Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;
- проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;
- предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста…………..6
1.1. Сущность научно-технического прогресса, его влияние на
экономическое развитие. Научно-технический прогресс в модели
экономического роста Р. Солоу………………………………………………….6
1.2. Основные показателей научно-инновационного потенциала
Республики Беларусь и анализ факторов, его определяющих………………….15
1.3. Основные направления совершенствования государственной политики
в области научно-инновационного развития в Республике Беларусь………….22
2. Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования
национальной экономики с использованием модели IS-LM…………………...29
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

КУРСС МАКРО НТП.docx

— 183.93 Кб (Скачать)

     Расчет  и анализ проведем для 5 периодов, в  каждом из которых номинальное предложение  денег MS на 20% меньше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимается на уровне базового периода.

     На  основании данных таблицы 2.9 построим рисунок 2.7 (Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM). 

     

     Рисунок 2.7 – Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM 

     Проанализируем  сдерживающую и стимулирующую монетарную политику. Как видно из расчетов, увеличение номинального предложения  денег MS на 20%, (то есть проведение стимулирующей монетарной политика) приводит к росту национального дохода. Снижение номинального предложения денег MS на 20%, напротив, уменьшает национальный доход. Таким образом, можно сделать вывод, что стимулирующая монетарная политика более эффективна.

     Для повышения конечной результативности регулирования национальной экономики  целесообразно сочетать мероприятия  фискальной и монетарной политики: расширение государственных закупок  на рынке благ согласовывать с  мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с ростом налогообложения  или сокращением государственных  расходов.

     Для анализа комбинированной политики построим таблицу 2.10. 
 
 

     Таблица 2.10 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен

     
Период Процентная  ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные  расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные  расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный  доход Y, млрд. руб. Уровень цен  Р
1 9,61 1149 345 208 1663 345 558,9 558,9 1663 2,23
2 9,59 1149 294,6 270,4 1714 294,6 609,7 609,7 1714 2,46
3 9,64 1147 279,48 351,52 1778 279,48 665,1 665,1 1778 2,70
4 9,79 1143 257 457 1857 257 725,6 725,6 1857 2,97
5 10,06 1135 227,9 594,1 1957 227,9 791,6 791,6 1957 3,27
 

     Расчет  и анализ произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные  расходы и налоги на 30% больше, чем  в предыдущем, номинальное предложение  денег на 20% больше, чем в предыдущем, а уровень цен на 10% выше, чем  в предыдущем.

     На  основании данных таблицу 2.10 построим график «Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM». На рисунке 2.8 построены графики функций IS и LM для нулевого и пятого анализируемого периодов.

     

     Рисунок 2.8 – Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM 

     Можно сделать вывод, что комбинированная  экономическая политика эффективна, так как она приводит к увеличению национального дохода.

     Если  сравнить все три разновидности стабилизационной политики государства, то наиболее эффективна стимулирующая фискальная политика, так как в это случае рост национального дохода достигает максимальной величины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     В заключение работы сделаем следующие  выводы.

     Научный и научно-технический потенциал  является частью системного экономического потенциала и поэтому находится в определённом пропорциональном соотношении с производственным потенциалом национальной экономики. Данное соотношение находится в зависимости от согласованности по количественным и качественным параметрам 2-х важнейших фаз в общественном воспроизводстве – предпроизводственной и производственной.

     Научный и научно-технический потенциал  является относительно самостоятельным  образованием в экономическом потенциале страны, так как он развивается с учетом спроса и мировых рынков на результаты научной и научно-технической деятельности.

     Сегодня белорусская наука выдвигает  крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование  полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без  наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

     Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в  Послании белорусскому народу и Национальному  собранию Республики Беларусь. Глава  государства отметил необходимость  внедрения эффективной формы  организации исследований на базе создаваемых  научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной  целью преобразований является создание системы институтов, необходимых  для дальнейшего развития рыночной экономики.

     В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной  экономики - экономики, основанной на знаниях. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

     Ключевым  моментом стимулирования инновационной  деятельности и выпуска наукоемкой продукции белорусскими предприятиями  является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет получить доходы от инвестиций в НИОКР и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что успешную деятельность в сфере наукоемкого  бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи права на пользование  и распоряжение собственностью, в  первую очередь интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в том случае, когда компания имеет портфель прав в виде патентов, ноу-хау и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в  состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных  и западных высокотехнологичных  компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся  в том, что для отечественных  предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости  нематериальных активов, в то время  как для западной высокотехнологичной  компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции  и управления ими, и только после  этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.

     Благодаря инвестициям в науку и инновации  возможно существенное улучшение экономических  показателей организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности  производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.

     Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов населения обусловят  благоприятные социально-экономические  последствия, укрепление экономической  безопасности страны, а также будут  выступать факторами улучшения  предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований (характерных для начальных стадий жизненного цикла инновации, отличающихся высокими рисками вложений) к широкому привлечению средств нерезидентов, развитию банковского кредитования при реализации инвестиционных инновационных  проектов.

 

      Список использованных источников

 
  1. Войтов  И.В. Итоги выполнения государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь в 2008 году / И.В. Войтов // Новости науки и технологий. – 2009. - №1. – С.2-7.
  2. Герасименко А. Чем меньше проектов / А. Герасименко // НЭГ. – 2009. - №46. – С.4.
  3. Горегляд В.П. Инновационный путь развития для новой России / В.П. Горегляд. – М.: Юнити, 2008. – 374 с.
  4. Давыденко Е. Технологический баланс как индикатор инновационного развития национальной экономики / Е. Давыденко // Банковский вестник. – 2009. - №3. – С.21-25.
  5. Давыдова Н. Инвестиционно-финансовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь / Н. Давыдова // Банковский вестник. – 2008. - №12. – С.31-37.
  6. Драгун В.С. Промышленный потенциал и инновационная активность предприятий Республики Беларусь / В.С. Драгун // Новости науки и технологий. – 2009. - №2. – С.24-28.
  7. Елисеева О. Инновации – в Парк / О. Елисеева // НЭГ. – 2009. – №59. – С.4.
  8. Колотухин В.А. Коммерциализация инноваций как фактор экономического роста / В.А. Колотухин // Вестник ГрГУ. – 2008. - №2. – С.9-13.
  9. Лобода В.А. Средства продвижения научно-технической продукции / В.А. Лобода // Новости науки и технологий. – 2008. - №3. – С.27-33.
  10. Матюшков В.Е. О работе ГКНТ РБ в 2009 году и задачах на 2010 год / В.Е. Матюшков // Новости науки и технологий. – 2009. - №1. – С.7-15.
  11. Нечепуренко Ю. Дорожная карта инновационного пути / Ю. Нечепоренко // Белорусы и рынок. – 2008. - №23. – С.21.
  12. Рутко Д.Ф. Международные экономические отношения / Д.Ф. Рутко. – Минск: АУП, 2006. – 171 с.
  13. Семашко В.И. Инновационное развитие Республики Беларусь: состояние и перспективы / В.И. Семашко // Гуманитарно-экономический вестник. – 2008. - №1. – С.17-20.
  14. Сидорский С. Формировать экономику знаний / С. Сидорский // Экономика Беларуси. – 2008. - №1. – С.5-13.
  15. Фоломьев А.Н. Научный и научно-технический потенциал: содержание и способы оценки / А.Н. Фоломьев // Вопросы экономики. – 2007. - №2. – С.44-49.
  16. Шмыгова Л.И. Научная кооперация как элемент эффективной среды для трансфера технологий / Л.И. Шмыгова // Новости науки и технологий. – 2008. - №3. – С.38-44.

Размещено на Allbest.ru 
 
 

Информация о работе Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM