Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Общая цель работы – изучить особенности проведения макроэкономического равновесия и денежной политики Республики Беларусь на современном этапе.
В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание макроэкономического равновесия и денежной политики, показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства, охарактеризовать тенденции налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики, обозначить недостатки финансовой политики РБ, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Денежная политика и макроэкономическое равновесие:
сущность, инструменты, подходы………………………………………… 4
1.1. Цели и сущность денежной политики………………………………...4
1.2. Виды денежной политики и механизм её реализации………………6
1.3. Сущность макроэкономического равновесия……………………….13
2. Макроэкономическое равновесие и денежная политика в
зарубежных странах: опыт и перспективы………………………………15
2.1. Современная денежная политика Японии…………………………..15
2.2. Проведение денежной политики в России: современное
состояние денежной политики, проблемы, тенденции, перспективы….17
3. Денежная политика в Республике Беларусь: состояние,
проблемы, перспективы…………………………………………………...21
3.1. Современное состояние Бюджетной системы Республики
Беларусь, проблемы ее реформирования………………………………...21
3.2. Пути совершенствования финансовой политики
Республики Беларусь…………………………………………………........26
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………..33

Работа содержит 1 файл

курсовая готовый вариант.docx

— 75.81 Кб (Скачать)

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального  объема ВНП по сравнению с его  потенциальным уровнем и применяется  правительством в период подъема  или бума с целью избегания  кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов. Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Теперь, рассмотрев какие  виды финансовой политики применяет  правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия  финансовой политики на хозяйство страны.

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которая  формируется на основе изучения  требований экономических законов,  всестороннего анализа перспектив  совершенствования производства  и состояния потребностей населения.

2. Определение основных  направлений использования финансов  на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии  и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных  целей учитывают возможности  роста и падения финансовых  ресурсов, а также внешние и  внутренние политико-экономические  факторы.

3. Собственно осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей [2, c. 300].

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику  начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой  механизм верен только частично, так  как не учитывает все возможности  финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики: а) дискреционная  политика или политика, проводимая непосредственно правительством; б) недискриционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится  к первому ее типу. Для второго  же он будет абсолютно неверен, что  объясняется особенностями последнего.

Под недискриционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной  стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства  каких-либо управляющих органов.

Рассмотрим следующую  ситуацию. Для ослабления производственного  бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части  государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых  достигается при помощи регулирования  налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.

Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще  принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих  субъектов неизменно приведет к  снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно  функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему  страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

1. Социальные выплаты,  включая пособия по безработице.  Налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.

Другие типы пособий —  такие, как благотворительные выплаты  вне рамок системы социального  страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся  к стабилизирующему типу.

2. Актуальные для развитых  капиталистических стран программы  помощи фермерам: когда платежеспособный  спрос сокращается и цены на  сельскохозяйственные продукты  падают, федеральное правительство  субсидирует фермеров, поглощая  излишки продукции, когда же  надвигается инфляция и цены  растут, государство выбрасывает  на рынок закупленную ранее  продукцию, поглощая излишние  денежные средства, что ослабляет  любую тенденцию в экономике. 

3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью  создания иллюзии стабильного  дохода корпорации, акционерные  общества другие подобные юридические  лица сохраняют прежний уровень  выплачиваемых дивидендов, даже  если их доходы меняются в  течение короткого отрезка времени.  Это ведет к ослаблению спроса  на товары и услуги, который  иначе был бы предъявлен вкладчиками,  получившими, например повышенные  прибыли с их ценных бумаг.  В другом случае наблюдался  бы обратный эффект, который также  привел бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности  к потреблению. Так, индивид,  стремясь поддержать привычный  жизненный уровень, медленно приспосабливается  к повышению своего дохода [2, c. 216].

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы  к стабилизации, без целенаправленного  воздействия правительства на экономическую  ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому  есть две причины:

1) Саморегулирования недостаточно  при сильном изменении экономической  ситуации, так как, продолжая изымать  часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора.

2) Политические и другие  внеэкономические соображения, препятствующие  пассивным действиям правительства [3, c. 200].

Таким образом, регулирование  экономики нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики, несмотря на возражения экономистов  проповедующих невмешательство  в экономику, представляется необходимым.

Под дискреционной политикой  понимается сознательное манипулирование  налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной  финансовой политики являются: общественные работы и другие программы, связанные  с расходами; социальные программы; правительственные закупки; государственные  инвестиции; изменение расходов трансфертного  или перераспределительного типа; управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти  два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) Политика в области  государственных расходов.

2) Фискальная политика.

Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами.

Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике  угрожала депрессия и как ее следствие  — безработица. Такие программы  имели своей целью увеличить  занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные примеры: в  послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог  и автомобильных магистралей, что  не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных  расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в  мире дорожной системой.

Однако теперь произошел  отход от политики общественных работ, что объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что  экономика вступила в стадию спада  только после того, как последний  уже поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли  цены на нефть только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала  проводится лишь через несколько  месяцев после начала спада, когда  снижение деловой активности было заметно  уже невооруженным глазом.

Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные  органы начинают вырабатывать общественные программы, но к тому времени, когда  они будут представлены и начнут реализовываться потребность в  них уже исчезнет, ибо время  депрессии станет подходить к  концу.

В общей сложности следует  отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики.

Вторым инструментом дискреционной  финансовой политики являются государственные  программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем  достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно  повышает ассигнования на социальные нужды.

Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей  стабилизации является факт политического  порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда  положение снова улучшится.

Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, — правительственные  закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как  и рост частных расходов, стимулирует  развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается следующим макроэкономическим законом: S + M = C + I n + X n + G, то есть сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или I n приведет к смещению кривой C + I n + X n + G вверх относительно графика сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП [3, c. 260].

Наконец перейдем к фискальной политике как второму элементу политики финансовой. Сущность ее заключается  в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве  налогов и других платежей, а также  форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения  весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имуществом юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами.

Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие  функции государственного управления налогообложением:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов, то есть  прямая функция налогов;

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных групп  с целью сглаживания неравенства  между ними, недопущения резкого  расслоения общества (социальная функция);

3. Государственное антициклическое  и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование  экономики (собственно регулирующая  функция) [3, c. 276].

Анализируя налоги как  средство государственного управления деловой активностью, важно остановиться на регулирующих их функциях: установление и изменение системы налогообложения; определение налоговых ставок, их дифференциация; предоставление налоговых льгот; освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.

Избрав либеральную или  протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров  либо встречные уступки, либо ужесточение  условий национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных  налогов, повышение которых ведет  к удорожанию импорта, а вслед  за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции  на внутреннем рынке, замедление роста  цен, активизацию внешней торговли.

Однако дискреционная  фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд  своих недостатков.

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все  элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим  весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную белорусскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики.

 

 

1.3  Сущность макроэкономического равновесия

 

 

Различаются общее и частное  макроэкономическое равновесие. Общее  равновесие означает такое состояние  экономики в целом, когда имеет  место соответствие (согласованное  развитие) всех сфер экономической  системы с учетом интересов общества и его членов, то есть совокупной соразмерности и пропорциональности между важнейшими параметрами формирования макроэкономики: факторами экономического роста и их использованием; производством и потреблением, потреблением и накоплением, спросом на товары и услуги и их предложением; материально-вещественными и финансовыми потоками и другие [3, c. 54].

Информация о работе Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства