Макроэкономическое регулирование безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня и структуры занятости населения и безработицы.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказы-вающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1СУЩНОСТЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА
БЕЗРАБОТИЦЫ... 5
1.1 Понятие занятости населения, подходы к её классификации 5
1.2 Сущность безработицы, её типы и виды, последствия безработицы 9
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКАЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 15
2.1 Основные подходы к проблеме занятости 15
2.2 Сущность и цели государственной политики занятости 17
2.3 Принципы и основные направления политики занятости 20
3 ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РБ И ОСОБЕННОСТИ ИХ
УРИГУЛИРОВАНИЯ 24
3.1 Анализ сложившихся форм занятости и видов безработицы в РБ 24
3.2 Принципы и направления регулирования занятости в РБ 28
3.3 Проблемы совершенствования политики занятости в РБ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

занятьсть и безработица КУРСАЧ.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

   Выпускники, не подлежащие распределению и испыты­вающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, про­шедшая профобучение по направлению государственной служ­бы занятости, получают возможность трудоустройства на спе­циально созданные ученические места по программе «Моло­дежная практика».

   Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и от­дыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

   В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1%- в общей численности безработных.

   Поэтому в рамках реализации государственной и регио­нальных программ содействия занятости населения особое вни­мание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

   Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

   Для снижения остроты женской безработицы в респуб­лике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакан­сий с преимущественным использованием женского труда.

   В республике уделяется повышенное внимание социаль­но-психологической и трудовой реабилитации длительно нера­ботающих граждан. Государственная служба занятости органи­зует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на про­фессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуют­ся также временные оплачиваемые общественные работы. Еже­годно проводятся информационные мероприятия - «Ярмарка вакансий». «День предприятия» и др.

   Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и брони­рования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

   Органы по труду, занятости и социальной защите насе­ления предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.

   Под особым контролем находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государст­венном обеспечении.

   Заинтересованными органами государственного управ­ления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и социально-психологической реабилитации обя­занных лиц. Основная цель - защитить интересы детей из не­благополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выпол­нению семейных обязанностей.

   Одной из существенных проблем в сфере занятости на­селения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

   За последние годы на национальном рынке труда сло­жилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансии превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

   Для обеспечения количественного и качественного соот­ветствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми ми­нистерствами и местной властью должны осуществлять посто­янный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозри­мом будущем.

   Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производст­венной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь еди­ничных предприятий ограничивает для местного населения воз­можности и сферу приложения труда.

   Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных единиц реализуется Государственная ком­плексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

   Программой предусматривается реализовать в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показате­лям по области, заметно повысится качество жизни населения.

   Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрож­дения и развития села на 2005-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. По­вышение уровня сельскохозяйственного производства обуст­ройство агрогородков оказывают позитивное влияние на заня­тость сельского населения.

Решить проблемы занятости сельчан в немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граж­дане, желающие заниматься этим видом бизнеса получили льготы.

   Указ Главы государства от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агро- и экотуризма» определил упрошенный порядок  регистрации объектов, который распространен на желающих принимать туристов жителей деревень, а также городских поселков и городов с численностью населения до 20 тыс. человек.

   Кроме того, у владельцев агроусадеб появилась возможность сотрудничать с туристическими фирмами.

   Одним из направлений политики занятости является ре­гулирование внутренней трудовой миграции и перераспре­деление трудовых ресурсов по регионам с учетом их потреб­ности в специалистах.

   Следует отметить, что государственной службой занято­сти в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработ­ных на новое место жительства.

   Однако это не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей си­ле, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в ко­торых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением заня­тости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересо­ванных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значи­мую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Изучив и проанализировав данную проблему, можно сделать  несколько выводов. Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. Это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

   При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей развития занятости, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека.

   Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

   В этой связи следует выделить два блока проблем:

– создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

– совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов, развитие системы соц. пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

   Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы.

   Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом госрегулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Экономика и рынок труда: учеб. пособие / А.С. Головачев [и др.]; под ред. А.С. Головачева. – Минск: Вышэйшая школа, 1994 – 245 с.

2. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости населения Республики Беларусь».

3. Социально-экономическая статистика: учеб.пособие / под общ. ред. С.Р.Нестерович – Минск: БГЭУ, 2000 – 231с.

4. Лебедева, С.Н. Экономика и организация труда / Минск, 2002. – 165 с.

5. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учеб. пособие / В.А. Павленков. – Москва, 2004. – 368 с.

6.Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. изд. /К.Р. Макконнел, С.Л. Брю – Москва: ИНФРА-М, 2004. – 972 с.

7. Экономика труда: социально-трудовые отношения / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – Москва, 2004 – 736 с.

8. Мановская, Н.В. Эффективная занятость населения: методологический аспект / Н.В. Мановская // Веснік БДЭУ. – 2003. - № 6. – с. 9-13.

9. Антосенков, Е.Г. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости / Е.Г. Антосенков // ЭКО. – 1999. - № 2. – с. 123-125.

10.  Сверж, А. Финансовые вопросы социальной политики / А. Сверж// Финансы, учет, аудит. – 2003. - № 5 – С. 13-19.

11. Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000. - № 8. – с.2-55.

12. Занятость и безработица в Республике Беларусь (на основании данных, представленных Министерством труда и социальной защиты РБ) – Минск, 2009. - №2 (62).

13.Мохнач, Г. Легче предупредить, чем лечить / Г. Мохнач (интервью с заместителем министра труда и социальной защиты РБ П.Грушником) // Беларуская думка. – 2009. - № 2. – С. 7-12.

14. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г.

15. Боровик Л.С. Политика занятости: направления развития // Белорусский экономический журнал. – 1999. - № 1. – с. 34-45.

16.Дайнеко, А.Е. Экономика Беларуси в системе торговой организации / А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, М.В. Василевская; под ред. А.Е. Дайнеко. – Минск: Ин-т аграр. Экономики, 2004. –323с.

17.Комментарии к Трудовому кодексу Республики Беларусь / И.С. Андреев [и др.] ; под общ.ред. Г.А. Василевича. – Минск: Амалфея, 2000. –1071 с.

18.Национальная экономика Беларуси: Учеб.пособие / под ред. В.Н. Шимова, Минск, БГЭУ:  2005– 161-173с.

19. Кейнс Дж.М. Общая теория Занятости, процента и денег.М.:Гелиос АРБ, 2002.Т.1 / 273-281 с.

20.Агапова Т.С., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб./ Под общ.ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2001/ 141-155с.

 

41

 



Информация о работе Макроэкономическое регулирование безработицы