Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа
Общая цель работы – изучить особенности проведения макроэкономического равновесия и денежной политики Республики Беларусь на современном этапе.
В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание макроэкономического равновесия и денежной политики, показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства, охарактеризовать тенденции налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики, обозначить недостатки финансовой политики РБ, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Денежная политика и макроэкономическое равновесие:
сущность, инструменты, подходы………………………………………… 4
1.1. Цели и сущность денежной политики………………………………...4
1.2. Виды денежной политики и механизм её реализации………………6
1.3. Сущность макроэкономического равновесия……………………….13
2. Макроэкономическое равновесие и денежная политика в
зарубежных странах: опыт и перспективы………………………………15
2.1. Современная денежная политика Японии…………………………..15
2.2. Проведение денежной политики в России: современное
состояние денежной политики, проблемы, тенденции, перспективы….17
3. Денежная политика в Республике Беларусь: состояние,
проблемы, перспективы…………………………………………………...21
3.1. Современное состояние Бюджетной системы Республики
Беларусь, проблемы ее реформирования………………………………...21
3.2. Пути совершенствования финансовой политики
Республики Беларусь…………………………………………………........26
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………..33
В отличие от общего (макроэкономического) равновесия, охватывающего экономическую систему в целом, частное (локальное) равновесие ограничивается рамками отдельных сторон и сфер народного хозяйства (бюджет, денежное обращение и др.). Общее и частное равновесие относительно автономны. Так, отсутствие частного равновесия в каком-либо звене экономической системы не означает, что последняя в целом не находится в равновесии. И наоборот, отсутствие равновесия в экономической системе не исключает отсутствия равновесия в ее отдельных звеньях. Однако известная независимость общего и частного равновесия не означает, что между ними нет взаимосвязи и внутреннего единства. Ведь состояние макроэкономической системы в целом не может не влиять на функционирование ее отдельных частей. В свою очередь, процессы в локальных сферах не могут не оказывать определенное воздействие на состояние макроэкономической системы в целом [3, c. 76].
Макроэкономическое равновесие
может рассматриваться как в
статике, так и в динамике. Причем
статическое экономическое
В качестве условия общего (макроэкономического) равновесия в экономике можно выделить: во-первых, соответствие общественных целей и возможностей (материальных, финансовых, трудовых и др.); во-вторых, полное и эффективное использование всех факторов экономического роста; в-третьих, соответствие структуры производства структуре потребления; в-четвертых, рыночное равновесие, сбалансированность совокупного спроса и предложения на рынках товаров, труда, услуг, технологий и ссудных капиталов, которые должны взаимодействовать друг с другом.
Все производственные, рыночные
и нерыночные (политические, социальные,
демографические и др.) факторы, влияющие
на макроэкономическое равновесие, взаимосвязаны
в процессе государственного регулирования
экономики. Без этого невозможно
достигнуть макроэкономического равновесия
как в статике, так и в динамике,
обеспечить сбалансированность всех сфер
общественного воспроизводства (производства,
распределения, обмена и потребления),
согласованность между
[3, c. 86]
Действительное
Однако и идеальное
экономическое равновесие, носящее
абстрактный характер, необходимо для
научного анализа. Данная макроэкономическая
модель равновесия дает возможность
определить отклонения реальных процессов
от идеальных, выработать систему мер
по сбалансированности и оптимизации
пропорций воспроизводства. К равновесному
состоянию стремятся все
2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1 Современная денежная политика Японии
Япония является третьей крупнейшей экономикой мира (после США и Еврозоны). В 2004 г. ВВП страны превышал 6,4 трлн. долл. Это вторая по величине национальная экономика. Страна является также одним из крупнейших в мире экспортеров с годовым экспортом свыше 500 млрд. долл. Промышленное производство и экспорт таких товаров, как электроника и автомобили, являются визитной карточкой японской экономики и дают почти 20% ВВП. Япония имеет устойчивое положительное сальдо торгового баланса, порождающее постоянный спрос на японскую иену, несмотря на серьезные структурные проблемы. Япония не только экспортер, но и крупный импортер сырья для промышленного производства. Основными торговыми партнерами Японии как в экспорте, так и в импорте являются США и Китай. Дешевые товары позволили Китаю захватить крупную долю импортного рынка Японии. Роль Китая как торгового партнера растет, он превзошел США, став крупнейшим источником японского импорта в 2003 г.
[4, c. 26]
Крупнейшие экспортные рынки: США, Китай, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.
Крупнейшие источники импорта: Китай, США, Южная Корея, Австралия, Тайвань.
[4, c. 27]
Денежная политика Японии прошла очень сложный путь формирования. Исходное положение послевоенной японской экономики было исключительно сложным и неблагоприятным. Резкое снижение производства (лишь в 1953 г. реальный ВНП превысил уровень 1944 г.), падение доходов, сокращение как потребления (примерно до 70% довоенного уровня), так и накопления. Фактически развалился сложившийся механизм финансирования производства, под руководством оккупационной администрации были распущены ведущие финансово-промышленные группы с холдингами во главе, а холдинги как таковые запрещены антимонопольным законодательством 1947 г.
[5, c. 30]
На сегодняшний день Банк
Японии является ключевым органом, определяющим
денежную политику страны. В 1998 г. японское
правительство приняло
[6, c. 35]
Имея экспорто-ориентированную
экономику, правительство склонно
выступать в пользу более слабой
иены. Поэтому, если курс японской иены
к доллару значительно или
слишком быстро повышается, то чиновники
Банка Японии и министерства финансов
будут активно выражать свою озабоченность
или неодобрение текущего уровня
или движения японской иены. Эти
комментарии могут двигать
[7, c. 15]
Наиболее активным инструментом, который Банк Японии использует для проведения денежной политики, являются операции на открытом рынке. Эта деятельность сфокусирована на контролировании ставки необеспеченных кредитов овернайт. Уже в течение довольно долгого времени Банк Японии проводит политику нулевой процентной ставки, т. е. он не может понизить ее для стимулирования роста экономики, потребления или ликвидности. Поэтому, чтобы поддерживать нулевые процентные ставки, Банк Японии должен манипулировать ликвидностью через операции на открытом рынке, ориентируясь на нулевой процент ставки овернайт. Он управляет ликвидностью путем покупки или продажи овернайт векселей, репо или японских государственных облигаций. Сделка репо представляет собой продажу получателем денег (заемщиком) ценных бумаг поставщику денег (кредитору) с одновременным согласием выкупить ценные бумаги того же вида и в том же количестве в более позднюю дату. Эта структура похожа на обеспеченный кредит, при котором получатель денег должен заплатить поставщику денег процент.Такие сделки репо обычно имеют очень короткие сроки погашения — от одного дня до нескольких недель. В плане фискальной политики Банк Японии продолжает изучать ряд методов, позволяющих управлять его проблемными кредитами. Сюда входят цели в отношении инфляции, национализация некоторых частных банков, а также реструктуризация проблемных долгов банков и продажа их со скидкой.
Таким образом, денежная политика
Японии построена на беспроцентных
кратковременных кредитах и операциях
на открытом рынке. Купля-продажа ценных
бумаг является простым и эффективным
методом в регулировании
Япония развивается достаточно быстро и играет важную роль на мировых рынка. Но нельзя не сказать о современных условиях в Японии. Ключевую роль играет землетрясение в Японии.
[11]
Японский фондовый рынок рухнул более чем на 6% по итогам торговой сессии, можно отнести к локальному эффекту (потери японских компаний, вынужденных приостанавливать работу, весьма существенны). Но увеличение японским Центральным Банком программы выкупа активов (на 5 трлн. иен) ужу нельзя назвать локальным - ведь иена относится к числу основных мировых резервных валют и весьма активно участвует (в качестве валюты фондирования) в операциях внешней торговли.
[14]
2.2 Проведение денежной политики в России: современное состояние денежной политики, проблемы, тенденции перспективы
Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.
[8, c. 111]
В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах".
Задачи, поставленные в Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
о бюджетной политике в 2011-2013 годах,
направлены на решение проблем повышения
эффективности и
Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:
1) использование бюджета в
2) разработка и внедрение
3) обеспечение долгосрочной
4) повышение качества
5) повышение доступности и
6) реализация Программы
[12]
Динамика основных параметров бюджетной
системы Российской Федерации на
2011 год и плановый период 2012 и 2013
годов характеризуется
Информация о работе Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства