Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы – «Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития ». Эта тема была выбрана не случайно, т.к. малый бизнес - это стержень эконо¬мики, показатель уровня развития страны.
Проблем здесь очень много: зависимость от крупных корпораций, слабая компетентность руководителей, неуверенность при заключении договоров и др. Это далеко не полный пере¬чень обозначившихся негативных тенден¬ций, которые, по крайней мере, действуют уг¬нетающе на развитие малого бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Малое предпринимательство и его роль в рыночной экономике.
1.1 Понятие, сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………..8
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике……………………………11
2. Зарубежный опыт развития малого предпринимательств.
2.1 Особенности развития малого бизнеса в США……………………………14
2.2 Малый бизнес в экономике России………………………………………...18

3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его развитием.
3.1 Экономические условия для развития малого бизнеса …………………24
3.2 Динамика развития малого предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………………...25
3.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………………………...32
Приложения..……………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 793.00 Кб (Скачать)

Тем не менее, из общего числа клиентов, обслуживаемых  Администрацией, 85% разоряются через  год. Считается, однако, что деятельность выживших с лихвой возмещает эти потери. 161

Не менее  значительна в развитии малого бизнеса  роль муниципальных структур. К примеру, муниципалитет Сиэтла, который благодаря  продуманной политике в отношении  малого бизнеса превратил этот провинциальный городок в один из развитых центров. Один лишь факт — крупнейшая мировая компания по производству компьютерных программ "Майкрософт", расположенная в Сиэтле, начинала свою деятельность около 20 лет назад как малое предприятие с тремя занятыми. Не только город, но и штат переживают экономический подъем. Об этом свидетельствует анализ заявок на предоставление кредитов малым предприятиям: 93% всех проектов имеет производственный характер, причем 53% предполагают новое строительство; 70% клиентов из штата Вашингтон, 10% заявителей из соседних штатов -Калифорния, Орегон, Айдахо.

Основной  своей задачей муниципалитет  Сиэтла считает создание условий  для развития всех районов города. Самой отсталой его частью считается Чайна-таун и прилегающие к ней кварталы. Это и стало одной из причин размещения именно здесь специально созданного фонда поддержки малых предприятий с высокой степенью риска. [10]

Еще одна проблема - безработица. Из общей численности  живущих в наименее развитых районах  города 30% находятся за чертой бедности (против среднестатистического показателя по городу - 12.4%, по штату - 11.9%); уровень безработицы - 11% - более чем вдвое превышает среднегородской (4.9%); младенческая смертность в 2 раза больше среднестатистической.

Под эгидой муниципалитета Сиэтла реализуется  ряд проектов. Его инициаторы - бизнесмены и общественные организации Сиэтла. В основе проекта положение о необходимости управлять рыночными процессами, поддерживать стремление людей работать и зарабатывать, содействовать развитию экономически неустойчивых предприятий. В рамках проекта городские власти с 1997 г. осуществляют три программы;

1. Городская программа "Готов заработать" (Ready to Earn). Она касается компаний с низким уровнем дохода, работники которых являются потенциальными безработными и нуждаются в переобучении. Это, прежде всего занятые в торговле недвижимостью, в мастерских, относящихся к цензовой обрабатывающей промышленности, в здравоохранении, а также временно работающие. Для реализации программы используются средства городской казны, добровольные взносы таких крупных компаний, расположенных в Сиэтле, как "Майкрософт", "Боинг" и др. Здесь следует отметить, что спонсорство, участие в подобных проектах - дело не только благотворительное. Взамен компании получают от властей города, штата или федеральных властей различные льготы.

     Инициатором программы была одна из крупнейших корпораций штата "Annie E. Casey Foundation", первый безвозвратный взнос которой составил 5 млн. долл. С февраля 1997 г. сфера действия программы расширяется и она

получает  поддержку со стороны мэра города. В результате образован Фонд поддержки семей и тех, кто ищет работу, с активом 6.5 млн. долл.

2.  Центры поддержки бизнеса и кредитования развития компаний.

Объектом  поддержки стало трудоспособное население, не имеющее достаточного опыта работы, не удовлетворенное своим нынешним положением (уровнем дохода, характером работы и т.д.) и желающее изменить его. Цель программы - объединять, координировать усилия общественных и частных организаций, направленные на поддержку развития малого бизнеса преимущественно в бедных и малоразвитых районах города путем кредитного обслуживания малых предприятий. Как правило, это - профессиональное обучение, техническая и прочая помощь на кредитной основе. Центр поддержки помогает в поиске необходимого оборудования, технологий, партнеров и пр., а Центр кредитования - находит источники краткосрочных микрокредитов и гарантии.

Таким образом, помощь, которую получают предприниматели  по обеим программам, имеет в основном характер консультаций, касающихся организации собственного дела, планирования, управления, развития предприятия и т.д.

3.   Содружество  коммунального  развития  Сиэтла,  разработанная совместно корпорациями и государством, предусматривает помощь тем, кто хочет построить собственный дом, но не имеет для этого необходимых средств или имеет средства, но нуждается в консультациях и рекомендациях. Опыт показал, что это наилучший путь создания новых рабочих мест и новых видов услуг, расширения налогооблагаемой базы и получения средств для инвестиций. Первоначальный безвозвратный взнос поступил от фонда Форда -500тыс. долл. И от "Median Foundation" - 150тыс. долл.

В результате реализации всех программ около 100 тыс. малообеспеченных жителей города получили кредитную поддержку, предоставляемую  крупными компаниями и муниципальными властями. После обучения на различных курсах эти люди получили работу. Одна только цифра: при трудоустройстве предусматривалось предоставить работу с оплатой не ниже 8 долл. в час (при официальном минимуме по штату - 6 долл.) В действительности оплата составила в среднем 8,63 долл. в час; некоторым удалось даже получить место в таких престижных компаниях, как "Майкрософт", которая кроме приличного заработка обеспечивает работников акциями компании, имеющими самовозрастающую стоимость, что означает приличное обеспеченно на всю жизнь.

Как видно, цель этих программ научить людей  зарабатывать и разумно тратить  заработанное ("Если хочешь накормить  человека, не давай ему рыбу, а  научи ловить ее"). Как правило, подобные структуры ограничиваются лишь консультационными услугами, а также при необходимости предоставляют гарантии. Причем все услуги оплачиваются, но с отсрочкой платежа. В отдельных, весьма редких, случаях предоставляются льготные тарифы.

В Сиэтле, где проживает значительное число  иммигрантов, действует также   дополнительная   структура   -   "Общественный   капитал".   Ее цель - поддержка предприятий  с высоким уровнем риска, в  основном за счет предоставления гарантии кредиторам (заемщик за риск ответственности платит определенный процент), консультаций, поиска возможных партнеров и т.д.

Интересно финансирование данной структуры: первоначальный уставный фонд был сформирован муниципалитетом, причем деньги выдавались на возвратной основе под процент только на один год. Спустя год ассоциация должна самостоятельно находить спонсоров. Подобный подход исключает иждивенчество и стимулирует творческий поиск. Что касается ссуды, то фонд предоставляет ее на далеко не льготной основе - под процент, в 1.5 раза превышающий банковский. В целом 76% обслуживаемых клиентов выживают в конкурентной борьбе. Как видим, цели и задачи у организаций разных уровней одинаковы, отличаются лишь способы реализации этих задач [6].

2.2. Малый бизнес в  экономике России.

Малое предпринимательство как субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период становления. В это время создавалась нормативная правовая база, регулирующая деятельность предпринимательства, формировалось его структура и инфраструктура, разрабатывались механизмы государственной поддержки.

Завершение  этапа становления института  малого предпринимательства требует  решения новых задач его развития: определения стратегии развития с учетом новых задач, стоящих перед экономикой, усиления его государственной поддержки с целью формирования рациональной структуры экономики, создания среднего класса работников, смягчения безработицы, повышения его доли в ВВП и вклада в бюджеты всех уровней.

Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. По данным Госкомстата России, на 1января 2005г в России действовало около 950 тыс. малых предприятий, по сравнению с концом 2003 года рост составил 6% (приложение 1 рис. 1). В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 7 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30.

За последние  четыре года количество малых предприятий  практически не изменялось (отклонения по годам составляли не более 2-6%). Сегодня на долю малых предприятий приходится 2 % основных фондов, 2,6% инвестиций, 5,9% выпуска товаров и услуг (в развитых странах до 30%).

Практически неизменной оставалась отраслевая структура  малого бизнеса. Сохранилась крайняя неравномерность распределения малых предприятий  по территории России.  Основное  число  малых  предприятий находится в Центральном (34,9%) и Северо-Западном (15,4%) федеральных округах.

Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2004 года составила 7,8 млн. человек (приложение 1 табл. 2). Количество экономически активного населения, занятого на малых предприятиях составляет около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

Несмотря  на наметившуюся в последние два  года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых  предприятиях, их вклад в валовой  внутренний продукт России не превышает 12%.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса  свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. А такие направления как: информационно-вычислительное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, финансы, страхование и пенсионное обеспечение развиваются пока не в достаточной мере (приложение 1 табл. 1).

Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Это свидетельствует о том, что значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.

Наблюдаемый в 2000-2004 годах рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, некоторое повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их деятельности находились в русле общероссийских тенденций и были обусловлены, сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой. При этом рост носил преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличивалось [7].

Наметившиеся  в последние годы тенденции к  росту показателей деятельности малых предприятий необходимо отнести  скорее к создавшейся благоприятной  экономической ситуации, чем за счет усиления его поддержки со стороны государства.

Поэтому активизация действий государства  в части поддержки малого предпринимательства, является в настоящее время более  чем актуальной, а нерешенность назревших  проблем в этой области может  существенно затормозить начавшийся экономический рост.

В решении  задач развития малого бизнеса важную роль играет созданная с участием государства инфраструктура поддержки  предпринимательства.

Интегрированная сеть объектов инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства включает 75 региональных фондов и более 170 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 50 агентств поддержки малого и среднего бизнеса, около 60 учебно-деловых центров, более 50 бизнес-инкубаторов, 80 технопарков, 30 лизинговых компаний, в том числе информационных центров, созданных при долевом участии (учредительстве) Федерального фонда поддержки малого

предпринимательства. спешно развиваются сегодня и  негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства. [9]

Решение задач дальнейшего развития предпринимательства  сегодня предполагает, в первую очередь, формирование более эффективной  государственной структуры регулирования  и поддержки малых предприятий.

Прежде  всего, необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной  среды, которое смогло бы обеспечить более высокие темпы развития малого предпринимательства.

Насущной  задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую сегодняшнему уровню развития рыночной среды.

Основным  инструментом реализации государственной  политики по поддержке малого предпринимательства  на период 2003 - 2005 годов является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства (далее Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство в РБ: состояние, тенденции и перспективы развития