в  пределах

стоимости внесенных  ими  вкладов.  Участники  общества,  внесшие  вклады  не

полностью,  несут  солидарную  ответственность  по  его   обязательствам   в

пределах  стоимости неоплаченной  части вклада  каждого   из   участников.

Учредителями (участниками) общества с  ограниченной  ответственностью  могут

быть граждане и юридические лица. Государственные  органы и  органы  местного

самоуправления  не  вправе  выступать  участниками   ООО,   если   иное   не

установлено законом.

      Важное значение для успешного функционирования ООО имеет формирование

уставного  капитала,  который  составляется   из   стоимости   вкладов   его

участников;   он   определяет   минимальный   размер   имущества   общества,

гарантирующего интересы кредиторов. Размер уставного капитала не может быть

менее суммы, определенной законодательством.

      Акционерным  обществом  (АО)  признается   коммерческая   организация,

уставный   капитал   которой   разделен   на   определенное   число   акций,

удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров)  по

отношению к  обществу.

      В соответствии с законодательством   акционерное  общество  может   быть

открытым  и  закрытым,  что  должно  отражаться  в  уставе  АО  и  фирменном

наименовании. Акционеры открытого акционерного  общества  могут отчуждать

принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого АО. Открытое  АО

имеет  право  проводить  открытую  подписку  на  выпускаемые  им   акции   и

осуществлять  их   свободную   продажу.   Закрытым   акционерным   обществом

признается  общество,  акции  которого  распределяются  только   среди   его

учредителей или  иного, заранее  определенного  круга  лиц.  Закрытые  АО  не

имеют права  проводить открытую подписку на выпускаемые  ими  акции  или  иным

образом предлагать их для приобретения неограниченному  числу лиц.

      Высшим  органом  управления  акционерного  общества   является   общее

собрание акционеров, которое  должно  проводиться  ежегодно  (годовое  общее

собрание акционеров).

      Анализируя гражданское законодательство  и  практику  функционирования

субъектов рыночной экономики в отдельных развитых  странах,  можно  привести

следующие  организационно-правовые  формы  субъектов   малого   и   среднего

предпринимательства (табл. 1). 

      Таблица 1.3.1 Основные организационные  формы субъектов малого бизнеса. 

|Страна              |Организационно-правовые формы предприятий           |

|Великобритания      |индивидуальное предприятие ассоциированные владельцы|

|                    |компании с ограниченной ответственностью            |

|Франция             |индивидуальное предприятие акционерная компания     |

|                    |товарищество с ограниченной ответственностью        |

|США                 |единоличное владение товарищество корпорация        |

|Германия            |индивидуальная трудовая деятельность партнерство    |

|                    |(общее и ограниченное) малые  акционерные общества   | 
 

      Как видно из таблицы, наиболее  распространенной организационной  формой

малого предпринимательства  является индивидуальное предприятие. С  введением

в действие первой части ГК РФ индивидуальные (семейные) частные  предприятия

(ИЧП) в России  не создаются.

      Как показывает практика, преимуществами  этой  организационно-правовой

формы коммерческих организаций являются:

         . полная самостоятельность, свобода  и оперативность  действий,  не

           требующая для принятия решений получения согласия партнеров;

         . максимум побудительных мотивов.  Все доходы поступают  к   единому

           владельцу  предприятия,  поэтому   он  заинтересован  в   упорной

           работе, в тщательном собственном  контроле над делами, в принятии

           обдуманных решений, увеличении объемов продаж;

         . конфиденциальность деятельности, поскольку  в  некоторых   сферах

           бизнеса  производственные  секреты   и   специальная   технология

           являются главным капиталом фирмы,  а  единоличное  владение  дает

           возможность сохранить в тайне  секрет предприятия.

      Но наряду с достоинствами  этой организационной формы ей  свойственны  и

недостатки, к  которым относятся:

    . ограниченность  привлечения значительных финансовых  средств;

    . неограниченная  (полная)  имущественная  ответственность   за  долги  в

      случае банкротства;

    . недоверие  со стороны государственных учреждений  и крупных предприятий;

    . слабость  управления. Обычно  владелец  является  управляющим  по  всем

      вопросам: экономическим, финансовым, кадровым,  маркетингу,  закупкам,

      продаже и др. Как  правило,  владельцам  не  хватает  профессиональных

      знаний и опыта менеджмента;

    . трудность  в получении кредита;

    . высокий уровень банкротства (в США ежегодно разоряются около 50  %  из

      вновь созданных фирм). 

      1.4 Система господдержки и регулирования  малого предпринимательства.

      Как показывает мировая  и   отечественная  практика,  малое   и  среднее

предпринимательство,  учитывая  его  характерные  особенности,  нуждается  в

постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти  и

местного самоуправления. В первую очередь  необходимо  сформировать  широкую

правовую среду  функционирования  малого  предпринимательства.  Этот  процесс

начался  с  принятия  законодательных  и  нормативных  актов,   регулирующих

предпринимательскую   деятельность   вообще,   так   как   субъекты   малого

предпринимательства  не  являются  особой   организационно-правовой   формой

предпринимательской (экономической) деятельности граждан  и юридических  лиц.

Одновременно  идет  создание  инфраструктуры  малого  предпринимательства  и

объединения предпринимательских  организаций в ассоциации (союзы). В  системе

поддержки  малого  предпринимательства  особое   место   занимают   проблемы

финансово-кредитной  поддержки, применения налоговых льгот  и  решения  других

актуальных вопросов, оказывающих существенное  влияние  на  развитие  малого

предпринимательства.

      В  соответствии  с  законодательством   финансово-кредитная   поддержка

малого  предпринимательства  осуществляется  федеральным  Фондом   поддержки

малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами  с

привлечением  заинтересованных организаций.  Финансовое  обеспечение  фондами

государственных    и     муниципальных     программ     поддержки     малого

предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех  уровней,  а

также   средств,   поступающих   от    приватизации    государственного    и

муниципального  имущества,  доходов  от  собственной  деятельности   фондов,

добровольных  взносов физических и юридических  лиц, в том числе  иностранных,

Информация о работе Малое предпринимательство в рыночной экономике