Макроэкономическое регулирование безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня и структуры занятости населения и безработицы.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказы-вающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1СУЩНОСТЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА
БЕЗРАБОТИЦЫ... 5
1.1 Понятие занятости населения, подходы к её классификации 5
1.2 Сущность безработицы, её типы и виды, последствия безработицы 9
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКАЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 15
2.1 Основные подходы к проблеме занятости 15
2.2 Сущность и цели государственной политики занятости 17
2.3 Принципы и основные направления политики занятости 20
3 ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РБ И ОСОБЕННОСТИ ИХ
УРИГУЛИРОВАНИЯ 24
3.1 Анализ сложившихся форм занятости и видов безработицы в РБ 24
3.2 Принципы и направления регулирования занятости в РБ 28
3.3 Проблемы совершенствования политики занятости в РБ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

занятьсть и безработица КУРСАЧ.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

   Вынужденная безработица, в отличие от добровольной, уменьшается в периоды подъема и возрастает во время спада, когда предприниматели вы­нуждены сокра­щать размеры производства и численность персонала фирмы из-за неблагопри­ятной деловой конъюнктуры. Вынужденная безработица оз­начает, что работник не желает увольняться, а фирма сокращает персонал под давле­нием конкуренции либо желает избавиться от неугодного работника. Это характери­зует вынужденную безработицу как такое состояние трудового рынка, при котором предложение труда превышает спрос на него. Отсюда сле­дует, что только часть безработных могут рассчитывать найти работу, ос­таль­ные оказываются вынужденно безработными. Здесь также многое зависит от профессионально-квалификационной подготовки, предпочтение чаще от­дается коренному населению.

   Фрикционная безработица (текучесть) означает, что существует постоян­ная связь между несовпадением увольнения с одних фирм и наймом работников другими фирмами, перемещением от одних профессии к другим, из од­них отраслей, регионов в другие. Происходит это потому, что, например, одни фирмы или регионы расширяют масштабы производства, требуя роста численности работников наемного труда; другие, напротив, сокращают про­изводство, высвобождая работников. Это такой вид безработицы, который в условиях рыночной экономики свести на нет невозможно. С данной точки зрения и потная занятость невозможна, если понимать ее как поголовную занятость. [5, с. 70].

Фрикционная безработица считается неизбеж­ной и, по крайней мере отчасти, желательной. Многие работники добровольно оказались «между работами», меняя низкооплачиваемую, малопродук­тивную работу на более высокооплачиваемую и более производительную. Это означает более высо­кие доходы для самих работников и более рацио­нальное распределение трудовых ресурсов, а следо­вательно, и больший объем реального производства для экономики в целом.

   Структурная безработица означает, что спрос и предложение на одни и те же виды труда в различных фирмах, отраслях и регионах не совпадают. Экономисты исполь­зуют термин «структурный» в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и технологии производства происходят из­менения, которые в свою очередь меняют структу­ру совокупного спроса на рабочую силу - как про­фессиональный состав, так и географическое раз­мещение.

   В результате таких изменений спрос на некото­рые виды профессий уменьшается или эти профес­сии вовсе исчезают. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, напро­тив увеличивается. В данном случае безработица возникает потому, что рабочая сила не сразу и не в полной мере отвечает на новые изменения в струк­туре рабочих мест. Некоторые работники обнару­живают, что те профессиональные навыки, которы­ми они в настоящее время обладают, больше не со­ответствуют требованиям рынка; их умения и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. Они попадают в ряды структурно безработных. Та­кой вид безработицы возникает в силу того, что их навыки и профессии уже не требуются тем, кто на­нимает на работу.

   Циклическая безработи­ца возникает в период спада, то есть той фазы эко­номического цикла, которая характеризуется не­достаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги умень­шается, занятость сокращается, безработица рас­тет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефи­цитом спроса.

   Скрытая классическая безработица коренится преимущественно в мелком бизнесе, фермерстве (крестьянстве), индивидуальном ремесленном произ­водстве, а также в неполной занятости. Под давлением конкуренции эта часть занятых постоянно уступает свои позиции, но долгое время еще цепляется за свое хозяйство, хотя оно уже недостаточно для обеспечения нормальною уров­ня жизни. Это вынуждает сначала частично переключаться на наемный труд (приработок), уходить временно на заработки, а потом возвращаться к свое­му оскудевшему делу, пока, наконец, свое хозяйство не придет в полный упадок и не превратит бывшего хозяина в безработного.

   Застойная безработица включает в себя самый устойчивый слой безработ­ных. Это нищие, опустившиеся, бродяги, потерявшие всякую надежду на работу (бомжи) и т.п. Иногда к застойной безработице относят работающих по найму на дому на том основании, что этот наемный труд носит сезонный характер и сами работники по состоянию здоровья или по семейным обстоя­тельствам не могут работать на рабочих местах фирмы. Однако вряд ли право­мерно эту часть наемного труда относить к какой-либо разновидности безра­ботицы.

   Длительная безработица получила свое название в связи с продолжитель­ным существованием работника в качестве безработного в течение 8—18 ме­сяцев, когда фактор времени оказывает отрицательное влияние на професси­ональную работоспособность и уровень квалификации, способность интен­сивно работать весь рабочий день. Длительное бездействие ведет к утрате работником уверенности в себе, деградации его как личности, закомплек­сованности и озлобленности. С этим связаны определенные трудности воз­вращения работника к нормальной трудовой деятельности, требующие по­мощи ему со стороны специалистов — социологов и психологов, а также внимания государственной службы занятости в предоставлении ему возмож­ностей трудоустройства.

   Хроническая безработица возникает и расширяет свои масштабы с разви­тием рыночной экономики, когда становится достаточно массовой и посто­янной. Связано это с тем, что предложение рабочих мест на рынке труда отстает от спроса на них. Дж. Кейнс считал наиболее значитель­ными пороками общества рыночного саморегулирования его неспособность обеспечить полную занятость, т.е. устранить безработицу, и несправедливое распределение богатства. Это подтверждено опытом борьбы с безработицей в развитых странах и даст основание утверждать, что определенный уровень безработицы необходим для нормального функционирования рыночной эко­номики.

   Видимо, этим оправдано понятие нормальной безработицы, масштабы ко­торой определяются так называемым ее естественным уровнем. История ры­ночной экономики показывает, что даже при наличии определенного уровня безработицы достигается равновесие факторов, повышающих и понижающих рыночные цены и заработную плату. Такой уровень безработицы считается предельно допустимым, т.е. нормальным, естественным. Соответственно из­меняется понятие полной занятости. Предельно допустимым уровнем безра­ботицы определяется уровень полной занятости.

   Проблемы, связанные оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

   Несмотря на объективный характер безработицы, она порождает социально-экономические потери:

1. Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.

2. Снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом.

3. Снижается уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

4. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

5. Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств.

   Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2        ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

   2.1   Основные подходы к проблеме занятости

 

   Одной из функций государства при возрастании безработицы становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы.

Эффективная политика занятости должна обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам страны; содействовать такой занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечивать социальную защиту в области занятости; взаимодействовать с другими направлениями социальной политики.

   Регулирующие воздействия государства на занятость можно разделить на два типа – активное и пассивное.

   Политика пассивного регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Иногда ее называют моделью смягчения последствий безработицы. Реализуется она посредством двух форм:

   1) Социальное страхование по случаю потери работы, обеспечивающее выплату временных пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют в более чем 70 % развитых стран и являются основным источником помощи при потере работы. При защите от безработицы в страховой форме конкретные размеры пособий часто зависят от величины взносов в страховые фонды и от степени нуждаемости в помощи;

   2) Социальная помощь – применяется к оставшимся безработными длительный период в виде материальной помощи.

   Существенно отличается политика активного регулирования, при которой государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграциях и т. д. Государство не подменяет саморегулирующие механизмы рынка труда, но вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, т. е. системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.

   Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных издержках, к которым следует отнести безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д.

При этом используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы.

   Повышение спроса на рабочую силу достигается с помощью мер экономического характера и мер по созданию нетрадиционной занятости.

   Экономическими мерами выступают:

– большая свобода работодателей в решении вопросов занятости (условия приема-увольнения, график работ и т. п.);

– установление льготного налогообложения, необходимо увеличение спроса на рабочую силу;

– государственные выплаты предпринимателям на создание новых рабочих мест;

– установление различного рода дотаций и льгот при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежи, инвалидов);

– обучение и переквалификация.

   Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются: общественные работы, надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову.

Чаще всего эти нетрадиционные работы являются общедоступными видами временного трудоустройства, не требующими специальной профессиональной подготовки и оплачиваемыми по ставке, составляющей от трети до половины средней ставки заработной платы по стране, но выполняющими функцию включения безработного в сферу трудовой активности. Следует при этом иметь в виду, что искусственное увеличение рабочих мест само по себе не гарантирует улучшение ситуации в сфере занятости, не говоря уже об эффективности экономики в целом.

   К мерам по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда относятся:

– расширение и углубление программ по подготовке кадров, включая профессиональную подготовку. Система подготовки должна отвечать ряду требований: адекватность структуре экономики, адаптивность к изменению условий труда, вариативность источников финансирования – государственные и предпринимательские;

– введение творческих и учебных отпусков (эта и указанная выше меры, способствующие сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечат ее более высокую продуктивность завтра);

– повышение пособий и/или сроков отпусков по уходу за детьми;

– введение частичного и/или досрочного пенсионного обеспечения в случае потери работы.

   На рынке труда различают еще и такие виды государственного регулирования, как защитное (в целях уменьшения незащищенности отдельных групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов деятельности), ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное (административное воздействие на рынок труда).

 

 

2.2   Сущность и цели государственной политики занятости

 

   В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-эконо­мических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных лю­дей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значитель­ные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффек­тивной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при про­чих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создаст значительные трудности для государ­ства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказы­ваются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или ины­ми государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным способом, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование безработицы