Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики, в том числе в Республике Беларусь.
Задачами данной работы являются:
— рассмотрение моделей социальной рыночной экономики;
— рассмотрение социально-ориентированной шведской экономики;
— рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.
Введение
Глава I. Макроэкономика: понятие, особенности, функции и объект
1.1 Проблемы регулирования экономики. Истоки, сущность, функции, принципы и модели социальной рыночной экономики
1.2 Макроэкономика в условиях социальной ориентации экономической системы
Глава II. Социальные ориентиры рыночной экономики Республики Беларусь: предпосылки становления, функция и динамика ее развития
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, социально регулируемый подход к макроэкономике в отличие от рыночного расширяет функции и ответственность государства перед членами своего общества за достижение главной цели — обеспечение условий не только для экономической, но и социальной устойчивости данного общества.
1.2. Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика.
В конце XIX в. возникло направление экономической мысли - социальная экономия (Ш. Жид, Г. Шмоллер, А. Вагнер, Г. Джордж и др.). Суть этого направления выражалась в ряде концепций, объединенных стремлением к решению ставших острыми социальных проблем.
Социальная экономия как течение экономической мысли отличалась следующими основными положениями:
обвинением капитализма в таких социальных последствиях, как эксплуатация, материальное неравенство, безработица, угнетение женщин и т.п.;
признанием необходимости и возможности решения социальных проблем;
отказом от мысли об антагонизме классов и признание их взаимодополняемости как основы для сотрудничества и солидарности;
признанием возможности и важности государства для осуществления социальной политики.
Однако по последнему положению (о государстве) социальная экономия разделилась на два потока. Одно уповало в решении социальных проблем на активизацию кооперативного движения и добровольных объединений граждан. А другое главную роль в решении социальных проблем отводило государству.
В то время социальная экономия не сыграла значительной роли ни в теории, ни в практике. Однако она заложила камень в их будущее развитие.
Перед второй мировой войной ряд немецких ученых под воздействием разразившегося мирового экономического кризиса были едины в том, что их страна должна дистанцироваться от устаревшей системы свободной рыночной экономики, ответственной за мировой кризис. Это направление немецкой экономической науки напрямую связало экономические "порядки" с государством, его политикой и правом, выявляя их взаимозависимости.
В послевоенной разрушенной Германии, дистанцируясь теперь уже и от авторитарно-регулируемой экономики, немцы стали искать третий путь.
Формула этого пути была выдвинута Альфредом Мюллер-Армаком (1901-1978) и состояла из трех слов: "социальное рыночное хозяйство". "Основная философия социального рыночного хозяйства,— как напишет потом немецкий профессор К. Цинн,— состоит во взаимодействии рыночного механизма и социально озабоченного или ходатайствующего государства"[1].
Сам же Мюллер-Армак писал в 1947 г. так: "...социальная справедливость, наряду и вместе со свободой, должна быть возвышена до того, чтобы стать составной частью нашего будущего экономического порядка"[2].
Начиная с 1948 г. эти идеи приобрели в послевоенной Германии статус государственной доктрины. Успешная реализация такой доктрины получила впоследствии название "немецкое экономическое чудо".
Однако двойственность, нечеткость формулы "социальное рыночное хозяйство", в которой акценты могут быть поставлены как на первом, так и на втором слове, была достаточно критически воспринята с точки зрения науки еще в те времена. Это следует учитывать и при анализе сложившихся затем в разных странах экономических моделей.
Таким образом, германская модель социальной рыночной экономики характеризуется следующими основными чертами:
наличием индивидуальной свободы и развитости конкуренции как условия реализации рыночных механизмов;
зависимостью социальной политики от компромиссных решений разных социальных групп и от прямого участия государства в социальном обеспечении граждан;
принятием государством мер антициклического и антиинфляционного порядка;
осуществлением принципа социального партнерства.
С некоторыми различиями социальная рыночная экономика утвердилась также в Австрии, Франции, Греции, Швеции, Финляндии.
Главной функцией социальной рыночной экономики является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества.
Функции социальной рыночной экономики:
социальной стабилизации и социального мира;
создания условий для более широкого удовлетворения тех важных потребностей, на которые не откликается по известным причинам рынок;
более широкого удовлетворения особых, социальных потребностей общества и граждан;
социальной защиты субъектов, оказавшихся в силу ряда объективных причин "вне игры" на рыночных условиях;
повышения материального благосостояния всех слоев общества на основе экономического развития страны;
развития социальной солидарности и ответственности.
Основные принципы социальной рыночной экономики:
1. Социальная рыночная экономика может быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе и в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и рыночных структур.
2. Принцип свободы экономической деятельности в пределах существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность за его результаты.
3. Принцип занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство.
4. Принцип установления социальных гарантий как гарантий равных для всех социальных слоев возможностей.
5. Принцип социальной справедливости для всех слоев населения.
6. Принцип социальной защиты для незащищенных.
7. Принцип устойчивости экономического роста как материальной базы всеобщего и справедливого благосостояния.
8. Принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.
9. Принцип социальной ответственности за эффективность не только своей, но и общей экономической деятельности, за общий уровень и образ жизни.
10. Принцип сохранения социального мира в стране на основе своевременного переговорного разрешения противоречий между социальными группами.
Главными составляющими компонентами социальной рыночной экономики являются:
производственная сфера рыночного типа;
социальная сфера.
Их соотношение, структура не могут заранее обозначиться жестко и строго, поскольку будут реально зависеть от конкретных условий, поэтому могут быть неодинаковыми в разных странах.
Такая вариативность структуры социальной рыночной экономики заложена самой формулой "социальная рыночная экономика", в которой "социальная" и "рыночная" сосуществуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы, и минусы. Минус состоит в недостаточной определенности и четкости, а плюс в том, что на базе этой формулы возможны варианты сочетаний составляющих компонент. Главное, чтобы они были в рамках основополагающих принципов данной системы.
В мире существует более 200 стран, каждая из которых обладает своей моделью экономики. Но уровень экономического развития, темпы развития, уровень жизни в этих странах разные. К наиболее развитой группе стран относится так называемые страны «большой семерки». В них производится подавляющая часть мирового валового продукта. Все эти страны базируются на рыночной модели развития. Но, даже говоря об этих странах, следует отметить, что модели рыночной экономики у них разные.
Если общим критерием рыночных систем является рынок с колебанием спроса, предложения и цен, превращенный в двигатель производства, почему одна рыночная система развивается быстрее, а другая медленнее.
Уже не подвергается сомнению положение о том, что большое влияние на уровень экономического развития оказывают институциональные факторы (государство, наличие различных форм собственности, традиции, менталитет и т. п.). Но самым, пожалуй, важным является такой фактор как роль и место государства в экономической системе.
Отношение государства и рыночной экономики определяются, как правило, с помощью рамок задаваемых Конституцией государства. Остающееся экономическое пространство используется политикой (экономической, включая и социальную). Именно этот сегмент и развивает отношения между государством и экономикой, характерные для конкретной экономической системы и обуславливающие ее развитие.
На сегодняшний день самой экономически мощной державой является США. Модель экономики характерная для этой страны может быть охарактеризована как либеральная или конституционально-
Анализ социально-экономического развития США за последние примерно сто лет позволяют выделить три важнейшие характеристики американской экономики: рост валового национального продукта (ВНП) в целом и на душу населения; динамика структуры рабочей силы и – возросшее вмешательство государства в экономику.
Среднегодовые темпы его роста были более 3%. До 1930 – примерно 3,5%, после 1949 – 3,6%. По мнению американского профессора Л. Рейнольдса, ВВП на душу населения начал расти в США по меньшей мере с 1830 года.
При этом следует помнить, что такие темпы развития были характерны для страны классического капитализма и рыночной системы, не с точки зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения в экономику эмигрантами из Старого Света и, прежде всего, из Англии парадигмы рынка в чистом виде в поведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное происхождение США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учредить чисто буржуазное общество.
Отцы американской демократии – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон, Дж. Адамс – прагматики с огромным опытом и знанием делового человека, американского характера эмигранта, его психологии. Они желали «достигнуть высокого уровня развития и своды для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими», совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желанию строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного человека.
Важнейшая черта современной американской экономики – возросшее вмешательство в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмешательства.
Первое – обеспечение общественных услуг путем найма рабочей силы покупки материалов и оборудования и т. п. в частном секторе: около 80% продукции реализуется через частный сектор и более 20% – это так называемые правительственные закупки продукции, которые производятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений. Закупки такой продукции финансируются из бюджетов разных уровней. Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т. д., поддерживание национальной обороны.
Второе направление – перераспределение дохода через налоговую систему и систему трансферных платежей.
Третье – вмешательство в частный рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих сил.
Четвертое – макроэкономическое регулирование денежно-кредитной сферы через Федеральную Резервную систему.
Второе направление вмешательства государства – влияние на распределение и перераспределение личных доходов. Распределительный эффект выражен в трансферных платежах (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой «потребительской корзиной». Доля трансферных платежей в ВВП увеличивалась от 1% в 1929 году до 6% в 1950 году, составила почти 15% в 1983 году и 16,44% - в 1990 году. Сегодня она составляет более 20%. Следует отметить, что доля этих платежей в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии.
Что касается распределения других доходов (от труда и от собственности), то картина здесь следующая 4/5 всех рыночно определяемых доходов составляют трудовые.
Рыночная система США позволила создать простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам Западной Европы, начиная с конца 18 века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значительный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения потребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США – только 200 лет.
Политическая демократия явилась не просто целью, а средством обеспечения свободы, в том числе и экономической, ибо, раскрепостив движущие силы общества, его творческий и производственный потенциал (бизнесменов, ученых, финансистов), она с помощью общественных институтов, гарантировавших достижение прав каждого человека, позволила получить динамично развивающуюся экономику в рамках конституции и права.