Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа
Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня и структуры занятости населения и безработицы.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказы-вающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
ВВЕДЕНИЕ 3
1СУЩНОСТЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА
БЕЗРАБОТИЦЫ... 5
1.1 Понятие занятости населения, подходы к её классификации 5
1.2 Сущность безработицы, её типы и виды, последствия безработицы 9
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКАЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 15
2.1 Основные подходы к проблеме занятости 15
2.2 Сущность и цели государственной политики занятости 17
2.3 Принципы и основные направления политики занятости 20
3 ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РБ И ОСОБЕННОСТИ ИХ
УРИГУЛИРОВАНИЯ 24
3.1 Анализ сложившихся форм занятости и видов безработицы в РБ 24
3.2 Принципы и направления регулирования занятости в РБ 28
3.3 Проблемы совершенствования политики занятости в РБ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».
Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.
В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1%- в общей численности безработных.
Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.
Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.
Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.
В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия - «Ярмарка вакансий». «День предприятия» и др.
Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.
Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.
Под особым контролем находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и социально-психологической реабилитации обязанных лиц. Основная цель - защитить интересы детей из неблагополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.
Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансии превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.
Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.
Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.
Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-
Программой предусматривается реализовать в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения.
Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.
Решить проблемы занятости сельчан в немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса получили льготы.
Указ Главы государства от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агро- и экотуризма» определил упрошенный порядок регистрации объектов, который распространен на желающих принимать туристов жителей деревень, а также городских поселков и городов с численностью населения до 20 тыс. человек.
Кроме того, у владельцев агроусадеб появилась возможность сотрудничать с туристическими фирмами.
Одним из направлений политики занятости является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.
Следует отметить, что государственной службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.
Однако это не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.
Изучив и проанализировав данную проблему, можно сделать несколько выводов. Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. Это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей развития занятости, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
В этой связи следует выделить два блока проблем:
– создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
– совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов, развитие системы соц. пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом госрегулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Экономика и рынок труда: учеб. пособие / А.С. Головачев [и др.]; под ред. А.С. Головачева. – Минск: Вышэйшая школа, 1994 – 245 с.
2. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости населения Республики Беларусь».
3. Социально-экономическая статистика: учеб.пособие / под общ. ред. С.Р.Нестерович – Минск: БГЭУ, 2000 – 231с.
4. Лебедева, С.Н. Экономика и организация труда / Минск, 2002. – 165 с.
5. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учеб. пособие / В.А. Павленков. – Москва, 2004. – 368 с.
6.Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. изд. /К.Р. Макконнел, С.Л. Брю – Москва: ИНФРА-М, 2004. – 972 с.
7. Экономика труда: социально-трудовые отношения / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – Москва, 2004 – 736 с.
8. Мановская, Н.В. Эффективная занятость населения: методологический аспект / Н.В. Мановская // Веснік БДЭУ. – 2003. - № 6. – с. 9-13.
9. Антосенков, Е.Г. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости / Е.Г. Антосенков // ЭКО. – 1999. - № 2. – с. 123-125.
10. Сверж, А. Финансовые вопросы социальной политики / А. Сверж// Финансы, учет, аудит. – 2003. - № 5 – С. 13-19.
11. Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000. - № 8. – с.2-55.
12. Занятость и безработица в Республике Беларусь (на основании данных, представленных Министерством труда и социальной защиты РБ) – Минск, 2009. - №2 (62).
13.Мохнач, Г. Легче предупредить, чем лечить / Г. Мохнач (интервью с заместителем министра труда и социальной защиты РБ П.Грушником) // Беларуская думка. – 2009. - № 2. – С. 7-12.
14. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г.
15. Боровик Л.С. Политика занятости: направления развития // Белорусский экономический журнал. – 1999. - № 1. – с. 34-45.
16.Дайнеко, А.Е. Экономика Беларуси в системе торговой организации / А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, М.В. Василевская; под ред. А.Е. Дайнеко. – Минск: Ин-т аграр. Экономики, 2004. –323с.
17.Комментарии к Трудовому кодексу Республики Беларусь / И.С. Андреев [и др.] ; под общ.ред. Г.А. Василевича. – Минск: Амалфея, 2000. –1071 с.
18.Национальная экономика Беларуси: Учеб.пособие / под ред. В.Н. Шимова, Минск, БГЭУ: 2005– 161-173с.
19. Кейнс Дж.М. Общая теория Занятости, процента и денег.М.:Гелиос АРБ, 2002.Т.1 / 273-281 с.
20.Агапова Т.С., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб./ Под общ.ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2001/ 141-155с.
41
Информация о работе Макроэкономическое регулирование безработицы