Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы – «Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития ». Эта тема была выбрана не случайно, т.к. малый бизнес - это стержень эконо¬мики, показатель уровня развития страны.
Проблем здесь очень много: зависимость от крупных корпораций, слабая компетентность руководителей, неуверенность при заключении договоров и др. Это далеко не полный пере¬чень обозначившихся негативных тенден¬ций, которые, по крайней мере, действуют уг¬нетающе на развитие малого бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Малое предпринимательство и его роль в рыночной экономике.
1.1 Понятие, сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………..8
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике……………………………11
2. Зарубежный опыт развития малого предпринимательств.
2.1 Особенности развития малого бизнеса в США……………………………14
2.2 Малый бизнес в экономике России………………………………………...18

3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его развитием.
3.1 Экономические условия для развития малого бизнеса …………………24
3.2 Динамика развития малого предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………………...25
3.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………………………...32
Приложения..……………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 793.00 Кб (Скачать)

Целью Программы является обеспечение  условий для интенсивного роста  малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.

Основные  задачи включают:

•    совершенствование     нормативно-правовой     базы,     регулирующей предпринимательскую      деятельность      и      ее      государственную поддержку;

•    развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий,      направленных      на      развитие      сектора      малого предпринимательства;

•    распространение опыта применения организационных, финансовых и других   технологий,   направленных   на   обеспечение   условий   для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муниципалитетах,   отдельными   государственными   учреждениями, предприятиями и организациями;

     •    расширение круга субъектов малого  предпринимательства  и  лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

    подготовку   высококвалифицированных   кадров  для   сферы   малого  предпринимательства;

•    развитие     малого     предпринимательства     в     инновационной     и производственной сферах;

•    продвижение  продукции  малых  предприятий   на  региональный   и межрегиональный рынок;

•    расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

•    проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства;

•    повышение эффективности деятельности  органов  государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов     местного      самоуправления      по      поддержке      малого предпринимательства;

•    создание условий для реализации в России зарубежных программ развития    предпринимательства    и    активизации    международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.

Приоритетной  задачей программы остается создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые  бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции.

     Особое  внимание в Программе уделяется  задаче улучшения начальных, стартовых  условий создания малых предприятий, а также упрощения процедуры ликвидации неудачно начатого или несостоявшегося бизнеса [1. с.152-154]. 

3. Становление малого  бизнеса в Республике  Беларусь и проблемы, связанные с его  развитием.

Развитие  предпринимательства в Республике Беларусь на этапе формирования рыночных отношений обусловлено формированием новой экономической системы, основанной на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности ее хозяйствующих субъектов. Развитие малого предпринимательства в Республике связано с решением целого комплекса политических, экономических и социальных проблем.

Развитие  именно этого сектора экономики  можно рассматривать как основу преобразований и перехода белорусской  экономики к стадии оживления  и подъема. Его развитие позволит как можно скорее компенсировать социальные издержки начального этапа реформы, создать устойчивый и многочисленный слой «эффективных собственников» - опоры рыночной экономики.

По действующему законодательству малое предпринимательство  в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Субъекты  малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и  удовлетворяют разнообразные потребности  различных слоев населения в  товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса. [8]

3.1. Экономические условия для развития малого бизнеса.

Для того, чтобы малый бизнес не стоял на месте, а прогрессировал в своем  развитии, необходимо создание определенных экономических условий. Наиболее важным и эффективным в развитии и становления малого предпринимательства является государственная поддержка.

В результате государственной поддержки в  Беларуси создается соответствующая  инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства.

С экономической  точки зрения, для малых предприятий установлены автоматические и условные финансовые льготы:

-      предусмотрен упрощенный порядок  налогообложения, учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства  с численностью занятых до 15 человек

- предусмотрена  возможность предоставления субъектам малого предпринимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льготных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль

-   предусмотрена возможность компенсации  малому предпринимательству расходов, связанных с осуществлениями ими экспортно-импортных операций

-         финансовая помощь (облегчение доступа  к внешним источникам )

В реализации  стимулирования малого бизнеса предусмотрено:

1) кредитование  – предоставление прямых кредитов, т.е. финансируется из государственных источников, гарантированных кредитов

2) целевое  бюджетное финансирование проектов  малого бизнеса, участие в акционерном  капитале

3) налоговое  регулирование – широко применяется  уменьшение ставки налогов в  зависимости от размера предприятия, регионы, сферы деятельности

Таким образом, в Республике Беларусь последовательно  осуществляются экономические меры по поддержке малого бизнеса. Приняты  и действуют законы о предпринимательстве  и государственной поддержке  малого предпринимательства, что необходимо для стабильного и эффективного развития.

3.2. Динамика развития малого предпринимательства в национальной экономике.

В Республике Беларусь на начало 2005 г. было зарегистрировано 33,8 тыс. субъектов малого предпринимательства, т.е. на 1000 жителей приходиться примерно 3,2 МП. В России данный показатель - 7 предприятий, в Латвии - 12-14, Литве - 20, Эстонии - 25, Германии - 37, Японии - 50, США - 75. Как видим, Беларусь отстает не только от развитых стран, но и от государств Центральной и Восточной Европы и своих соседей. Анализ изменения числа малых и индивидуальных предпринимателей (ИП) (приложение 2 рис 1) свидетельствует о тенденции роста числа ИП. Индивидуальных предпринимателей на начало 2004г. было зарегистрировано 188,8тыс. человек, что вместе с МП и с учетом того, что каждый ИП может привлекать не более трех наемных работников, дает общее число занятых в сфере МП и ИП около 1 млн. человек, что составляет почти 20% от всех занятых в экономике.

Численность занятых на МП с 2000 по 2004 год выросла на 19% (приложение 2 табл.1), однако годовые темпы прироста неуклонно снижаются. Соотношение работников списочного и несписочного состава МП за последние три года практически не изменилось (приложение 2 рис.2). И это притом, что данная сфера вполне в состоянии (конечно, при условии, ее активного инвестирования) обеспечить рабочие места для высвобождающихся работников нерентабельных крупных предприятий. Для нашей экономики с дефицитом инвестиций немаловажно то, что на создание одного рабочего места на МП требуется около 1,7тыс. USD, в то время как на крупных предприятиях затраты на создание рабочего места составляют порядка 50тыс. USD (почти в 30 раз больше).

Неблагоприятное влияние на развитие МП оказывают  такие меры регулирования, как процедура регистрации, лицензирование, сертификация и контроль.

Основные  причины тенденции роста ИП следующие:

•    более сложная и дорогостоящая  процедура регистрации МП по сравнению  с ИП;

•   меньшие риски для ИП в условиях недостаточной защиты права собственности;

•   меньший   налоговый   пресс   и   более   простая   система   налогообложения у ИП.

3.3.Основные  направления государственной  поддержки малого  предпринимательства. 

В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты  и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства. а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Разрабатываются и    реализуются    ежегодные    программы    государственной    поддержки    и соответствующие региональные программы. Правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 годы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

Государственная политика в сфере малого предпринимательства  во многом обеспечивается через разработку и реализацию ежегодных программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь. На их основании формируются региональные программы поддержки предпринимательства, представляющие собой согласованный комплекс мер, связанных единством целей и задач по обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства, увеличению доли этого сектора экономики в ВВП республики и созданию новых рабочих мест.

Структура и содержание программ охватывают все  стороны деятельности малого предпринимательства в республике, отражаю! приоритетные направления развития этой сферы в увязке с системой всесторонней поддержки малого предпринимательства.

Программы поддержки малого предпринимательства  многоаспектные и включают в себя меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях; перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства; меры по реализации основных направлений и развитию форм поддержки малого предпринимательства; меры по решению вопросов занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи; и другие.

Наиболее  актуальными задачами Программы  государственной поддержки малого предпринимательства на 2005г. являются:

  1. формирование     новых     подходов     к     координации     деятельности предпринимательских,                                                                                                                                                                                                             организационно-экономических                                                                                                                                                                                                                 по приоритетным направлениям, а также для субъектов инфраструктуры малого предпринимательства;
  2. применение упрощенного порядка налогообложения, учета, отчетности для субъектов малого предпринимательства;
  3. обеспечение доступа малых предприятий к участию в конкурсах по реализации государственных программ и заказов;
  4. разработка   новых   направлений   государственной   поддержки   малого бизнеса и расширение сферы применения выработанных мер (включая льготные условия кредитования, частичную компенсацию расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами,  выплате лизинговых платежей и по договорам финансовой аренды, частичную компенсацию расходов, связанных с участием в выставках и ярмарках);
  5. активизация деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства   в   части   предоставления   кредитных   ресурсов малым  предприятиям,  функционирующим  в  приоритетных  областях деятельности;
  6. дифференцированная и адресная государственная поддержка субъектов малого   предпринимательства   при   реализации   ими   инвестиционных проектов,   развитии   производственной    и    научно-инновационной деятельности,    производстве    и    переработке    сельскохозяйственной продукции, оказании торговых и социальных услуг на селе;
  7. совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских    структур,    в    том    числе    с    использованием потенциала высших учебных заведений;
  8. развитие и совершенствование учета и государственной статистической отчетности по малому предпринимательству.

Информация о работе Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития