Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Общая цель работы – изучить особенности проведения макроэкономического равновесия и денежной политики Республики Беларусь на современном этапе.
В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание макроэкономического равновесия и денежной политики, показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства, охарактеризовать тенденции налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики, обозначить недостатки финансовой политики РБ, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Денежная политика и макроэкономическое равновесие:
сущность, инструменты, подходы………………………………………… 4
1.1. Цели и сущность денежной политики………………………………...4
1.2. Виды денежной политики и механизм её реализации………………6
1.3. Сущность макроэкономического равновесия……………………….13
2. Макроэкономическое равновесие и денежная политика в
зарубежных странах: опыт и перспективы………………………………15
2.1. Современная денежная политика Японии…………………………..15
2.2. Проведение денежной политики в России: современное
состояние денежной политики, проблемы, тенденции, перспективы….17
3. Денежная политика в Республике Беларусь: состояние,
проблемы, перспективы…………………………………………………...21
3.1. Современное состояние Бюджетной системы Республики
Беларусь, проблемы ее реформирования………………………………...21
3.2. Пути совершенствования финансовой политики
Республики Беларусь…………………………………………………........26
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………..33

Работа содержит 1 файл

курсовая готовый вариант.docx

— 75.81 Кб (Скачать)

В отличие от общего (макроэкономического) равновесия, охватывающего экономическую  систему в целом, частное (локальное) равновесие ограничивается рамками  отдельных сторон и сфер народного  хозяйства (бюджет, денежное обращение  и др.). Общее и частное равновесие относительно автономны. Так, отсутствие частного равновесия в каком-либо звене  экономической системы не означает, что последняя в целом не находится  в равновесии. И наоборот, отсутствие равновесия в экономической системе  не исключает отсутствия равновесия в ее отдельных звеньях. Однако известная  независимость общего и частного равновесия не означает, что между  ними нет взаимосвязи и внутреннего  единства. Ведь состояние макроэкономической системы в целом не может не влиять на функционирование ее отдельных  частей. В свою очередь, процессы в  локальных сферах не могут не оказывать  определенное воздействие на состояние  макроэкономической системы в целом [3, c. 76].

Макроэкономическое равновесие может рассматриваться как в  статике, так и в динамике. Причем статическое экономическое равновесие характеризует условия простого воспроизводства, когда балансовая увязка целей и ресурсов, соотношение  между различными элементами экономической  системы происходят в условиях стационарной экономики. В отличие от этого, динамическое экономическое равновесие предполагает расширенное воспроизводство, при  котором общие размеры экономической  системы возрастают. Динамическое и  статическое равновесие взаимосвязаны, поскольку последнее выступает  в качестве предпосылки и основы динамического равновесия.

В качестве условия общего (макроэкономического) равновесия в  экономике можно выделить: во-первых, соответствие общественных целей и  возможностей (материальных, финансовых, трудовых и др.); во-вторых, полное и  эффективное использование всех факторов экономического роста; в-третьих, соответствие структуры производства структуре потребления; в-четвертых, рыночное равновесие, сбалансированность совокупного спроса и предложения  на рынках товаров, труда, услуг, технологий и ссудных капиталов, которые  должны взаимодействовать друг с  другом.

Все производственные, рыночные и нерыночные (политические, социальные, демографические и др.) факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие, взаимосвязаны  в процессе государственного регулирования  экономики. Без этого невозможно достигнуть макроэкономического равновесия как в статике, так и в динамике, обеспечить сбалансированность всех сфер общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена и потребления), согласованность между отраслями  и рынками, всеми участниками  экономической деятельности, направленной на ускорение экономического роста. Кроме сбалансированности и пропорциональности, являющихся необходимым условием и предпосылкой равновесного состояния макроэкономической системы, экономическое равновесие включает в себя исторически определенный механизм поддержания и корректировки макроэкономических балансовых соотношений

[3, c. 86]

Действительное макроэкономическое равновесие всей системы, не подверженной стихийным процессам, инфляции, спаду  деловой активности и банкротствам, является идеальным, теоретически желаемым. Такое равновесие характеризуется  полной оптимальностью реализации экономического поведения и интересов субъектов  во всех структурных элементах, секторах и сферах макроэкономики. Однако для  обеспечения данного равновесия требуется соблюдение ряда условий  воспроизводства (все физические лица могут найти на рынке предметы потребления, а предприниматели -- факторы  производства, весь общественный продукт  должен быть реализован и др.). В экономической  жизни общества эти условия обычно не соблюдаются. Поэтому существует реальное макроэкономическое равновесие, которое устанавливается в экономической  системе в условиях несовершенной  конкуренции и при внешних  факторах воздействия на рынок.

Однако и идеальное  экономическое равновесие, носящее  абстрактный характер, необходимо для  научного анализа. Данная макроэкономическая модель равновесия дает возможность  определить отклонения реальных процессов  от идеальных, выработать систему мер  по сбалансированности и оптимизации  пропорций воспроизводства. К равновесному состоянию стремятся все экономические  системы. Но степень приближения  состояния экономики к идеальной (абстрактной) макроэкономической модели равновесия зависит от социально-экономических, политических и других объективных  и субъективных условий жизни  общества.

2  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

 

2.1  Современная денежная политика Японии

 

 

Япония является третьей  крупнейшей экономикой мира (после  США и Еврозоны). В 2004 г. ВВП страны превышал 6,4 трлн. долл. Это вторая по величине национальная экономика. Страна является также одним из крупнейших в мире экспортеров с годовым экспортом свыше 500 млрд. долл. Промышленное производство и экспорт таких товаров, как электроника и автомобили, являются визитной карточкой японской экономики и дают почти 20% ВВП. Япония имеет устойчивое положительное сальдо торгового баланса, порождающее постоянный спрос на японскую иену, несмотря на серьезные структурные проблемы. Япония не только экспортер, но и крупный импортер сырья для промышленного производства. Основными торговыми партнерами Японии как в экспорте, так и в импорте являются США и Китай. Дешевые товары позволили Китаю захватить крупную долю импортного рынка Японии. Роль Китая как торгового партнера растет, он превзошел США, став крупнейшим источником японского импорта в 2003 г.

[4, c. 26]

Крупнейшие экспортные рынки: США, Китай, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.

Крупнейшие источники  импорта: Китай, США, Южная Корея, Австралия, Тайвань.

[4, c. 27]

Денежная политика Японии прошла очень сложный путь формирования.  Исходное положение послевоенной японской экономики было исключительно сложным и неблагоприятным. Резкое снижение производства (лишь в 1953 г. реальный ВНП превысил уровень 1944 г.), падение доходов, сокращение как потребления (примерно до 70% довоенного уровня), так и накопления. Фактически развалился сложившийся механизм финансирования производства, под руководством оккупационной администрации были распущены ведущие финансово-промышленные группы с холдингами во главе, а холдинги как таковые запрещены антимонопольным законодательством 1947 г.

[5, c. 30]

На сегодняшний день Банк Японии является ключевым органом, определяющим денежную политику страны. В 1998 г. японское правительство приняло законодательство, предоставившее Банку Японии операционную независимость от министерства финансов и полный контроль над денежной политикой. Однако, несмотря на попытки правительства  децентрализовать принятие решений, министерство финансов по-прежнему отвечает за курсовую политику. Банк Японии отвечает за исполнение всех официальных японских валютных транзакций, проводимых по указанию министерства финансов. Политический совет Банка  Японии состоит из руководителя Банка, двух его заместителей и шести  членов. Совещания по денежной политике проводятся дважды в месяц, после  них следуют брифинги и пресс-релизы. Банк Японии публикует «Ежемесячный доклад», издаваемый Политическим советом, и «Ежемесячный экономический доклад». Эти доклады важно отслеживать  с целью поиска изменений в  позиции Банка Японии и сигналов о новых мерах денежной и фискальной политики, поскольку правительство  постоянно пытается выработать инициативы по стимулированию экономического роста. Министерство финансов и Банк Японии очень важные учреждения, способные оказывать влияние на движение валюты. Поскольку министерство финансов руководит валютными интервенциями, важно отслеживать и быть в курсе комментариев чиновников министерства.

[6, c. 35]

Имея экспорто-ориентированную  экономику, правительство склонно  выступать в пользу более слабой иены. Поэтому, если курс японской иены к доллару значительно или  слишком быстро повышается, то чиновники  Банка Японии и министерства финансов будут активно выражать свою озабоченность  или неодобрение текущего уровня или движения японской иены. Эти  комментарии могут двигать рынок, но нужно заметить, что если правительственные  чиновники наводнят рынок комментариями  и не предпримут никаких действий, то рынок перестанет воспринимать эти  комментарии. Однако министерство финансов и Банк Японии имеют достаточно долгую историю интервенций на валютных рынках, чтобы активно манипулировать иеной в интересах Японии; поэтому  их комментарии нельзя игнорировать.

[7, c. 15]

 Наиболее активным инструментом, который Банк Японии использует для проведения денежной политики, являются операции на открытом рынке. Эта деятельность сфокусирована на контролировании ставки необеспеченных кредитов овернайт. Уже в течение довольно долгого времени Банк Японии проводит политику нулевой процентной ставки, т. е. он не может понизить ее для стимулирования роста экономики, потребления или ликвидности. Поэтому, чтобы поддерживать нулевые процентные ставки, Банк Японии должен манипулировать ликвидностью через операции на открытом рынке, ориентируясь на нулевой процент ставки овернайт. Он управляет ликвидностью путем покупки или продажи овернайт векселей, репо или японских государственных облигаций. Сделка репо представляет собой продажу получателем денег (заемщиком) ценных бумаг поставщику денег (кредитору) с одновременным согласием выкупить ценные бумаги того же вида и в том же количестве в более позднюю дату. Эта структура похожа на обеспеченный кредит, при котором получатель денег должен заплатить поставщику денег процент.Такие сделки репо обычно имеют очень короткие сроки погашения — от одного дня до нескольких недель. В плане фискальной политики Банк Японии продолжает изучать ряд методов, позволяющих управлять его проблемными кредитами. Сюда входят цели в отношении инфляции, национализация некоторых частных банков, а также реструктуризация проблемных долгов банков и продажа их со скидкой.

Таким образом, денежная политика Японии построена на  беспроцентных  кратковременных кредитах и операциях  на открытом рынке. Купля-продажа ценных бумаг является простым и эффективным  методом в регулировании денежной политики государства. На развитие экономики  огромное влияние оказали следующие  факторы: эффективное использование  иностранной экономической помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка; широкое  использование иностранных научно-технических достижений, закупкой патентов, ноу-хау, поддержание малого и среднего бизнеса и т.д.

Япония развивается достаточно быстро и играет важную роль на мировых  рынка. Но нельзя не сказать о современных  условиях в Японии. Ключевую роль играет землетрясение в Японии.

[11]

Японский фондовый рынок  рухнул более чем на 6% по итогам торговой сессии, можно отнести к локальному эффекту (потери японских компаний, вынужденных  приостанавливать работу, весьма существенны). Но увеличение японским Центральным  Банком программы выкупа активов (на 5 трлн. иен) ужу нельзя назвать локальным - ведь иена относится к числу основных мировых резервных валют и весьма активно участвует (в качестве валюты фондирования) в операциях внешней торговли.

[14]

 

 

2.2 Проведение  денежной политики в России: современное  состояние денежной политики, проблемы, тенденции перспективы

 

 

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные  стороны, так и много отрицательных  моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают  политические аспекты экономических  решений.

[8, c. 111]

В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основных направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также  основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О  бюджетной политике в 2011-2013 годах".

Задачи, поставленные в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011-2013 годах, направлены на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет  направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной  экономики.

В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:

1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;

3) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы;

4) повышение качества человеческого  капитала;

5) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;

6) реализация Программы повышения  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года.

[12]

Динамика основных параметров бюджетной  системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой  стабилизацией, после существенного  снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства