Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – «Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития ». Эта тема была выбрана не случайно, т.к. малый бизнес - это стержень эконо¬мики, показатель уровня развития страны.
Проблем здесь очень много: зависимость от крупных корпораций, слабая компетентность руководителей, неуверенность при заключении договоров и др. Это далеко не полный пере¬чень обозначившихся негативных тенден¬ций, которые, по крайней мере, действуют уг¬нетающе на развитие малого бизнеса.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Малое предпринимательство и его роль в рыночной экономике.
1.1 Понятие, сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………..8
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике……………………………11
2. Зарубежный опыт развития малого предпринимательств.
2.1 Особенности развития малого бизнеса в США……………………………14
2.2 Малый бизнес в экономике России………………………………………...18
3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его развитием.
3.1 Экономические условия для развития малого бизнеса …………………24
3.2 Динамика развития малого предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………………...25
3.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………………………...32
Приложения..……………………………………………………………………….34
• более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
• большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
• гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
•
относительно невысокие расходы
при осуществлении
• большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
•
более низкая потребность в первоначальном
капитале и способность быстро вводить
изменения в продукцию и
• относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными
преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.
Собственники
малых предприятий более
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
• более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;
• зависимость от крупных компаний;
• недостатки в управлении делом;
• слабая компетентность руководителей;
• повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
•
трудности в заимствовании
• неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает практика, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
В регулярно
проводимых опросах в среде
• некомпетентность;
• несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
• нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. Другими причинами банкротств малых фирм являются:
• запущенность бизнеса;
• плохое здоровье или вредные привычки;
• катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения бизнеса в кризисные периоды.
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты рассматривают малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего[4с. 144-146]
1.3.
Роль малого
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Беларуси, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса.
По роли
в развитии экономики, решении социальных
задач малое
Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
• формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
• стремясь к удовлетворению запросов потребителей и расширению ассортимента, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
• приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
• содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
• привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
• создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
•
более эффективное
• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
• формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
•
активизация научно-
• освоение
и использование местных
• содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
• освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие - экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Беларуси.
Практика
показывает, что технический прогресс,
наиболее полное удовлетворение потребительского
спроса сегодня во многом определяются
эффективностью работы небольших предприятий.
Высокие темпы внедрения нововведений,
мобильность технологических изменений,
внедрение изобретений, быстрый рост сферы
услуг и занятости, острая меновая и неценовая
конкуренция, ведущая, с одной стороны,
к снижению цен, а с другой, к тому, что
потребитель получает продукцию и услуги
высокого качества, возможность для государства
получать большие средства в форме налоговых
поступлений — все это и составляет вклад
малых предприятий в экономику страны
[2].
2. Поддержка малого предпринимательства в различных странах.
2.1.Особенности развития малого бизнеса в США.
Малому бизнесу принадлежит ведущее место в американской экономике: на него приходится около 40% ВВП, свыше половины всех инвестиций, в нем занято более 2/3 совокупной рабочей силы. Правительство оказывает всестороннюю поддержку развитию этого сектора, опираясь на структуры двух уровней - федеральную (администрация малого бизнеса -Small Business Administration (SBA)) и муниципальные.
Администрация малого бизнеса, цель которой - поддержка и защита малого предпринимательства, была создана в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства. Деятельность SBA предусматривает немедленное обслуживание клиента (по телефону, письменно и лично); снижение издержек обслуживания; консультацию предпринимателей при их контактах с партнерами; техническую помощь предпринимателям путем реализации программ местного масштаба; поддержку рабочих контактов между предпринимателями и заказчиками - федеральными агентствами.
SBA осуществляет ряд программ, объединенных в блоки (сегодня их около 50). Среди них поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспорториентированных производств, помощь в научно-исследовательской работе, юридические услуги.
Одна из программ (7а) предусматривает предоставление финансовой гарантии предпринимателям, по каким-либо причинам, не имеющим возможности получить ее у банка. В зависимости от цели, срока и суммы гарантия предоставляется на 75% займа для суммы, не превышающей 750тыс. долл., на 80% - для суммы не более 100 тыс. долл., на срок до 10 лет для пополнения оборотного капитала и до 25 лет - для основного капитала. При этом процентная ставка не должна более чем на 2.75 процентного пункта превышать ставку для первоклассных заемщиков.
Цель другой программы (504) - помощь в развитии и модернизации действующих предприятий. По этой программе компании предоставляют долгосрочный кредит с фиксированной ставкой для покупки недвижимости, оборудования, технологий. SBA дает гарантию на 40% займа, при этом сумма гарантии не должна превышать 1 млн. долл.
Кроме того, SBA заключает договоры о сотрудничестве с рядом самостоятельных коммерческих и некоммерческих структур.
Финансируется SBA из федерального бюджета: 72% средств направляется на кредитование традиционных программ развития малого бизнеса (7а); 19.6% - на их дальнейшее развитие и модернизацию (504); 7.2% -на финансирование предприятий, создаваемых совместно двумя и более компаниями; 0.5% приходится на микрокредиты, которые, как правило, заведомо невозвратны.
Информация о работе Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития