Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – «Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития ». Эта тема была выбрана не случайно, т.к. малый бизнес - это стержень эконо¬мики, показатель уровня развития страны.
Проблем здесь очень много: зависимость от крупных корпораций, слабая компетентность руководителей, неуверенность при заключении договоров и др. Это далеко не полный пере¬чень обозначившихся негативных тенден¬ций, которые, по крайней мере, действуют уг¬нетающе на развитие малого бизнеса.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Малое предпринимательство и его роль в рыночной экономике.
1.1 Понятие, сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………..8
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике……………………………11
2. Зарубежный опыт развития малого предпринимательств.
2.1 Особенности развития малого бизнеса в США……………………………14
2.2 Малый бизнес в экономике России………………………………………...18
3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его развитием.
3.1 Экономические условия для развития малого бизнеса …………………24
3.2 Динамика развития малого предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………………...25
3.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………………………...32
Приложения..……………………………………………………………………….34
Целью
Программы является обеспечение
условий для интенсивного роста
малого предпринимательства и
Основные задачи включают:
• совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
• развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;
•
распространение опыта
• расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;
• развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах;
• продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок;
•
расширение внешнеэкономической
• проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства;
•
повышение эффективности
• создание условий для реализации в России зарубежных программ развития предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.
Приоритетной задачей программы остается создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции.
Особое
внимание в Программе уделяется
задаче улучшения начальных, стартовых
условий создания малых предприятий,
а также упрощения процедуры ликвидации
неудачно начатого или несостоявшегося
бизнеса [1. с.152-154].
3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его развитием.
Развитие
предпринимательства в
Развитие именно этого сектора экономики можно рассматривать как основу преобразований и перехода белорусской экономики к стадии оживления и подъема. Его развитие позволит как можно скорее компенсировать социальные издержки начального этапа реформы, создать устойчивый и многочисленный слой «эффективных собственников» - опоры рыночной экономики.
По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Субъекты
малого предпринимательства образуют
разветвленную сеть, действуют на
многочисленных местных рынках и
удовлетворяют разнообразные
3.1. Экономические условия для развития малого бизнеса.
Для того, чтобы малый бизнес не стоял на месте, а прогрессировал в своем развитии, необходимо создание определенных экономических условий. Наиболее важным и эффективным в развитии и становления малого предпринимательства является государственная поддержка.
В результате государственной поддержки в Беларуси создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства.
С экономической точки зрения, для малых предприятий установлены автоматические и условные финансовые льготы:
-
предусмотрен упрощенный
- предусмотрена возможность предоставления субъектам малого предпринимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льготных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль
-
предусмотрена возможность
- финансовая помощь (облегчение доступа к внешним источникам )
В реализации стимулирования малого бизнеса предусмотрено:
1) кредитование
– предоставление прямых
2) целевое
бюджетное финансирование
3) налоговое
регулирование – широко
Таким образом, в Республике Беларусь последовательно осуществляются экономические меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства, что необходимо для стабильного и эффективного развития.
3.2. Динамика развития малого предпринимательства в национальной экономике.
В Республике Беларусь на начало 2005 г. было зарегистрировано 33,8 тыс. субъектов малого предпринимательства, т.е. на 1000 жителей приходиться примерно 3,2 МП. В России данный показатель - 7 предприятий, в Латвии - 12-14, Литве - 20, Эстонии - 25, Германии - 37, Японии - 50, США - 75. Как видим, Беларусь отстает не только от развитых стран, но и от государств Центральной и Восточной Европы и своих соседей. Анализ изменения числа малых и индивидуальных предпринимателей (ИП) (приложение 2 рис 1) свидетельствует о тенденции роста числа ИП. Индивидуальных предпринимателей на начало 2004г. было зарегистрировано 188,8тыс. человек, что вместе с МП и с учетом того, что каждый ИП может привлекать не более трех наемных работников, дает общее число занятых в сфере МП и ИП около 1 млн. человек, что составляет почти 20% от всех занятых в экономике.
Численность занятых на МП с 2000 по 2004 год выросла на 19% (приложение 2 табл.1), однако годовые темпы прироста неуклонно снижаются. Соотношение работников списочного и несписочного состава МП за последние три года практически не изменилось (приложение 2 рис.2). И это притом, что данная сфера вполне в состоянии (конечно, при условии, ее активного инвестирования) обеспечить рабочие места для высвобождающихся работников нерентабельных крупных предприятий. Для нашей экономики с дефицитом инвестиций немаловажно то, что на создание одного рабочего места на МП требуется около 1,7тыс. USD, в то время как на крупных предприятиях затраты на создание рабочего места составляют порядка 50тыс. USD (почти в 30 раз больше).
Неблагоприятное влияние на развитие МП оказывают такие меры регулирования, как процедура регистрации, лицензирование, сертификация и контроль.
Основные причины тенденции роста ИП следующие:
• более сложная и дорогостоящая процедура регистрации МП по сравнению с ИП;
• меньшие риски для ИП в условиях недостаточной защиты права собственности;
• меньший налоговый пресс и более простая система налогообложения у ИП.
3.3.Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.
В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства. а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы. Правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 годы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.
Государственная политика в сфере малого предпринимательства во многом обеспечивается через разработку и реализацию ежегодных программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь. На их основании формируются региональные программы поддержки предпринимательства, представляющие собой согласованный комплекс мер, связанных единством целей и задач по обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства, увеличению доли этого сектора экономики в ВВП республики и созданию новых рабочих мест.
Структура и содержание программ охватывают все стороны деятельности малого предпринимательства в республике, отражаю! приоритетные направления развития этой сферы в увязке с системой всесторонней поддержки малого предпринимательства.
Программы поддержки малого предпринимательства многоаспектные и включают в себя меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях; перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства; меры по реализации основных направлений и развитию форм поддержки малого предпринимательства; меры по решению вопросов занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи; и другие.
Наиболее
актуальными задачами Программы
государственной поддержки
Информация о работе Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития