Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;
- проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;
- предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста…………..6
1.1. Сущность научно-технического прогресса, его влияние на
экономическое развитие. Научно-технический прогресс в модели
экономического роста Р. Солоу………………………………………………….6
1.2. Основные показателей научно-инновационного потенциала
Республики Беларусь и анализ факторов, его определяющих………………….15
1.3. Основные направления совершенствования государственной политики
в области научно-инновационного развития в Республике Беларусь………….22
2. Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования
национальной экономики с использованием модели IS-LM…………………...29
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников……………
-
развивать инновационное
-
развивать финансовую
-
создать мотивационный
-
развивать институты
-
готовить кадры для
-
обеспечить государственное
Для реализации
указанных направлений в
Сегодня
можно уже подвести некоторые
предварительные итоги
Объем
произведенной инновационной
План по инвестициям в создание производств выполнен большинством государственных заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных проектов обеспечено Министерством архитектуры и строительства только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам — на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования — 20%, доля местных бюджетов составляет 5%.
В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2010 г. 48,0% (табл. 1.2).
Таблица 1.2 – Освоение инвестиционных средств государственными заказчиками в 2010 г. и выполнение прогнозных показателей
Наименование заказчика | Доля новой продукции, % | Доля сертифицированной продукции, % |
Министерство архитектуры и строительства | 16,1 | 75,0 |
Министерство промышленности | 34,3 | 75,9 |
Концерн «Белнефтехим» | 17,1 | 88,5 |
Министерство
сельского хозяйства и |
9,3 | 73,7 |
Министерство транспорта и коммуникаций | 11,6 | 45,3 |
Министерство связи и информатизации | 24,2 | 20,3 |
Минский горисполком | 8,7 | 62,5 |
Могилевский облисполком | 11,7 | 80,8 |
Концерн «Беллесбумпром» | 11 | 70,2 |
Брестский облисполком | 4,5 | 81,1 |
Гомельский облисполком | 1,7 | 73,3 |
Минский облисполком | 4,7 | 68,5 |
Гродненский облисполком | 29,8 | 73,3 |
Витебский облисполком | 4 | 80,3 |
Концерн «Белгоспищепром» | 5,9 | 96,5 |
Наиболее напряженные планы по созданию и внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали Министерство промышленности — 26 проектов, Витебский облисполком — 21 проект, Министерство транспорта и коммуникаций — 15 проектов, Могилевский облисполком — 14 проектов, Минский горисполком — 12 проектов, Минский и Брестский облисполком — 11 проектов, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, концерн «Белнефтехим», Гомельский облисполком — по 10 проектов. С этапом «выход на проектную мощность» наиболее напряженные проекты были успешно реализованы Министерством промышленности — на 25 производствах, Министерством здравоохранения — на 22 производствах, Минским горисполкомом и Минским облисполкомом — на 10 производствах [1, c. 4].
В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2010 г. 48,0%. В настоящее время инновационной деятельностью охвачены все отрасли промышленности республики, а показатель числа инновационно активных предприятий достаточно устойчив (табл. 1.3).
Таблица 1.3 – Основные показатели инновационной деятельности промышленности
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Число инновационно активных промышленных предприятий | 325 | 314 | 292 | 318 | 378 |
Уровень инновационной активности, % | 13,9 | 13,6 | 13,0 | 14,1 | 16,3 |
Затраты на технологические инновации, млрд. руб. | 910,5 | 1060,9 | 1825,2 | 2362,1 | 2568,2 |
Объем
отгруженной инновационной |
1733,0 | 2586,6 | 4350,1 | 7003,6 | 8206,1 |
С 2006 по 2010 гг. наблюдается процесс постепенного выравнивания и по регионам. Несмотря на то что их наибольшая доля по-прежнему сосредоточена в г. Минске (21,3%), в Могилевской области этот показатель вырос почти вдвое (с 6,5% в 2006 г. до 10% в 2010 г.). Согласно анализу статистических данных инновационная деятельность наиболее интенсивно ведется в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка (здесь сконцентрировано 43,9% всего числа предприятий промышленности, осуществляющих инновационную деятельность), пищевая промышленность (около 18,8%), легкая промышленность (10,1%), промышленность стройматериалов (6,6%), химическая и нефтехимическая промышленности (5,3%), а также лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная промышленность (4,2%) [6, c. 26].
Следует особо отметить, что деятельность инновационно активных предприятий затрагивает практически все сферы экономики. В 2010 г. основными направлениями приложения их усилий стало выполнение исследований и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (41,2%); 30,4% — осуществляли производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов и внедрения новых услуг; 16,7% — проводили маркетинговые исследования.
О высокой конкурентоспособности и востребованности производимой инновационной продукции говорит повышение уровня ее поставок на рынки за пределами Республики Беларусь. Основными экспортерами инновационной продукции в 2010 г. были Гомельская и Минская области, а также г. Минск.
В целом по республике 73% инновационной продукции идет на экспорт, при этом в общем объеме экспорта большая часть инновационной продукций (54%) направляется в страны дальнего зарубежья. Из 46% инновационной продукции, поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется в Россию [6, c. 27].
Большая часть внутренних инвестиций (73%) инновационно активных предприятий (исходя из показателей 2010 г.) пришлась на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 7,8% — на новые технологии, 15% — на программные средства. Постепенно увеличивается доля инновационно активных предприятий, которые занимаются обучением и переподготовкой персонала, связанного с их работой: если в 2006 г. таких предприятий было 12%, то в 2010 г. их доля составила уже 15%.
Динамика объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, начиная с 2008 г. свидетельствует о проявлении негативной тенденции: несмотря на абсолютное увеличение расходов на науку к 2011 г. по сравнению с 2006 г. в 1,9 раз (при необходимом увеличении к 2010 г. в 2,5–3,0 раза), удельный вес расходов республиканского бюджета в процентах к ВВП снижается с 0,38% в 2006 г. до 0,33% в 2010 г.
Наибольшее увеличение по сравнению с 2009 г. имели расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования — на 20,5%; на НИОК(Т)Р, выполняемые по президентским, государственным народнохозяйственным и социальным, государственным научно-техническим программам, — на 15,5%; на научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности министерств, иных республиканских органов государственного управления, — 18,7% [10, c. 8].
В
2010 г. наблюдался значительный рост расходов
по статье «другие направления, связанные
с научной, научно-технической и инновационной
деятельностью». Они составили в 2010 г. 48,0 млрд. руб.
(в 2009 г. — 3,5 млрд. руб.). Это связано с выделением
значительных средств республиканского
бюджета на модернизацию материально-технической
базы научно-практических центров НАН
Беларуси.
1.3.
Основные направления совершенствования
государственной политики в области научно-инновационного
развития в Республике Беларусь.
Республика
Беларусь – одно из немногих государств
на постсоветском пространстве, которое
не только сохранило, но и последовательно
наращивает образовательный, интеллектуальный
и научно-технический
Основными направлениями государственного стимулирования инновационной деятельности белорусских предприятий и повышения доли наукоемкой продукции в экспорте с учетом опыта стран с малой экономикой Западной и Северной Европы являются:
а) повышение уровня финансирования НИОКР из государственных источников, средств отечественных компаний и университетского сектора. Наукоемкость ВВП в Беларуси в 2004—2010 гг. составляла 0,6—0,7% (по методике ОЭСР) и 0,7—0,8% (по методике СНГ), в то же время в странах с малой экономикой Западной и Северной Европы в среднем она была на уровне 2,25%;
б) осуществление финансовых вливаний в производство высокотехнологичных товаров, а также средней и низкой наукоемкости, по которым Республика Беларусь обладает выявленными сравнительными преимуществами, и сферу услуг;