Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа
Общая цель работы – изучить особенности проведения макроэкономического равновесия и денежной политики Республики Беларусь на современном этапе.
В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание макроэкономического равновесия и денежной политики, показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства, охарактеризовать тенденции налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики, обозначить недостатки финансовой политики РБ, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Денежная политика и макроэкономическое равновесие:
сущность, инструменты, подходы………………………………………… 4
1.1. Цели и сущность денежной политики………………………………...4
1.2. Виды денежной политики и механизм её реализации………………6
1.3. Сущность макроэкономического равновесия……………………….13
2. Макроэкономическое равновесие и денежная политика в
зарубежных странах: опыт и перспективы………………………………15
2.1. Современная денежная политика Японии…………………………..15
2.2. Проведение денежной политики в России: современное
состояние денежной политики, проблемы, тенденции, перспективы….17
3. Денежная политика в Республике Беларусь: состояние,
проблемы, перспективы…………………………………………………...21
3.1. Современное состояние Бюджетной системы Республики
Беларусь, проблемы ее реформирования………………………………...21
3.2. Пути совершенствования финансовой политики
Республики Беларусь…………………………………………………........26
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………..33
Если сравнивать с серединой 90-х годов, то удельный вес расходов на образование в ВВП увеличился с 5 до 7%, а расходы на пенсионное обеспечение в ВВП составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень расходов на здравоохранение достиг почти 5%.
В области социальной политики
намечен ряд приоритетов, на реализацию
которых придется задействовать
средства республиканского бюджета. Это
ограничение роста тарифов на
жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов
в год; рост заработной платы работников
бюджетной сферы; рост пенсий; рост
стипендий; удешевление питания
школьников; поддержка детей-сирот,
для которых в целях развития
семейных форм устройства детей выплаты
семьям, взявшим их на воспитание, увеличены
на 20%. Большое значение в условиях
сложной демографической
Бюджетная политика также направлена на сокращение бюджетного дефицита. Его уровень в 2010 году был запланирован в размере 910 млрд. руб., или 1,5% к ВВП. Источниками покрытия дефицита выступали на 386,3 млрд. руб., выпуск ценных бумаг и реализация государственного имущества, а на остальные 527,7 млрд. руб. – внешние источники.
[10]
Основной причиной возникновения дефицита государственного бюджета становится недостаточность объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов. Особенностью финансового планирования РБ является приоритет в определении расходов. Это означает определение сначала размера необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем изыскание финансовых ресурсов, способных их обеспечить
В бюджетной политике нашего
государства реализуется
Актуальной остается проблема
по снижению задолженности перед
бюджетом, а также весь комплекс
мер по ее принудительному взысканию.
Самое пристальное внимание работники
налоговых органов обращают на выявление
теневых оборотов и незарегистрированной
предпринимательской
[15]
Основной целью ДКП РБ в течение ряда является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты. Это осуществляется посредством поддержания плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля. В рамках формирования предпосылок для использования российского рубля на территории РБ динамика обменного курса белорусского рубля обеспечивается в соответствии с изменением курса российского рубля. В качестве контрольного показателя денежно-кредитной политики РБ используется официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю, а в качестве индикативного – курс белорусского рубля к доллару США.
[10]
Финансовая политика на современном этапе прошла длительный и тернистый путь развития. С момента приобретения Республикой Беларусь суверенитета пришлось формировать собственную бюджетную, налоговую денежно-кредитную систему. Это было сопряжено с определенными трудностями, проявившимися в высоких темпах инфляции, наличии бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. Причины возникших трудностей были многообразны. Одной из них специалисты называют игнорирование объективных закономерностей экономического развития республики. За последние годы в области финансовой политики произошли серьезные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро. Конечно же нельзя не сказать о современном кризисе, который значительно затруднил финансовое положение Беларуси, огромных цен на товары и услуги, снижение уровня жизни населения.
3.2 Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
Невысокие темпы
экономического роста, наличие инфляции
и дефицита государственного бюджета,
низкий уровень рентабельности отраслей
народного хозяйства, необходимость
поддержки определенных групп населения,
ограниченность финансовых ресурсов на
всех уровнях экономики
Решение экономических проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что в Беларуси политика реформ «поспешай медленно» провалилась.
Использование административного
ресурса в сегодняшних условиях
неэффективно. Экстенсивные факторы
производства практически исчерпали
себя. В наши дни ставку надо делать
на стимулирование экономической инициативы
и активности хозяйствующих субъектов.
