Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;
- проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;
- предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста…………..6
1.1. Сущность научно-технического прогресса, его влияние на
экономическое развитие. Научно-технический прогресс в модели
экономического роста Р. Солоу………………………………………………….6
1.2. Основные показателей научно-инновационного потенциала
Республики Беларусь и анализ факторов, его определяющих………………….15
1.3. Основные направления совершенствования государственной политики
в области научно-инновационного развития в Республике Беларусь………….22
2. Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования
национальной экономики с использованием модели IS-LM…………………...29
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

КУРСС МАКРО НТП.docx

— 183.93 Кб (Скачать)

     в) формирование развитого рынка знаний и инноваций на основе института  интеллектуальной собственности;

     г) стимулирование инновационной деятельности не только крупных национальных компаний, но и средних и мелких фирм [4, c. 24].

     Для этого необходима либерализация  деловой среды, способствующей созданию инновационных продуктов на отечественных  предприятиях и продвижению их на рынок. Привлечение иностранных  инвестиций в наукоемкий и высокотехнологичный  сектор экономики потребует снизить  налоговую нагрузку в научно-инновационной  сфере; предоставлять государственные  субсидии на НИОКР; использовать налоговые  кредиты, амортизационные скидки на НИОКР; создать в стране венчурные  фонды и пригласить зарубежных венчурных  инвесторов для обучения данному  виду деятельности отечественное бизнес-сообщество; субсидировать подготовку и увеличение мобильности научно-технических  кадров;

     д) развитие инфраструктуры инновационной  деятельности, а именно организаций  по прикладным исследованиям, технологических  и научных парков различного профиля, бизнес-инкубаторов, предоставляющих  наиболее благоприятные условия  для развития молодых высокотехнологичных  компаний. Технологические и научные  парки целесообразно создавать  в форме акционерных компаний, акции которых будут размещаться  на национальной фондовой бирже. Акциями  могут владеть все заинтересованные в развитии данного технопарка стороны (частные компании и государственные  организации, частные лица и сотрудники);

     е) привлечение в технологические  и научные парки крупных мировых  инновационных компаний, чья деятельность соответствует ведущим технологическим  направлениям белорусской науки;

     ж) создание системы распространения  знаний, так называемых центров знаний, которые, с одной стороны, будут  опираться на вузовские научные  школы, с другой — на уже созданные  в регионах технологические и  научные парки. При этом основной упор делается на развитие прикладных исследований в наиболее конкурентоспособных  отраслях промышленности и организацию  диалога между всеми заинтересованными  в развитии данного региона сторонами. Благодаря научно-исследовательскому кооперированию между государственным, университетским и предпринимательским  секторами предприятия смогут объединить технологические ресурсы, ускорить процесс разработки новой продукции, снизить стоимость технологии, расширить  деятельность и осуществить мониторинг новых направлений. Особое внимание следует уделять доведению инновационного продукта до потребителя, т.е. работать над упаковкой, рекламой и продвижением его на рынок;

     з) совместное участие государства, предприятий  и исследовательских организаций  в определении перспективных  направлений создания конкурентоспособных  инноваций в будущем. Предвидение  определяет государственные приоритеты в научно-технических программах, подготовке кадров, методах государственного регулирования [4, c. 24];

     и) стимулирование создания специализированных сетей знаний, технологических кластеров, предусматривающих развитие взаимосвязей между различными отраслями. Кластеры будут играть ключевую роль в привлечении  иностранного капитала, создающего новые  технологические знания, повышении  заинтересованности инвесторов в финансировании инноваций, получении выгод от международной  мобильности квалифицированных  кадров;

     к) кооперирование в НИОКР с компаниями-конкурентами, особенно в тех секторах, где необходима стандартизация продукта.

     Ключевым  моментом стимулирования инновационной  деятельности и выпуска наукоемкой продукции белорусскими предприятиями  является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет получить доходы от инвестиций в НИОКР и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что успешную деятельность в сфере наукоемкого  бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи права на пользование  и распоряжение собственностью, в  первую очередь интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в том случае, когда компания имеет портфель прав в виде патентов, ноу-хау и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в  состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных  и западных высокотехнологичных  компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся  в том, что для отечественных  предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости  нематериальных активов, в то время  как для западной высокотехнологичной  компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции  и управления ими, и только после  этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.

     Благодаря инвестициям в науку и инновации  возможно существенное улучшение экономических  показателей организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности  производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках [4, c. 25].

     Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов населения обусловят  благоприятные социально-экономические  последствия, укрепление экономической  безопасности страны, а также будут  выступать факторами улучшения  предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований (характерных для начальных стадий жизненного цикла инновации, отличающихся высокими рисками вложений) к широкому привлечению средств нерезидентов, развитию банковского кредитования при реализации инвестиционных инновационных  проектов [5, c. 36].

     Во внедрении новых технологий субъектам хозяйствования по-прежнему недостает заинтересованности. В итоге годами выпускается устаревшая продукция, а НИИ в связи с отсутствием спроса нередко сворачивают свои научно-исследовательские работы.

     Между тем использование инновационного потенциала субъектов малого предпринимательства  может существенно поднять эффективность  внедрения в промышленность результатов фундаментальных и прикладных исследований. Сегодня инновационные малые предприятия работают в сфере информационных продуктов, здравоохранения, систем безопасности, строительных материалов, пищевых продуктов и добавок, экологии (приборы контроля и энергосбережения). Согласно статистике, пока в отрасли «наука и научное обслуживание» работает только порядка 1,1% малых предприятий от их общего количества.

     Разработчики  высоких технологий нуждаются не только в активном спросе на инновации. От получения заказа до реального экономического эффекта на вложенные ресурсы проходит год и более. Следовательно, требуется привлечение бюджетных инвестиций (если это государственный заказ) или предприятий-инвесторов. Но с этим всегда проблемы. В итоге для ведения инициативных работ, крайне необходимых при создании новой продукции, они вынуждены искать пути повышения финансовой устойчивости за счет непрофильной деятельности [7, c. 4].

     Стоит в полной мере использовать возможности Парка высоких технологий. ПВТ сегодня имеет следующие направления деятельности: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

     Как видим, все малые инновационные  предприятия, не связанные с информационными технологиями, вынуждены согласовывать в высших инстанциях возможность работать в данном Парке на льготных условиях. Сейчас это сдерживающий фактор привлечения малого бизнеса в инновационную сферу. Устранить его можно было бы, дополнив направления деятельности ПВТ таким, как «разработка и внедрение инноваций, приоритетных для республики и региона», это имело бы массу положительных последствий — дополнительный выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, новые рабочие места, реальное снижение «утечки умов» и др.

     В настоящее время Госкомитетом по науке и технологиям завершена работа над проектом закона «Об инновационной деятельности». Его принятие предусмотрено Государственной программой инновационного развития на 2007-2010 гг. Законопроект содержит важный стимул для инновационной деятельности. Он регламентирует финансовые отношения между разработчиком и юридическим лицом, внедрившим научно-техническую продукцию и получающим благодаря этому прибыль.

     Для усиления стимулирования следовало  бы образовать местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производственных и инновационных предприятий. Его можно создать, реорганизовав существующие фонды (поддержки экспорта, «Энергосбережение», инновационный, развития строительной науки), которые во многом повторяют друг друга.

     Статус  местного бюджетного фонда позволит более экономно расходовать финансовые ресурсы — местные органы управления лучше других знают проблемы предприятий, находящихся в регионе. Следовательно, их дифференциация по поводу выделения средств на возвратной основе из реорганизованного фонда будет проводиться более планомерно и эффективно.

     Если  учесть, что приход иностранного капитала, как правило, сопровождается привлечением новых технологий, то масштабное разгосударствление реального сектора страны может оказаться одним из основных факторов перехода национальной экономики на инновационный путь развития. Или же снова придется рассчитывать на бюджетные деньги.

     В качестве стратегических задач в  сфере науки и инновационного развития на Первом съезде ученых Республики Беларусь определены:

     – создание эффективной системы научного обеспечения инновационной деятельности, направленной на дальнейшее укрепление экономики Беларуси и повышение  качества жизни белорусского народа;

     – достижение качественно нового технологического уклада во всех отраслях экономики  с использованием новейших достижений науки, расширение экспорта наукоемкой продукции;

     – создание благоприятного инвестиционного  климата и системы экономического стимулирования в сфере научной  и инновационной деятельности, значительное увеличение финансирования сферы науки  и научного обслуживания, доведение  в перспективе наукоемкости ВВП  до 3 %.

     Правительство занимает четкую и ясную позицию: наука была, есть и будет той  основой, благодаря которой можно  обеспечить устойчивое инновационное  социально-экономическое развитие нашей страны, рост благосостояния и качества жизни всех социальных групп населения Беларуси. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Комплексное практическое  задание 

     2.1. Макроэкономический анализ и  прогноз функционирования национальной  экономики с использованием модели IS-LM.  

     В кейнсинской модели условие достижения совместного равновесия на рынке  благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения  указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен  предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.

     Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составляется следующая таблица:

     Таблица 2.1 - Формирование параметров равновесия на товарном рынке

                                                                                                      Млрд. руб.

     
Процентная  ставка, r Потребительские расходы, C Инвестиционные  расходы, I Государственные расходы, G Совокупные  расходы, E Национальный  доход, Y Сбережения, S
     3      1850      415      160      2425      2425      415
     6      1700      370      160      2230      2230      370
     9      1594      325      160      2034      2034      325
     12      1398      280      160      1838      1838      280
     15      1248      235      160      1643      1643      235
     18      1097      190      160      1447      1447      190
     21      946      145      160      1251      1251      145
     24      796      100      160      1056      1056      100
     27      645      55      160      860      860      55
     30      494      10      160      664      664      10

Информация о работе Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM