Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа
Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня и структуры занятости населения и безработицы.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказы-вающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
ВВЕДЕНИЕ 3
1СУЩНОСТЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА
БЕЗРАБОТИЦЫ... 5
1.1 Понятие занятости населения, подходы к её классификации 5
1.2 Сущность безработицы, её типы и виды, последствия безработицы 9
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКАЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 15
2.1 Основные подходы к проблеме занятости 15
2.2 Сущность и цели государственной политики занятости 17
2.3 Принципы и основные направления политики занятости 20
3 ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РБ И ОСОБЕННОСТИ ИХ
УРИГУЛИРОВАНИЯ 24
3.1 Анализ сложившихся форм занятости и видов безработицы в РБ 24
3.2 Принципы и направления регулирования занятости в РБ 28
3.3 Проблемы совершенствования политики занятости в РБ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.
В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости. Но целью такой политики является не просто сохранение общего уровня полной занятости, а решение экономических и социальных задач, прежде всего повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, включая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начиная с подготовки детей и подростков и кончая переподготовкой, повышением квалификации работников в течении всей жизни через определенные промежутки времени).
Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделять группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов и т.д., стабильности получения ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Но последняя должна быть и эффективной. Все виды политики взаимосвязаны между собой, оказывают воздействие друг на друга.
Приоритет нужно отдавать социальной политике, поскольку именно она направлена на решение стратегической задачи, конечной цели, воплощающей смысл жизни — всестороннее развитие человека. Однако материальную основу ее осуществления создает экономическая политика и политика занятости, как связующее звено между ними. Социальная политика не может быть оторванной от материальных возможностей общества. Ресурсы, направленные па осуществление социальной политики, достижение социальной справедливости должны использоваться адресно и эффективно. Цена за социальную справедливость не должна быть слишком высокой, снижающей заинтересованность материального производства, его доходность, ибо это подорвет и материальное производство, и осуществление социальных целей и программ. Один из путей решения этой проблемы состоит в том, чтобы обеспечить примерное равенство выигрыша тех, кому оказывается помощь, и издержек тех, за счет кого это делается (с позиции неоклассического направления экономической мысли это означает, что величина суммарною излишка для производителей и потребителей максимизируется в точке конкурентного равновесия). Другими словами, государственные органы, используя политический механизм, могут принять экономически более грамотное решение об оказании социальных услуг, если будут ориентироваться на максимальное приближение предельной выгоды последних к предельным издержкам. С этих позиций можно говорить о паритете экономической, социальной политики и политики занятости, как о звеньях одной цепи, точнее, о звеньях одного механизма, но общая направленность всего хозяйственного механизма общества должна определяться социальной политикой, что и придает экономике социально-ориентированный характер.
Социальная и экономическая политика нацеливаются на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость выполняет экономическую и социальную функции. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами.
2.3 Принципы и основные направления политики занятости
Основные принципы занятости раскрывают характер занятости в тот или иной конкретно-исторический период развития общества. В условиях трансформации белорусской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые их них вытекают из основополагающих документов страны, другие подсказываются опытом рыночных преобразований экономики. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы занятости:
— добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду;
— ответственность государства за создание равных стартовых условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость;
— учет и обеспечение долговременных национальных интересов;
— учет национальных, культурных традиций, исторически сложившихся региональных и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах;
— приоритетное внимание содействию занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы;
— необходимость комплексного подхода к решению проблем занятости, включающего в себя координацию усилий государственных органов, профсоюзов, объединений работодателей всех уровней, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан.
Указанные принципы находят или должны находить свое воплощение в основных направлениях государственной политики занятости и участия работодателей в ее осуществлении. Основными направлениями государственной политики содействия занятости населения являются:
— развитие трудовых ресурсов;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права па добровольный труд и свободный выбор занятости;
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
— обеспечение социальной зашиты в области занятости населения, проведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и др.)
— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— обеспечение занятости в местах проживания отдельных малочисленных народов и других национальных меньшинств, с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан, соблюдение международных трудовых норм и другие.
Перечень направлений государственной политики занятости довольно обширный. Государству надлежит усилить контроль за выполнением взятых на себя определенных гарантий в реализации прав граждан на труд, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу.
В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством, содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:
— соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения;
— реализации мер, предусмотренных законодательством о труде, коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;
— оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
— создание условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и т.д.;
Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они обязаны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
За счет страховых взносов возмещаются затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест, профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.
Вместе с тем, государство предусматривает определенные льготы для работодателей в случае трудоустройства указанных категорий работников.
Большое внимание к проблеме занятости связано с тем, что занятость выполняет важную экономическую и социальную функции.
3 ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РБ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Анализ сложившихся форм занятости и видов безработицы в РБ
Уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики.
Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь безработным признается трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете но труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.
Методикой МОТ для расчета уровня безработицы учитывается как регистрируемая безработица, так и показатель численности безработных, не зарегистрированных официально, определяемый на основе выборочных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости и безработицы. В Беларуси такие обследования не проводятся, показатель уровня безработицы формируется на основании данных, официально предоставляемых органами по труду, занятости и социальной защите.
В январе-ноябре 2008 г. белорусскими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 895 тыс. человек, уволено по различным причинам 846 тыс.
Первые официально зарегистрированные безработные появились в нашей стране в 1991 году. Уровень безработицы на начало 1992 года составлял около 0.05 % численности экономически активного населения. Максимальное значение этого показателя в 1991-2008 годы пришлось на 1996 г. - 4 % (182,5 тыс. безработных).
По сравнению со странами Центральной и Восточной Европы, где уровень безработицы зачастую превышал 10 %, рынок труда Беларуси характеризовался достаточно низким уровнем зарегистрированной безработицы и незначительными колебаниями показателя в 1996 - 2003 годах (в пределах 2- 3 %). Формой адаптации со стороны нанимателей в этот период стала работа в режиме неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, предоставление неоплачиваемых отпусков. Начиная с 2004 гола уровень безработицы в стране неуклонно снижался: с 1.9 % в 2004 году до 0.8 % к началу 2009. За это время число безработных уменьшилось с 83 тыс. до 37,3 тыс. человек, или в 2.2 раза. Наряду с этим до 2005 года с незначительными колебаниями и в целом снижалась численность населения, занятого в экономике. Так, если в 1991 году она равнялась 5 млн. 22,5 тыс. человек, то в 2004 году (минимальное значение) - 4 млн. 316,3 тыс. человек. Начиная с 2005 года в стране наблюдается постоянное увеличение данного показателя: в 2008 году он ставил 4 млн. 520,7 тыс. человек.
Численность занятых в экономике в январе-ноябре 2008 г. достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.
В 2008 году государственной службой занятости было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных.
Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37.3 тыс. человек, что на 15.4% меньше, чем в декабре 2007 г.
| Численность безработных, тыс.человек | Тыс. человек | Уровень безработицы, в % к экономически активному населению | |
Зарегистрировано безработных | Трудоустроено безработных | |||
Республика Беларусь |
37,3 |
13,9 |
8,3 |
0,8 |
Области: Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская |
6,6 6,1 6,9 4,9 5,1 3,9 |
2,3 2,2 2,4 1,7 2,3 1,8 |
1,5 1,5 1,2 1,1 1,4 1,20
|
1,1 1,1 1,0 1,0 0,8 0,8 |
Г. Минск | 3,8 | 1,2 | 0,4 | 0,4 |
Информация о работе Макроэкономическое регулирование безработицы