Макроэкономическое регулирование безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня и структуры занятости населения и безработицы.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказы-вающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1СУЩНОСТЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА
БЕЗРАБОТИЦЫ... 5
1.1 Понятие занятости населения, подходы к её классификации 5
1.2 Сущность безработицы, её типы и виды, последствия безработицы 9
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКАЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 15
2.1 Основные подходы к проблеме занятости 15
2.2 Сущность и цели государственной политики занятости 17
2.3 Принципы и основные направления политики занятости 20
3 ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РБ И ОСОБЕННОСТИ ИХ
УРИГУЛИРОВАНИЯ 24
3.1 Анализ сложившихся форм занятости и видов безработицы в РБ 24
3.2 Принципы и направления регулирования занятости в РБ 28
3.3 Проблемы совершенствования политики занятости в РБ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

занятьсть и безработица КУРСАЧ.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

                                                                                                           Таблица 1

Численность зарегистрированных безработных и уровень безработицы в РБ и регионах на конец декабря 2008 г.   За пе­риод с 1995 по начало 2009 года число безработных в регионах Беларуси значительно сократилось: в Брестской и Витебской обла­стях - с 3 % до 1,1 %, в Гомельской - с 3,3 % до 1.0 %. в Гродненской - с 3,1 % до 1,0 %, в Минской - с 3,9 % до 0,8 %, в Moгилевской - с 3.4 % до 0,8 %. Традиционно наиболее низ­кий среди регионов страны уровень безра­ботицы в столице уменьшился с 1,6 % на ко­нец 1995 года до 0,4 % на начало 2009. По состоянию на 1 января текущего года из 130 регионов (118 административных райо­нов и 12 городов областного подчинения) в 85 регионах (65,4 %) уровень безработицы составил 1 % и ниже, в 37 регионах (28,5 %) - от 1,1 % до 1,5 % включительно, в 6 регио­нах (4,6 %) - от 1,6 % до 2,0 % включительно. В 2 районах (1,5 %) - Ганцевичском и Поставском - уровень безработицы составил 2,1 %.

   Начиная с октября 2008 года наблюдается рост потерь рабочего времени. По данным Белстата, в ноябре 2008 года численность работников, переведенных на работу с не­полной рабочей неделей по инициативе нанимателя, составила 16,6 тыс. человек (в 2,5 раза больше но сравнению с октяб­рем). По отдельным отраслям показатель вырос в 3,7 раза (лесная, деревообрабатыва­ющая и целлюлозно-бумажная), в 4,6 раза (машиностроение и металлообработка), в 5,8 раза (строительство). В вынужденные отпуска по инициативе на­нимателей без сохранения или с частичным сохранением заработной платы в ноябре бы­ло отправлено 14,4 тыс. работников – в З,1 ра­за больше, чем в октябре. В промышленности этот показатель вырос в 3,3 раза, в том чис­ле в машиностроении и металлообработке - в 6,6 раза, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - в 3,5 раза. Несмотря на то что доля работников, пере­веденных на работу с неполной рабочей неделей и отправленных в отпуска по ини­циативе   нанимателей, составляет менее 1 % от списочной численности в целом по стране (3 млн. 556,3 тыс. человек в ноябре), рост потерь рабочего времени может являть­ся признаком ухудшения экономической ситуации в отдельных отраслях экономики и причиной возможного высвобождения из лишней рабочей силы в 2009 году.

   Средний размер пособия на одного безработного в де­кабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб.

   По оперативным данным, в рамках реализации Государ­ственной программы содействия занятости населения Республи­ки Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер на рынке труда:

– создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. - безработных;

– направлено на профессиональную подготовку, перепод­готовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных;

– предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для орга­низации собственного дела;

– обеспечено участие в оплачиваемых общественных ра­ботах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных;

– организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

 

 

3.2   Принципы и направления регулирования занятости в РБ

 

   Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

   В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

   Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

   Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест.

   В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

   В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости.

   В состав государственной службы занятости входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

   Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

   Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

   Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

– предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

– выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

– выплату в установленном порядке пособия по безработице;

– оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

– возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

   В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

– обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;

– предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

– поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

– обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

– принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;

– обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

– координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

– участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

– международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

   Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

2. развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;

3. обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;

4.повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;

5.совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

   Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:

– на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;

– после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

 

 

3.3   Проблемы совершенствования политики занятости в РБ

 

   К основным проблемам обеспечения занятости населе­ния относятся:

– снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государствен­ной поддержке;

– создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

– достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;

– повышение территориальной мобильности рабочей си­лы.

   Одной из ключевых задач является содействие в трудо­устройстве граждан, не способных на равных условиях конку­рировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

– молодежи;

– инвалидов;

– лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях;

– граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

   Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и спе­циализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, органи­зации обучения по специальным программам.

За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающих­ся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.

   Весьма остро стоит проблема трудоустройства молоде­жи, многие представители которой из-за отсутствия опыта прак­тической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурен­тоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, лают 40,1% всего контингента безработных.

   С целью снижения молодежной безработицы и повыше­ния шансов молодых людей на рынке труда государство пре­доставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспе­чение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессио­нальной ориентации.

   Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование безработицы