Макроэкономическое регулирование безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня и структуры занятости населения и безработицы.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказы-вающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1СУЩНОСТЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА
БЕЗРАБОТИЦЫ... 5
1.1 Понятие занятости населения, подходы к её классификации 5
1.2 Сущность безработицы, её типы и виды, последствия безработицы 9
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКАЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 15
2.1 Основные подходы к проблеме занятости 15
2.2 Сущность и цели государственной политики занятости 17
2.3 Принципы и основные направления политики занятости 20
3 ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РБ И ОСОБЕННОСТИ ИХ
УРИГУЛИРОВАНИЯ 24
3.1 Анализ сложившихся форм занятости и видов безработицы в РБ 24
3.2 Принципы и направления регулирования занятости в РБ 28
3.3 Проблемы совершенствования политики занятости в РБ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

занятьсть и безработица КУРСАЧ.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

   Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой зада­чи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабаты­вает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.

   В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занято­сти. Но целью такой политики является не просто сохранение общего уровня полной занятости, а решение экономических и социальных задач, прежде все­го повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, вклю­чая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начи­ная с подготовки детей и подростков и кончая переподготовкой, повышением квалификации работников в течении всей жизни через определенные проме­жутки времени).

   Политика занятости должна формироваться с учетом возможности тру­диться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уде­лять группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов и т.д., стабильности получения ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится так­же к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхож­дения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной полити­ки по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Но последняя должна быть и эффективной. Все виды политики взаимосвяза­ны между собой, оказывают воздействие друг на друга.

   Приоритет нужно отдавать социальной политике, поскольку именно она направлена на решение стратегической задачи, конечной цели, воплощающей смысл жизни — всестороннее развитие человека. Однако мате­риальную основу ее осуществления создает экономическая политика и поли­тика занятости, как связующее звено между ними. Социальная политика не может быть оторванной от материальных возможностей общества. Ресурсы, направленные па осуществление социальной политики, достижение социаль­ной справедливости должны использоваться адресно и эффективно. Цена за социальную справедливость не должна быть слишком высокой, снижающей заинтересованность материального производства, его доходность, ибо это по­дорвет и материальное производство, и осуществление социальных целей и программ. Один из путей решения этой проблемы состоит в том, чтобы обес­печить примерное равенство выигрыша тех, кому оказывается помощь, и издержек тех, за счет кого это делается (с позиции неоклассического направ­ления экономической мысли это означает, что величина суммарною излиш­ка для производителей и потребителей максимизируется в точке конкурент­ного равновесия). Другими словами, государственные органы, используя политический механизм, могут принять экономически более грамотное ре­шение об оказании социальных услуг, если будут ориентироваться на макси­мальное приближение предельной выгоды последних к предельным издерж­кам. С этих позиций можно говорить о паритете экономической, социальной политики и политики занятости, как о звеньях одной цепи, точнее, о звеньях одного механизма, но общая направленность всего хозяйственного механиз­ма общества должна определяться социальной политикой, что и придает эко­номике социально-ориентированный характер.

   Социальная и экономическая политика нацеливаются на обеспечение пол­ной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость выполняет эконо­мическую и социальную функции. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами.

 

2.3   Принципы и основные направления политики занятости

 

   Основные принципы занятости раскрывают характер занятости в тот или иной конкретно-исторический период развития общества. В условиях трансформации белорусской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые их них вытекают из осново­полагающих документов страны, другие подсказыва­ются опытом рыночных преобразований экономики. Исходя из этого, мож­но выделить следующие принципы занятости:

— добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими спо­собностями к производительному и творческому труду;

— ответственность государства за создание равных стартовых условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость;

— учет и обеспечение долговременных национальных интересов;

— учет национальных, культурных традиций, исторически сложившихся региональных и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах;

— приоритетное внимание содействию занятости гражданам, особо нужда­ющимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы;

— необходимость комплексного подхода к решению проблем занятости, включающего в себя координацию усилий государственных органов, проф­союзов, объединений работодателей всех уровней, использование финансо­вых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан.

   Указанные принципы находят или должны находить свое воплощение в ос­новных направлениях государственной политики занятости и участия работо­дателей в ее осуществлении. Основными направлениями государственной по­литики содействия занятости населения являются:

— развитие трудовых ресурсов;

— обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положе­ния, политических убеждений и отношения к религии в реализации права па добровольный труд и свободный выбор занятости;

— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз­витие человека;

— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осу­ществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

— обеспечение социальной зашиты в области занятости населения, про­ведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудно­сти в поиске работы (инвалиды и др.)

— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в соци­альной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

— обеспечение занятости в местах проживания отдельных малочисленных народов и других национальных меньшинств, с уче­том их национальных и культурных традиций, а также исторически сложив­шихся видов занятости;

— международное сотрудничество в решении проблем занятости населе­ния, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан, соблюдение международных трудовых норм и другие.

   Перечень направлений государственной политики занятости довольно обширный. Государству надлежит усилить контроль за выполнением взятых на себя определенных гарантий в реализации прав граждан на труд, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного от­каза в приеме на работу.

   В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством, содействовать проведению государственной полити­ки занятости. Это содействие осуществляется на основе:

— соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения;

— реализации мер, предусмотренных законодательством о труде, кол­лективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае при­остановки производства или высвобождения работников;

— оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств органи­заций и других работодателей;

— создание условий для профессиональной подготовки, повышения ква­лификации и подготовки работающих и т.д.;

   Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с орга­нами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им ин­формацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, их числе и кате­гориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они обязаны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

За счет страховых взносов возмещаются затраты органов службы занятос­ти на создание специальных рабочих мест, профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством ра­ботников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.

   Вместе с тем, государство предусматривает определенные льготы для ра­ботодателей в случае трудоустройства указанных категорий работников.

Большое внимание к проблеме занятости связано с тем, что занятость выполняет важную экономическую и социальную функции.

 


3        ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РБ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

 

   3.1 Анализ сложившихся форм занятости и видов безработицы в РБ

 

   Уровень занятости населения в любом государстве под­вержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевоору­жения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики.

   Нашу страну отличает политика стабильной занято­сти, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд.

   В соответствии с законодательством Ре­спублики Беларусь безработным признается трудоспособный гражданин, не имеющий ра­боты и заработка, который зарегистрирован в  комитете но труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защи­те городского, районного исполнительного комитета в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

   Методикой МОТ для расчета уровня без­работицы учитывается как регистрируемая безработица, так и показатель численности безработных, не зарегистрированных офици­ально, определяемый на основе выборочных обследований домашних хозяйств по вопро­сам занятости и безработицы. В Беларуси такие обследования не проводятся, показатель уровня безработицы фор­мируется на основании данных, официально предоставляемых органами по труду, занято­сти и социальной защите.

   В январе-ноябре 2008 г. белорусскими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 895 тыс. человек, уволено по различным причинам 846 тыс.

   Первые официально зарегистрированные безработные появились в нашей стране в 1991 году. Уровень безработицы на начало 1992 года составлял около 0.05 % числен­ности экономически активного населения. Максимальное значение этого показателя в 1991-2008 годы пришлось на 1996 г. - 4 % (182,5 тыс. безработных).

   По сравнению со странами Центральной и Восточной Европы, где уровень безработицы зачастую превышал 10 %, рынок труда Беларуси  характеризовался достаточно низким уровнем зарегистрированной безработицы и незна­чительными колебаниями показателя  в   1996 - 2003 годах (в пределах 2- 3 %). Формой адаптации со стороны нанимателей в этот период стала работа в режиме неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, предоставление не­оплачиваемых отпусков. Начиная с 2004 гола уро­вень безработицы в стране неуклонно снижался: с 1.9 % в 2004 году до 0.8 % к  началу 2009. За это время число безработных уменьшилось с 83 тыс. до 37,3 тыс. человек, или в 2.2 раза. Наряду с этим до 2005 года с незначитель­ными колебаниями и в целом снижалась численность населения, занятого в экономике. Так, если в 1991 году она равнялась 5 млн. 22,5 тыс. человек, то в 2004 году (ми­нимальное значение) - 4 млн. 316,3 тыс. человек. Начиная с 2005 года в стране на­блюдается постоянное увеличение данного показателя: в 2008 году он ставил 4 млн. 520,7 тыс. человек.

   Численность занятых в экономике в январе-ноябре 2008 г. достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравне­нию с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.

   В 2008 году государственной службой занятости было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помо­щью в трудоустройстве, из них признано безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных.

   Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37.3 тыс. человек, что на 15.4% мень­ше, чем в декабре 2007 г.

 

 

 

Численность безработных, тыс.человек

Тыс. человек

Уровень безработицы, в % к экономически активному населению

Зарегистрировано безработных

Трудоустроено безработных

Республика

Беларусь

 

37,3

 

13,9

 

8,3

 

0,8

Области:

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

 

6,6

6,1

6,9

4,9

5,1

3,9

 

2,3

2,2

2,4

1,7

2,3

1,8

 

1,5

1,5

1,2

1,1

1,4

1,20

 

 

1,1

1,1

1,0

1,0

0,8

0,8

Г. Минск

3,8

1,2

0,4

0,4

Информация о работе Макроэкономическое регулирование безработицы