Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Общая цель работы – изучить особенности проведения макроэкономического равновесия и денежной политики Республики Беларусь на современном этапе.
В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание макроэкономического равновесия и денежной политики, показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства, охарактеризовать тенденции налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики, обозначить недостатки финансовой политики РБ, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Денежная политика и макроэкономическое равновесие:
сущность, инструменты, подходы………………………………………… 4
1.1. Цели и сущность денежной политики………………………………...4
1.2. Виды денежной политики и механизм её реализации………………6
1.3. Сущность макроэкономического равновесия……………………….13
2. Макроэкономическое равновесие и денежная политика в
зарубежных странах: опыт и перспективы………………………………15
2.1. Современная денежная политика Японии…………………………..15
2.2. Проведение денежной политики в России: современное
состояние денежной политики, проблемы, тенденции, перспективы….17
3. Денежная политика в Республике Беларусь: состояние,
проблемы, перспективы…………………………………………………...21
3.1. Современное состояние Бюджетной системы Республики
Беларусь, проблемы ее реформирования………………………………...21
3.2. Пути совершенствования финансовой политики
Республики Беларусь…………………………………………………........26
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………..33

Работа содержит 1 файл

курсовая готовый вариант.docx

— 75.81 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………. 3

1. Денежная политика и макроэкономическое равновесие:

сущность, инструменты, подходы………………………………………… 4

1.1. Цели и сущность денежной политики………………………………...4

1.2. Виды денежной политики  и механизм её реализации………………6

1.3. Сущность макроэкономического равновесия……………………….13

2. Макроэкономическое равновесие и денежная политика в

зарубежных странах: опыт и перспективы………………………………15

2.1. Современная денежная политика Японии…………………………..15

2.2. Проведение денежной политики в России: современное

состояние денежной политики, проблемы, тенденции, перспективы….17

3. Денежная политика в Республике Беларусь: состояние,

проблемы, перспективы…………………………………………………...21

3.1. Современное состояние Бюджетной системы Республики 

Беларусь, проблемы ее реформирования………………………………...21

3.2. Пути совершенствования финансовой политики

Республики Беларусь…………………………………………………........26

Заключение…………………………………………………………………31

Список использованной литературы……………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях Республики Беларусь. Достижение макроэкономического  равновесия через денежную политику государства является актуальным вопросам страны. Большой интерес представляет изучение деятельности государства  в области управления финансами  в разрезе общей экономической  политики.

Актуальность данного  вопроса заключается в том, что  денежная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать развитие предпринимательства,  создавать условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества.

Денежная  политика способствует концентрации средств  в соответствующих фондах и направлению  их на развитие отдельных отраслей экономики и территорий, на развитие непроизводственной сферы, а также  на решение социальных вопросов.

Общая цель работы – изучить особенности проведения макроэкономического равновесия и денежной политики Республики Беларусь на современном этапе. В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание макроэкономического равновесия и денежной политики, показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства, охарактеризовать тенденции налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики, обозначить недостатки финансовой политики РБ, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.

В ходе работы применяется метод теоретического анализа мнений различных специалистов по вопросу реализации и реформирования финансовой политики Республики Беларусь.

При написании курсовой работы применялись работы российских и  белорусских специалистов в области  внутренней и внешней экономики. Также использовались электронные  ресурсы с целью получения  информации об экономическом положении  Республики Беларусь и других зарубежных стран, экономический опыт которых  рассматривался в данной работе.

 

1 ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: СУЩНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПОДХОДЫ

 

 

1.1 Цели и сущность денежной политики


 

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового  регулирования экономики переходного  периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого  вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения денежной политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики [1, с. 54 ].

Более структурированным  выглядит определение данного вопроса  у марксистов, видящих под финансовой политики в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность  воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и  производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. При этом подчеркивается, что  в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазного государства [1, с. 66 ].

Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также  нет полной четкости, так как сфера  действия фискальной политики практически  совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя  собой, совокупность государственных  мер по регулированию и распределению  финансовых ресурсов. Совпадение понятий  объясняется тем, что распределение  подразумевает управление по доходам  и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).

Большой вклад в понимание  сущности финансовой политики сделали  работы отечественных экономистов.

Профессор В. В. Лавров, раскрывая  суть финансовой политики, отмечал  ее связь с учетом и контролем  за производством, количеством труда  и распределением продуктов. Эти  вопросы были базовыми для определения  очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации  внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась  тогда как одна из основных в области  государственного регулирования экономики  и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических  преобразований.

Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении  производства, отмечает что эта политика призвана создать правильное сочетание  централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Он исходит  из неразрывности финансов и кредита  в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную  политику с условиями реального  финансово-экономического положения  страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной  системы, новыми подходами к решению  проблем реформирования экономики [2, c. 121].

Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М. К.Шереметьев в своей работе “Финансы СССР”. Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны.

Итак, советские экономисты определяли финансовую политику прежде всего как политику использования  финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических  законов товарного производства, концентрированного выражения через  финансы системы денежных отношений  в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения  через формирование и использование  фондов финансовых ресурсов в интересах  создания условий для увеличения натуральной и денежной базы народного  хозяйства.

Действительно, такие определения  финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно  отнести следующие:

1) Повышение объема и  эффективности использования финансовых  ресурсов. Последнее очень важно  для проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание  денежного обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости  рубля.

3) Достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение  благосостояния народа, но и в  новом подходе к главной цели  экономической политики. Уровень  жизни выступает теперь величиной,  определяющей развитие производства, направление и структуру использования  финансовых ресурсов [2, c. 203].

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

 Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным  определить финансовую политику  как государственное регулирование  финансовых ресурсов с целью  повышения уровня жизни граждан.

 

 

1.2  Виды денежной политики  и механизм её реализации

 

 

Потребность в разработке и систематическом проведении денежной политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933гг., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста.

 С 70-х же годов,  включая также современную финансовой  политику, приоритетным направлением  стала борьба с инфляцией в  совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости,  стимулированием экономического  роста, выравниванием платежного  баланса и другими [2, c. 254].

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие  экономисты разделяют последнюю  на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой  экономического роста понимают систему  финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального  продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: рост государственных расходов, снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее  время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться  в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство  использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска  продукции на его типичном для  рассматриваемой страны уровне и  поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно  считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между  данными понятиями существуют серьезные  различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его  потенциальному уровню, в то время  как стабилизационная политика таких  целей преследовать не имеет права [2, c. 260].

Информация о работе Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства