Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики, в том числе в Республике Беларусь.
Задачами данной работы являются:
— рассмотрение моделей социальной рыночной экономики;
— рассмотрение социально-ориентированной шведской экономики;
— рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.
Введение
Глава I. Макроэкономика: понятие, особенности, функции и объект
1.1 Проблемы регулирования экономики. Истоки, сущность, функции, принципы и модели социальной рыночной экономики
1.2 Макроэкономика в условиях социальной ориентации экономической системы
Глава II. Социальные ориентиры рыночной экономики Республики Беларусь: предпосылки становления, функция и динамика ее развития
Заключение
Список используемой литературы
Китайская модель. Китайская, точнее восточноазиатская, модель развития обладает неотразимой привлекательностью для всех развивающихся стран, ибо только она обеспечила беспрецедентный, не имеющий аналогов экономической истории рост. Китаю (а раньше и другим странам Восточной Азии, основанным на китайской культуре – Японии, Корее, Тайваню, странам юго-восточной Азии) удалась в послевоенный период поднять темпы роста до 7-10% и поддерживать их в течении нескольких десятилетий. В итоге Восточная Азия во второй половине 20 века стала единственным крупным регионом, которому удалось сократить разрыва в уровнях экономического развития Запада. В 1993 году Всемирный банк опубликовал исследования «Восточноазиатское чудо: экономический рост и правительственная политика», в котором проанализировал факторы стремительного экономического роста в 1965-1990 гг. восьми восточноазиатских стран – Гонконга, Индонезии, Малайзии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Японии. Выводы оказались неоднозначными. Все экономисты признали в качестве составляющих политику, направленную на создание стабильной макроэкономической среды (низкая инфляция), стимулирование сбережений и государственных вложений в образование и инфраструктуру, привлечение иностранных инвестиций, поддержку надежной банковской системы. Но важную роль играет также правильное поведение промышленной политики.
Первое требование к успешной промышленной политике состоит в том, что она должна быть экспортно-ориентированной промышленной политикой. Таможенная или прочая защита отечественных производителей обязательно должна дополняться поощрением экспорта, тогда это и называется экспортно-ориентированной промышленной политикой. А без поощрения экспорта протекционизм ведет только к импортозамещению.
Способов поддержки экспорта много, но главным инструментом является занижение валютного курса через накопления валютных резервов Ценрабанком: когда последний закупает валюту в размерах, превышающих предложение участников рынка, т.е. создает избыточный спрос на валюту, курс национальной денежной единицы понижается. Однако простого поощрения экспорта недостаточно.
Недавние исследования показывают, что поощрения сложного наукоемкого экспорта выгодны чисто с экономической точки зрения. И не потому, что ресурсы могут кончиться или подешеветь, а потому, что общественная отдача от развития наукоемких производств больше. Необходима государственная поддержка, чтобы вывести развитие таких отраслей на максимальный уровень.
Именно такая политика, нацеливающая национальных предпринимателей не просто на экспорт, а на постоянное усложнение экспорта, и объясняет экономический успех Китая. В этом как раз и состоит второй принцип успешной политики: не всякий экспорт стоит поддерживать, а только тот который дает наибольшую внешнюю выгоду, возникающую тогда, когда общественная отдача от вложений в определенный вид деятельности больше, чем отдача для конкретных фирм непосредственно занимающихся такой деятельностью.
В 1992 году, еще при жизни Д. Сяопина, Китай провозгласил политику «шичан хуан цзишу», буквально «технология в обмен на рынок», т.е. уступка части национального рынка транснациональным компаниям в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий. Это китайская политика кажется исключительно успешной: сначала 90-ых гг. начался массированный приток иностранных прямых инвестиций в Китай, накопленный объем этих инвестиций достиг 500 млрд. дол., ежегодный приток в последние годы держится на уровне 50млрд. дол.
Швеция в 1860-1960гг. дала самые высокие темпы роста ВНП на душу населения в мире: в среднем около 3% в год. В 70-е гг. 20 века она занимала первое место в Западной Европе по объему продукции на душу населения. Такого положения Швеция добилась в результате развития перераспределительной системы. Налоги в 70-90-х гг. имели тенденцию к росту: 1971 -- 40,25% ВВП; 1985 г. – 50,1%; 1989 г.—55,8%. Сегодня – чуть больше 50%.
Рост налогов обусловлен, прежде всего тем, что с 50-х гг. социал-демократами был взят курс на создание «функционального социализма». Намечена была не только цель – повышения благосостояние народа, но и средства ее достижения и источники финансирования – налоги, перераспределяемые через политические решения социал-демократического правительства. В условиях относительно благоприятной для шведской конъектуры сложилось своеобразное «разделение труда»: социал-демократическое правительство отлаживало механизм перераспределения, развивало систему социального обеспечения, а предпринимателям оставило производство, экономику.
В Швеции теоретической основой экономической деятельности государства являлся и является «неоклассический синтез», прагматически соединяющий кейнсианские и неолиберальные теоретические концепции. Главная идея – необходимость государственного регулирования экономики при сохранении рыночных отношений и сильного предпринимательства. На протяжении десятилетий социал-демократы Швеции проводили прагматический курс «дагенс-политик» - «политики дня». Превосходная конъюнктура позволила правительству социал-демократов добиться повышения жизненного стандарта основной массы населения без особого ущерба для предпринимательства, но это в благоприятные годы. В 70-е гг., когда экономическое положение страны ухудшилось, государственный сектор, государственные расходы легли тяжелым бременем на экономику. Начиная 1970 г. Численность занятых в государственном секторе ежегодно увеличивалась на 2%, что требовало увеличения бюджетных расходов, а, следовательно, и роста налогов, который переставал стимулировать производство.
Сегодня шведская модель отличается сильной социальной политикой направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-90-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. Все это в совокупности и позволило создать своеобразную шведскую модель социально-ориентированной экономики.
Теперь рассмотрим концепции проведения рыночных реформ. Первая концепция называется градуализм, а вторая – «шоковая терапия».
Градуализм – это концепция проведения медленных, последовательных реформ, которая отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники данной концепции считают, что можно избежать резкого снижения производства и смягчить негативные социальные последствия рыночных преобразований. В качестве удачного примера постепенных реформ градуалисты ссылаются на опыт Китая.
Сторонники градуализма в китайском опыте постепенных реформ отмечают следующие принципы градуалистской политики: 1) может существовать система параллельных цен, а ценовая реформа может быть неполной и постепенной; 2) приватизация не является необходимой предпосылкой для повышения эффективности производства на госпредприятиях; 3) переход к рыночной экономике может осуществляться без жесткой макроэкономической политики; 4) либерализация внешнеэкономической политики может осуществляться постепенно (через постепенное увеличение зон свободной торговли); 5) важен порядок реформ. Например, в Китае сельская реформа предшествовала городской, ценовой – реформе собственности.
«Шоковая терапия» – это концепция, в основе которой лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, основоположником которого является Милтон Фридман и его последователи. Первыми на путь быстрого и полного дерегулирования встали страны Центральной Европы и Балтии (кроме Латвии). Наиболее радикальные и быстрые реформы были проведены в Польше. Была проведена быстрая либерализация цен (в течение января 1990г.), был осуществлен переход к жесткой кредитно-денежной политике и введен контроль за ростом заработной платы, ликвидированы ограничения на предпринимательскую деятельность и внешнюю торговлю. Доля частного сектора за три года (1990-1993) увеличилась в 3 раза и составила 30% ВВП.
Обобщая опыт первых реформ можно сделать вывод, что выбор концепции трансформации во многом зависит от уровня социально-экономического развития страны. Страны с более высоким уровнем индустриального развития встречаются с проблемой трансформационного спада.
Во-первых, проведение реформ означает ослабление координации экономической деятельности государственными органами и, в то же время, запаздывание в развитии координирующей способности рынка.
Во-вторых, командно-административная экономика – это экономика неравновесия. Всегда существовал дефицит одних товаров и накопление складских запасов других товаров. Переход к рыночному механизму установления равновесия приводил к прекращению производства избыточного количества товаров, банкротству отдельных предприятий.
Трансформационный спад ведет к снижению бюджетных поступлений. В случае реализации градуалистской концепции реформ, правительство пытается решить финансовые проблемы за счет мягкой кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции. В случае «шоковой терапии» правительство стремиться быстро прекратить работу неэффективных предприятий и включить рыночные механизмы с целью более эффективного использования имеющихся в стране ресурсов, в том числе и за счет радикальной либерализации внешней торговли.
Рыночная система экономики перестала быть самоуправляемой. Переход от совершенного к несовершенному виду рынка на определенном историческом этапе поставил вопрос о необходимости государственного регулирования.
Регулирование экономики, сформировавшейся (или формирующейся) как социально ориентированный вид смешанной экономической системы, осуществляется государством, которое в ответе за эффективность такого регулирования.
Процесс этого регулирования можно кратко представить в виде определенного алгоритма с пятью этапами. Согласно ему, прежде всего на первом этапе следует определить параметры, в рамках которых предполагается достичь заданных самой системой социальных ориентиров. Это важный исходный этап.
На следующем, втором этапе на основе выделенных параметров строится "дерево целей", которые должны быть достигнуты в определенном периоде. Здесь будет как ведущая, стержневая цель, так и цели второго и третьего порядка.
Третий этап потребует скрупулезного выявления факторов достижения поставленных целей. При этом, определив факторы позитивные, на основе которых будет осуществляться продвижение к цели, следует принять во внимание другие факторы — факторы торможения, чтобы предусмотреть соответствующие меры.
Следующий, четвертый шаг определяемого алгоритма дает разработку ступеней использования выбранных факторов и сил, используемых на пути достижения целей.
На пятом этапе главными шагами будут разработка нормативов оценки уровня достижения выдвинутых целей и контроль за степенью и скоростью приближения к целям, а также необходимая корректировка тактики.
Все это свидетельствует о том, что макроуровень экономической системы с переходом ее к социально ориентированному виду становится особенно важным и ответственным. Именно на этом уровне прежде всего реализуется социальная ориентация экономики.
Поскольку материальной базой осуществления рассматриваемого вида экономической системы является общественное макровоспроизводство, то тщательное изучение основ и особенностей макроэкономики становится весьма важной задачей.
При рассматриваемой модели определенные изменения претерпевают сама макроэкономика и ее регулирование: антициклическая, антиинфляционная политики и политика занятости выходят в ней на первый план; экономический рост из цели макрополитики превращается в важное средство обеспечения социально-экономической устойчивости; человек в экономике рассматривается не только как важный фактор воспроизводства, но и как главная цель экономической системы. Основной и наиболее сложной задачей макрорегулирования становится сбалансированность рыночной эффективности и социальной справедливости, т.е. достижение социально-экономической эффективности.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ДИНАМИКА ЕЁ РАЗВИТИЯ.
В настоящее время Беларусь находится в стадии перехода от централизованной экономики к рыночной. Данный переход обусловлен в первую очередь недостаточной эффективностью централизованной экономики, отсутствием экономических стимулов для производительного труда.
Неэффективность централизованной бюрократической системы особенно сильно проявилась в конце 80-ых годов, когда административные воздействия все чаще оказывались безуспешными. Деградация централизованной экономической системы сопровождалась сбоями в производстве и потреблении, социально-экономическая система становилась все более неустойчивой.
В отличие от централизованной, административно управляемой экономики, рыночная хозяйственная система учитывает приоритетное стремление человека к приумножению своего личного благосостояния. Но здесь удовлетворить свои личные потребности можно лишь продав на рынке результаты своего труда, которые тем самым получают общественное признание.
Исторический опыт развития стран с рыночной экономикой однако показывает, что рыночные силы, взятые в чистом виде по ряду позиций, противоречат общечеловеческой морали и принципам социальной справедливости, а при определенных условиях время от времени могут приводить к социальным, экономическим и экологическим кризисам. Поэтому в современных развитых рыночных экономиках имеется определенная ориентация на реализацию общественных интересов, хотя в различных странах методы и сила воздействия государства на экономику в направлении реализации этих целей различны. Важным при этом является то, что сохраняется характерное преобладание рыночной саморегуляции как основы функционирования экономики. Государственное же регулирование при этом не подавляет положительные рыночные силы, а заставляет их действовать в необходимых рамках и направлениях, определенных на основе демократического выбора народа.