Основа современной финансовой политики
состоит в признании свободы
предпринимательской
Переход к рыночному механизму
хозяйствования объективно предполагает
финансовую либерализацию. При значительной
экономической нестабильности, имеющей
место в нашей республике, нельзя
отказаться о системы контроля. В
то же время желание участвовать
в различных экономических
[15]
При реформировании финансовой
сферы правительству следует
укрепить основы финансовой системы
– отчетность, законодательную базу,
обеспечение соблюдения соглашений,
порядок раскрытия информации, новые
структуры регулирования и
Так активное участие Беларуси
в региональных экономических союзах,
например, в Евразийском экономическом
сообществе вызывает необходимость
реформирования налоговой системы.
Основное направление совершенствования
налоговой политики республики состоит
в снижении налоговой нагрузки. Кроме
этого налоговую политику в 2009 году
предполагается проводить по следующим
направлениям: повышение эффективности
налоговой системы, выравнивание условий
налогообложения для
Для повышения эффективности
налоговой системы необходимо отказаться
от оборотных платежей. Проблема нашей
налоговой системы состоит в
том, что налогооблагаемая база для
расчета одних налогов
На сегодняшний день назрела необходимость снижения налогового давления на заработную плату для снижения общего уровня нагрузки и повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции является снижение общего уровня жизни и дохода населения. Но большое влияние также оказывает сокрытие объекта налогообложения. Поэтому целесообразно снизить подоходный налог по аналогии с российской практикой.
В отношении такого важного источника доходов бюджета, как налог на прибыль тоже необходимы преобразования. Эти преобразования должны коснуться правил исчисления налогооблагаемой базы, из которой необходимо исключить все затраты, непосредственно связанные с осуществлением производственной деятельности.
Для нашей налоговой системы
характерно наличие большого числа
налоговых льгот, что значительно
снижает поступления в бюджет
и снижает стимулы к повышению
эффективности деятельности хозяйствующих
субъектов. Нельзя отказаться от льгот,
связанных со структурной перестройкой
экономики и стимулированием
инвестиций. В нынешних условиях они
должны иметь временный и направленный
характер и, что особенно важно –
выдаваться участникам экономической
деятельности, а не отдельным территориям
и регионам. Систему налоговых
льгот в нашей республике необходимо
переориентировать от социально-защитных
к инвестиционно-стимулирующим
Основным недостатком
современной бюджетно-
[10]
Значительным достижением в области бюджетной политики стал отказ с 2004 года от эмиссионного кредитования дефицита государственного бюджета. Прекращение практики эмиссионного кредитования может создать условия как для снижения инфляции, так и для макроэкономической стабилизации в целом.
В области бюджетной политики
большое значение имеет работа по
увеличению государственных доходов
и изысканию дополнительных источников
финансирования государственных расходов.
Сложность решения данной проблемы
состоит в том, что налоговые
источники на сегодняшний день не
могут быть увеличены, так как
дальнейшее увеличение налоговой нагрузки
на реальный сектор экономики приведет
к падению эффективности
В условиях ограниченности
финансовых ресурсов проблема поиска
дополнительных неналоговых источников
доходов стоит очень остро. Одним
из основных направлений увеличения
доходов бюджета должно стать
использование выгодного
Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, местным органам власти предоставлено право по введению местных налогов и сборов, установлению повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на недвижимость, экологического налога на добываемые ресурсы.
Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.
Для того чтобы узаконить целевой характер бюджетного дефицита и контролировать эффективность использования ресурсов, привлекаемых для его покрытия, предлагается составлять бюджет на многовариантной основе. Это предполагает наличие текущего бюджета, который составляется по принципу баланса, т. е. с нулевым сальдо, и бюджета развития, в котором отражаются расходы сверх предполагаемых доходов и возможно отрицательное сальдо.
Финансовому оздоровлению будет
способствовать признание свободы
предпринимательской
[15]
Финансовая политика проводится в рамках общей экономической политики. Сегодня денежно-кредитная сфера РБ (в виде двухуровневой банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор (в частности реальный сектор экономики) ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных ограничений. Возникает своеобразная коллизия. Поэтому НБ РБ вынужден сочетать два подхода к монетарному регулированию.
С одной стороны, он стремится
ограничить денежную эмиссию и осуществлять
более жесткую денежно-
Отказ от эмиссионного кредитования
позволит снизить инфляционное влияние
на денежную сферу республики. Чтобы
гибко реагировать на изменения
денежной массы, в республике надо развивать
рынок ценных бумаг как наиболее
эффективный инструмент ее регулирования.
Важным моментом является повышение
доверия населения к
На такой основе станет
возможным привлечение
Информация о работе Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства