Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы – «Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития ». Эта тема была выбрана не случайно, т.к. малый бизнес - это стержень эконо¬мики, показатель уровня развития страны.
Проблем здесь очень много: зависимость от крупных корпораций, слабая компетентность руководителей, неуверенность при заключении договоров и др. Это далеко не полный пере¬чень обозначившихся негативных тенден¬ций, которые, по крайней мере, действуют уг¬нетающе на развитие малого бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Малое предпринимательство и его роль в рыночной экономике.
1.1 Понятие, сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………..8
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике……………………………11
2. Зарубежный опыт развития малого предпринимательств.
2.1 Особенности развития малого бизнеса в США……………………………14
2.2 Малый бизнес в экономике России………………………………………...18

3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его развитием.
3.1 Экономические условия для развития малого бизнеса …………………24
3.2 Динамика развития малого предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………………...25
3.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………………………...32
Приложения..……………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 793.00 Кб (Скачать)

Разработчиком и ответственным исполнителем государственных  программ поддержки малого предпринимательства  является Министерство экономики Республики Беларусь, а региональных программ - региональные органы управления.

Программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть увязаны с программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций, а также учитывать тенденции развития территорий.

Финансирование  программ осуществляется из средств  республиканского бюджета, местных бюджетов, из средств фонда содействия занятости и иных источников.

Перечисленные меры государственного  регулирования предпринимальской деятельности в республике должны обеспечить достижение главной цели развития предпринимательства - обеспечить повышение эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной деятельности, а также развития всех видов предпринимательства в сельской местности.[4] 

Заключение.

     После углубленного изучения данной темы, можно  сделать вывод о том,  что  к сожалению, в Беларуси малый  бизнес находится на начальном этапе 
развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого 
предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. 
Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим 
показателям развитых стран.

     В первой части работы были рассмотрены  основные понятия, сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса, что немаловажно  для того, чтобы выделить преимущества и недостатки в развитии и становлении, как на территории нашей страны, так и зарубежом.

     Развитие  малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

     Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

1. Малый  бизнес обладает своими преимуществами  и недостатками. Эти экономические  особенности делают его перспективным  в одних отраслях, например, наукоемких  и тех, где требуется высококвалифицированная  рабочая сила и неперспективным в других, что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

2. Малое  предпринимательство оказывает  большое влияние на экономику.  МП создает такие экономические  условия, без которых немыслима  высокая эффективность рынка.  По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.

3. Малое  предпринимательство с помощью  ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.

4. В  Беларуси после перестройки малый  бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.

5. Основными  проблемами малого бизнеса являются:

  • Несовершенство   налоговой  системы:   слишком   высокие   налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.
  • Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.
  • Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.
  • Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке.
  • Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей.

          6.А также отмечается отрицательное  влияние на малые предприятия                                                                таких                       явлений, как:

  • Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.
  • Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т.е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.
  • Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.
    1. При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:
      • He приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.
      • Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.
      • Осуществлять поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.
      • Усовершенствовать законодательство.

Развитие  малого предпринимательства - важная экономическая  и политическая проблема. Необходима целостная системная методология  развития малого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в  правах, в отношениях государства к малому бизнесу.

Для активизации  малого бизнеса следует устранить  факторы, препятствующие развитию предпринимательства, выйти на более высокий уровень  его государственной поддержки.

Я считаю, что приоритетными направлениями  развитию малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности.

Таким образом, развитие и становление  малого бизнеса в Республике Беларусь необходимо для повышения эффективности предпринимательства, соответствие уровню развития  таким странам как США, Россия.  
 
 
 

Список  используемой литературы:

1.  Лапуста  М.Г. Предпринимательство: учебник  для вузов по экономическим  и управленческим специальностям/ М.Г. Лапуста, А.Г Лорнев и др., под общей редакцией М.Г. Лапусты 3-е издание -М: ИНФРА, 2003г.

2.  Тарануха  Ю. Предпринимательство в переходной  экономике. Экономист 2003 №10 с. 42-48

3.  Ковалев  М., Шашко А. Малое предпринимательство  в Беларуси. Вестник ассоциаций белорусских банков 2004 №8 с. 16-31

4.  Антонова  Н.Б. Государственное регулирование  экономики. МН: Академия при президенте  РБ, 2002

5.  Юсупова  Н. Поддержка малого предпринимательства  в США. Мировая экономика и  международные отношения, 2001 №5 с.87-89

6.  www.nisse.ru/laws.html Паспорт федеральной программы государственной программы малых предприятий в РФ на 2003-2005г.

7.  Славомир  Я. Малые и средние предприятия  как главный фактор экономического  развития. Белорусский экономический  журнал 2005 №1 с.68-71

8.  Тореев  В.Б. Вороновская О.Е. Эффективность  программ поддержки малого предпринимательства.  Экономическая наука современной  России 2002 №3 с.73-87

9.  Качук  Д.В. инфраструктура поддержки  малого бизнеса за рубежом  Вестник БГЭУ 2004 №2 с. 107-109

10.Шехова .А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в

регионах  БЭЖ 2000. №1.-с. 80-88

11.Шестоперов  О. Современные тенденции развития  малого

предпринимательства в России    Вопросы экономики 2001 .-.№ 4. -

с. 65-83.

12.Манекок  Т. Малый бизнес - не враг //   Бел. рынок - 1997. №10. 13.Малое предпринимательства в России: развитие или стагнация?

Вопросы экономики. 2001 №10 с 70-79. 14.Макинтайр  Р. Местные власти - стимуляторы малого бизнеса

Проблемы  теории и практики управления. 2003 - с 56-60 15.Малыгина М. Малое предпринимательство и проблемы

социального развития регионов   Директор -2002 .№1 с. 28-29. 16.Кочаровский В.В. Развитие малого высокотехнологичного бизнеса

в России \\ ЭКО. - 2004. №9 17.Малое инновационное  предпринимательство: инфраструктура

поддержки \\ Белорусская экономика: анализ, прогноз,

регулирование. - 2004. -№ 8. 18.Малое предпринимательство  Республики Беларусь. Статистический

сборник Мн. 2005.

19.Статистический  ежегодник РБ, 2005 с.554-561

20.Россия  в цифрах 2005: краткий статистический сборник /

Федеральная служба гос. Статистики; редактор Соколин  В.Л. -Официальное издание Москва - Статистика России 2005

21. Экономика  малого бизнеса: Учеб. пособие  / С.И. Мазоль- Мн.: Книжный Дом,2004.-272. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

        

      

        
 
 
 
 

 
 
 

        

Информация о работе Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития