Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы – «Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития ». Эта тема была выбрана не случайно, т.к. малый бизнес - это стержень эконо¬мики, показатель уровня развития страны.
Проблем здесь очень много: зависимость от крупных корпораций, слабая компетентность руководителей, неуверенность при заключении договоров и др. Это далеко не полный пере¬чень обозначившихся негативных тенден¬ций, которые, по крайней мере, действуют уг¬нетающе на развитие малого бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Малое предпринимательство и его роль в рыночной экономике.
1.1 Понятие, сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………..8
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике……………………………11
2. Зарубежный опыт развития малого предпринимательств.
2.1 Особенности развития малого бизнеса в США……………………………14
2.2 Малый бизнес в экономике России………………………………………...18

3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его развитием.
3.1 Экономические условия для развития малого бизнеса …………………24
3.2 Динамика развития малого предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………………...25
3.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………………………...32
Приложения..……………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 793.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………...3 

1. Малое  предпринимательство и его роль  в рыночной экономике.

   1.1 Понятие, сущность и критерии  определения субъектов малого  предпринимательства………………………………………………………………..5

   1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………..8

   1.3 Роль малого предпринимательства  в экономике……………………………11 

2. Зарубежный  опыт развития малого предпринимательств.

    2.1 Особенности развития малого  бизнеса в США……………………………14

    2.2 Малый бизнес в экономике России………………………………………...18 

3. Становление  малого бизнеса в Республике  Беларусь и проблемы, связанные  с его развитием.

     3.1 Экономические условия для  развития малого бизнеса  …………………24

     3.2 Динамика развития малого предпринимательства  в национальной экономике…………………………………………………………………………...25

      3.3 Основные направления государственной  поддержки малого предпринимательства………………………………………………………………26 
 

Заключение………………………………………………………………………….29

Список  используемой литературы………………………………………………...32

Приложения..……………………………………………………………………….34 
 
 
 
 

Введение.

  Тема  данной курсовой работы –   «Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития  ». Эта тема была выбрана не случайно, т.к. малый бизнес - это стержень экономики, показатель уровня развития страны.

  Проблем здесь очень много: зависимость  от крупных корпораций, слабая компетентность руководителей, неуверенность при  заключении договоров и др. Это  далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на развитие малого бизнеса.

  Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности малого бизнеса в современных условиях приобретают особое значение.

Малый бизнес содержит большой потенциал  для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия  является высокая интенсивность  использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации  их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

   Обеспечивая концентрацию и перелив финансовых ресурсов, малый бизнес питает и стимулирует развитие экономики государства. От его работы во многом зависит результативность проводимой экономической политики, а в конечном итоге - экономическое положение государства в целом.

     Актуальность  выбора  темы работы  связана  с проблемами   предпринимательства, низкий темп развития и недостаточный  уровень поддержки государством данного сектора.

      Цель написания курсовой работы  – изучить  структуру малого  бизнеса на уровне теории и  на примере белорусской модели  развития. Проанализировать перспективы  дальнейшего развития малого  бизнеса  и определить место  предпринимательства в экономике Республики Беларусь.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

•   развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

•   формирование важнейшей прослойки  общества - среднего класса, создание значительного количества новых рабочих мест;

•   сглаживание колебаний экономической  конъюнктуры  посредством особого  механизма сбалансирования спроса и предложения;

•   развитие   здоровой   конкурентной   среды   экономики,   создающее  систему стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно   разрабатывать   и   использовать   имеющиеся   материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;

•    формирование качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;

Таким образом, в системе любого государства  малый бизнес является  ключевым звеном в развитии экономики и  в связи с общественностью. Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Малое предпринимательство  и его роль в  рыночной

экономике.

1.1. Понятие, сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.

Предпринимательство - движущая сила экономики любой развитой страны. В широком смысле слова предпринимательство не просто разновидность человеческой деятельности, направленной на получение прибыли, а важнейшая составляющая экономической системы, основанная на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности хозяйствующих субъектов.

Предпринимательство как вид экономической деятельности часто отождествляют с бизнесом.

Экономическая сущность предпринимательства и  бизнеса не позволяет рассматривать  их как синонимы. Понятие «бизнес» значительно шире, чем «предпринимательство». Бизнес - система производства, направленная на удовлетворение потребностей общества. Он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, служащих государственных структур. В самом общем виде бизнес отражает деловую активность человека в системе рыночных отношений.

Экономическая сущность и содержание предпринимательства  в экономической литературе трактуется по-разному. Существует несколько школ и направлений, отражающих развитие теории предпринимательства.

Представители первого направления (Р. Кантильон, И. Тюнен, Ф. Найт и др.) рассматривали предпринимательство как связанную с риском деятельность индивида, позволяющую ему получать дополнительный доход.

С точки  зрения второго направления (Ж. Сэй, А. Маршалл и др.), предпринимательская деятельность основана на использовании рациональной комбинации факторов производства (капитала, земли и труда), обеспечивающей получение предпринимательского дохода.

Основатель  третьего направления австрийский экономист Й. Шумпетер, соединил два первые направления. Предпринимательство, по его мнению, следует рассматривать как особую систему хозяйствования, основанную на рисковой и инновационной деятельности, охватывающей весь процесс непрерывного воспроизводства (производство, обмен, распределение и потребление) или часть этого процесса с целью получения дополнительной прибыли - предпринимательского дохода. Согласно теории Й. Шумпетера, труд хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, существенно отличается от труда обычного хозяйствующего субъекта - он основан на рисках и инновациях[1.с436].

     Интересные  выводы в отношении предпринимательства  сделал английский ученый  М.  Портер,  исследовавший  проблемы  конкуренции  в

наиболее  развитых странах мира (Японии, США, Германии и др.) и использовавший труды ученых этих стран.

Во-первых, для сохранения конкурентного преимущества предпринимательских структур необходима непрерывная модернизация производства к других видов предпринимательской деятельности;

Во-вторых, необходим переход к преимуществам более высокого порядка, которыми являются стратегические инновации: технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, способов организации производства и труда, маркетингового обслуживания и т.д.

На основе исследований М. Портера можно отметить:

•        предпринимательская деятельность во многих странах, отраслях, фирмах    строится    на    непрерывном    совершенствовании    и    обновлении технологии, техники, процесса воспроизводства в целом - производительных сил и производственна отношений;

•      конкурентоспособность предпринимательских  структур зависит от скорости  нововведений,  быстроты реакции  на  нововведения  конкурентов, прогнозирования     инноваций,     обоснованного     использования     риска     в предпринимательской   деятельности   для   получения   предпринимательскою дохода;

•          малое  предпринимательство  отличается  инновационностью  и рисковым  характером,   что   обеспечивает   ему   большую   роль   в   развитии наукоемких    и    высокотехнологичных    производств,    быстром    освоении новшеств;

•       предпринимательство следует рассматривать  как особую систему хозяйствования, основанную на рисковой и инновационной  деятельности. [2]

В Гражданском  кодексе Республики Беларусь предпринимательская деятельность определена как «самостоятельной деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления».

Как установить критерий определения субъектов  малого предпринимательства?

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет предприятие  как «очень маленькое», если на нем  насчитывается до 19 работников, как «малое», если до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек.

В США  как малые определяются предприятия  с числом работающих в промышленности от 1 до 500 чел., в строительстве - от 25 до 200, в торговле и сфере услуг - от 15 до 50, в сельском хозяйстве до 100 чел.

     В Болгарии малыми считаются организации  с количеством работников до 50, а  средними до 200 человек; в Венгрии  соответственно до 100 и до 500.

Известно, что наибольшая концентрация производства сохраняется в Англии. Поэтому там к малым в сфере промышленности и строительства относят компании с числом занятых до 1 тыс. человек. В Италии, Франции и ФРГ (имеющими меньшую степень монополизации) МП в таких же отраслях хозяйства насчитывают до 500, а в Японии - до 400 человек. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996г. №686-ХИ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к МП относились юридические лица - субъекты малого предпринимательства с численностью работников:

• в   промышленности и на транспорте - до 100 человек;

• в   сельском   хозяйстве,    включая    фермерские хозяйства, и в научно-технической   сфере до 60 человек;

• в  строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

• в   розничной   торговле   и бытовом обслуживании населения - до 3 человек;

• в   промышленности и на транспорте - до 100 человек;

•в  других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

 Реально   средний размер  белорусского  МП немного  выше, чем в промышленно развитых странах. Если в Европе он равен 6, в России - 9, в Украине - 7, то в Республике Беларусь - 13,2 человека[3].

1.2. Преимущества и  недостатки малого  предпринимательства.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство  играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества.

Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие  преимущества малого предпринимательства:

Информация о работе Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития