Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;
- проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;
- предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста…………..6
1.1. Сущность научно-технического прогресса, его влияние на
экономическое развитие. Научно-технический прогресс в модели
экономического роста Р. Солоу………………………………………………….6
1.2. Основные показателей научно-инновационного потенциала
Республики Беларусь и анализ факторов, его определяющих………………….15
1.3. Основные направления совершенствования государственной политики
в области научно-инновационного развития в Республике Беларусь………….22
2. Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования
национальной экономики с использованием модели IS-LM…………………...29
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

КУРСС МАКРО НТП.docx

— 183.93 Кб (Скачать)

     - развивать инновационное предпринимательство;

     - развивать финансовую инфраструктуру;

     - создать мотивационный механизм  инновационной деятельности;

     - развивать институты использования  и защиты прав интеллектуальной  собственности;

     - готовить кадры для инновационной  деятельности;

     - обеспечить государственное управление  и взаимодействие элементов НИС  [11, c. 21].

Для реализации указанных направлений в Государственной  программе разработан Комплекс мероприятий  с указанием исполнителей, сроков, механизмов реализации, правового и  финансового обеспечения.

     Сегодня можно уже подвести некоторые  предварительные итоги двухлетнего  этапа (2009–2010 гг.) реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (ГПИР). В целом за 2009–2010 гг. введено в эксплуатацию 437 производств, что составляет 46% от плана. Если 2009 год был годом становления ГПИР, то в 2010 г. в процесс реализации проектов инновационного развития включились все 36 государственных заказчиков. В 2010 г. предусматривалось создание производств по 236 проектам. Этот показатель удалось превысить, и по итогам работы за год введено в эксплуатацию 242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших производств — 41, производств на действующих предприятиях — 87. На проектную мощность за 12 месяцев 2010 г. выведены 153 производства при плане 157.

     Объем произведенной инновационной продукции  в 2010 г. составил около 3,5 трлн. руб., в том числе по важнейшим инновационным проектам в период выполнения этапов от ввода в эксплуатацию до выхода на проектную мощность — 1856 млрд. руб., произведено 286 наименований инновационной продукции; при освоении и выпуске новой продукции, технологий, изделий по заданиям государственных научно-технических программ (ГНТП) — 1633,5 млрд. руб.[1, c. 2].

     План  по инвестициям в создание производств  выполнен большинством государственных  заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных  проектов обеспечено Министерством  архитектуры и строительства  только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам — на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования — 20%, доля местных бюджетов составляет 5%.

     В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем  объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2010 г. 48,0% (табл. 1.2).

     Таблица 1.2 – Освоение инвестиционных средств государственными заказчиками в 2010 г. и выполнение прогнозных показателей

Наименование  заказчика Доля новой  продукции, % Доля сертифицированной  продукции, %
Министерство  архитектуры и строительства 16,1 75,0
Министерство  промышленности 34,3 75,9
Концерн «Белнефтехим» 17,1 88,5
Министерство  сельского хозяйства и продовольствия 9,3 73,7
Министерство  транспорта и коммуникаций 11,6 45,3
Министерство  связи и информатизации 24,2 20,3
Минский горисполком 8,7 62,5
Могилевский облисполком 11,7 80,8
Концерн «Беллесбумпром» 11 70,2
Брестский облисполком 4,5 81,1
Гомельский  облисполком 1,7 73,3
Минский облисполком 4,7 68,5
Гродненский облисполком 29,8 73,3
Витебский облисполком 4 80,3
Концерн «Белгоспищепром» 5,9 96,5
 

     Наиболее  напряженные планы по созданию и  внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали  Министерство промышленности — 26 проектов, Витебский облисполком — 21 проект, Министерство транспорта и коммуникаций — 15 проектов, Могилевский облисполком — 14 проектов, Минский горисполком — 12 проектов, Минский и Брестский облисполком — 11 проектов, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, концерн «Белнефтехим», Гомельский облисполком — по 10 проектов. С этапом «выход на проектную мощность» наиболее напряженные проекты были успешно реализованы Министерством промышленности — на 25 производствах, Министерством здравоохранения — на 22 производствах, Минским горисполкомом и Минским облисполкомом — на 10 производствах [1, c. 4].

     В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем  объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2010 г. 48,0%. В настоящее время инновационной деятельностью охвачены все отрасли промышленности республики, а показатель числа инновационно активных предприятий достаточно устойчив (табл. 1.3).

     Таблица 1.3 – Основные показатели инновационной деятельности промышленности

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010
Число инновационно активных промышленных предприятий 325 314 292 318 378
Уровень инновационной активности, % 13,9 13,6 13,0 14,1 16,3
Затраты на технологические инновации, млрд. руб. 910,5 1060,9 1825,2 2362,1 2568,2
Объем отгруженной инновационной продукции, млрд. руб. 1733,0 2586,6 4350,1 7003,6 8206,1
 

     С 2006 по 2010 гг. наблюдается процесс постепенного выравнивания и по регионам. Несмотря на то что их наибольшая доля по-прежнему сосредоточена в г. Минске (21,3%), в Могилевской области этот показатель вырос почти вдвое (с 6,5% в 2006 г. до 10% в 2010 г.). Согласно анализу статистических данных инновационная деятельность наиболее интенсивно ведется в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка (здесь сконцентрировано 43,9% всего числа предприятий промышленности, осуществляющих инновационную деятельность), пищевая промышленность (около 18,8%), легкая промышленность (10,1%), промышленность стройматериалов (6,6%), химическая и нефтехимическая промышленности (5,3%), а также лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная промышленность (4,2%) [6, c. 26].

     Следует особо отметить, что деятельность инновационно активных предприятий  затрагивает практически все  сферы экономики. В 2010 г. основными направлениями приложения их усилий стало выполнение исследований и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (41,2%); 30,4% — осуществляли производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов и внедрения новых услуг; 16,7% — проводили маркетинговые исследования.

     О высокой конкурентоспособности  и востребованности производимой инновационной  продукции говорит повышение  уровня ее поставок на рынки за пределами  Республики Беларусь. Основными экспортерами инновационной продукции в 2010 г. были Гомельская и Минская области, а также г. Минск.

     В целом по республике 73% инновационной продукции идет на экспорт, при этом в общем объеме экспорта большая часть инновационной продукций (54%) направляется в страны дальнего зарубежья. Из 46% инновационной продукции, поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется в Россию [6, c. 27].

     Большая часть внутренних инвестиций (73%) инновационно активных предприятий (исходя из показателей 2010 г.) пришлась на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 7,8% — на новые технологии, 15% — на программные средства. Постепенно увеличивается доля инновационно активных предприятий, которые занимаются обучением и переподготовкой персонала, связанного с их работой: если в 2006 г. таких предприятий было 12%, то в 2010 г. их доля составила уже 15%.

     Динамика  объемов финансирования за счет средств  республиканского бюджета, предусмотренных  на научную, научно-техническую и  инновационную деятельность, начиная  с 2008 г. свидетельствует о проявлении негативной тенденции: несмотря на абсолютное увеличение расходов на науку к 2011 г. по сравнению с 2006 г. в 1,9 раз (при необходимом увеличении к 2010 г. в 2,5–3,0 раза), удельный вес расходов республиканского бюджета в процентах к ВВП снижается с 0,38% в 2006 г. до 0,33% в 2010 г.

     Наибольшее  увеличение по сравнению с 2009 г. имели расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования — на 20,5%; на НИОК(Т)Р, выполняемые по президентским, государственным народнохозяйственным и социальным, государственным научно-техническим программам, — на 15,5%; на научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности министерств, иных республиканских органов государственного управления, — 18,7% [10, c. 8].

     В 2010 г. наблюдался значительный рост расходов по статье «другие направления, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью». Они составили в 2010 г. 48,0 млрд. руб. (в 2009 г. — 3,5 млрд. руб.). Это связано с выделением значительных средств республиканского бюджета на модернизацию материально-технической базы научно-практических центров НАН Беларуси. 

     1.3. Основные направления совершенствования государственной политики в области научно-инновационного развития в Республике Беларусь. 

     Республика  Беларусь – одно из немногих государств на постсоветском пространстве, которое  не только сохранило, но и последовательно  наращивает образовательный, интеллектуальный и научно-технический потенциал  общества. Вместе с тем реализация стратегии инновационного развития страны, которую определил глава  государства, требует от научной  общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики  конкурентоспособных технологий, повышении  экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики, что позволит обеспечить более высокий уровень  жизни белорусского народа [14, c. 5].

     Основными направлениями государственного стимулирования инновационной деятельности белорусских  предприятий и повышения доли наукоемкой продукции в экспорте с учетом опыта стран с малой  экономикой Западной и Северной Европы являются:

     а) повышение уровня финансирования НИОКР  из государственных источников, средств  отечественных компаний и университетского сектора. Наукоемкость ВВП в Беларуси в 2004—2010 гг. составляла 0,6—0,7% (по методике ОЭСР) и 0,7—0,8% (по методике СНГ), в то же время в странах с малой экономикой Западной и Северной Европы в среднем она была на уровне 2,25%;

     б) осуществление финансовых вливаний в производство высокотехнологичных  товаров, а также средней и  низкой наукоемкости, по которым Республика Беларусь обладает выявленными сравнительными преимуществами, и сферу услуг;

Информация о работе Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM