Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;
- проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;
- предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста…………..6
1.1. Сущность научно-технического прогресса, его влияние на
экономическое развитие. Научно-технический прогресс в модели
экономического роста Р. Солоу………………………………………………….6
1.2. Основные показателей научно-инновационного потенциала
Республики Беларусь и анализ факторов, его определяющих………………….15
1.3. Основные направления совершенствования государственной политики
в области научно-инновационного развития в Республике Беларусь………….22
2. Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования
национальной экономики с использованием модели IS-LM…………………...29
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников……………
На основании данных таблицы 2.4 построим функция LM (рисунок 2.2) в координатах:
ось X – национальный доход Y;
ось Y – процентная ставка r.
Функция
LM состоит из различных комбинаций Y и
r, при которых на денежном рынке возможно
равновесие.
Рисунок 2.2 – Функция LM
Расчет производится для процентных ставок в интервале от 3% до 30% с шагом 3%.
Гр.3: величина предложения денег в реальном исчислении
,
где: Ms – номинальное предложение денег в экономике;
Р – уровень цен в экономике.
Значения MS и P определяются из табл. 2.4 Исходных данных.
Гр.2:
Гр.4: расчет национального дохода ведется на основе функции спроса на деньги:
Из данной формулы следует, что:
,
где:
e – чувствительность спроса на деньги
к изменению национального
f – чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.
Значения e и f определяются из табл.2.4.
Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого составим таблицу 2.5. Основой для ее составления являются данные таблицы 2.1 и 2.4
Таблица 2.5 - Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках
Процентная ставка, r | Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке, YIS | Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке, YLM |
3 | 2425 | 878 |
6 | 2230 | 1222 |
9 | 2034 | 1567 |
12 | 1838 | 1911 |
15 | 1643 | 2255 |
18 | 1447 | 2599 |
21 | 1251 | 2944 |
24 | 1056 | 3288 |
27 | 860 | 3632 |
30 | 664 | 3976 |
На
основании данных таблицы 2.5 строится
совмещенный график функций IS/LM для базового
периода. Рисунок 2.3 (Совмещенный график
IS/LM для базового периода) является комбинацией
рисунке 2.1 и 2.2.
Рисунок
2.3 – Совмещенный график IS/LM для базового
периода
Установленное
совместное равновесие на товарном и
денежном рынках не является устойчивым.
С целью поддержания
Под
фискальной политикой подразумевается
воздействие государства на экономическую
конъюнктуру посредством
Таблица
2.6. - Прогноз показателей
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 9,82 | 1490 | 271 | 192 | 1953 | 271 | 507 | 507 | 1953 |
2 | 10,49 | 1572 | 258 | 230,4 | 2060 | 258 | 507 | 507 | 2060 |
3 | 11,29 | 1670 | 241 | 276,48 | 2187 | 241 | 507 | 507 | 2187 |
4 | 12,25 | 1788 | 221 | 331,78 | 2341 | 221 | 507 | 507 | 2341 |
5 | 13,4 | 1930 | 197 | 398,14 | 2525 | 197 | 507 | 507 | 2525 |
Расчет
произведем для 5 периодов, в каждом
из которых государственные
Равновесная процентная ставка определяется исходя из равенства:
где: YIS ,YLM – функции IS и LM, приведенные соответственно при описании таблиц 2.1 и 2.4.
Равновесная процентная ставка r рассчитывается по формуле
где r – равновесная процентная ставка;
Р – уровень цен в экономике;
YLM – национальный доход;
e
– чувствительность спроса на
деньги к изменению
Ms – номинальное предложение денег в экономике;
f – чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.
На основе данных таблицы 2.6 построим график в координатах:
ось X – национальный доход Y;
ось Y – процентная ставка r.
Рисунок
2.4 – Стимулирующая фискальная политика
на графике IS/LM
Аналогичные действия произведем и для сдерживающей фискальной политики, т.е.:
Таблица 2.7 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 8,97 | 1363 | 290 | 160 | 1813 | 290 | 507 | 507 | 1813 |
2 | 8,64 | 1297 | 297 | 160 | 1754 | 297 | 507 | 507 | 1754 |
3 | 8,25 | 1221 | 306 | 160 | 1687 | 306 | 507 | 507 | 1687 |
4 | 7,81 | 1132 | 317 | 160 | 1609 | 317 | 507 | 507 | 1609 |
5 | 7,3 | 1031 | 328 | 160 | 1519 | 328 | 507 | 507 | 1519 |
Расчет произведем для 5 периодов, в каждом из которых налоги (Т) больше на 15%, чем в предыдущем. При этом государственные расходы и уровень цен остаются на уровне базового периода.
Рисунок 2.5 – Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM
Проведем анализ сдерживающей и стимулирующей фискальной политики. Как видно из расчетов, увеличение государственных расходов, (то есть стимулирующая фискальная политика) приводит к росту национального дохода. Увеличение налогов, напротив снижает национальный доход. Таким образом можно сделать вывод, что стимулирующая фискальная политика более эффективна.
Суть
кредитно-денежной (монетарной) политики
состоит в воздействии на экономическую
конъюнктуру посредством
При анализе кредитно-денежной политики выполним все те же действия, что и при анализе фискальной политики государства:
1)
проведение стимулирующей
Построим таблицу 2.8 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики), аналогичную таблице 2.6.
Таблица 2.8 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 8,58 | 1451 | 292 | 160 | 1903 | 292 | 608,4 | 608,4 | 1903 |
2 | 8,16 | 1487 | 303 | 160 | 1950 | 303 | 730,08 | 730,08 | 1950 |
3 | 7,76 | 1530 | 315 | 160 | 2005 | 315 | 876,1 | 876,1 | 2005 |
4 | 5,59 | 1581 | 331 | 160 | 2072 | 331 | 1051,3 | 1051,3 | 2072 |
5 | 4,17 | 1643 | 349 | 160 | 2152 | 349 | 1261,56 | 1261,56 | 2152 |
Расчет
и анализ проведем для 5 периодов, в
каждом из которых номинальное
На основании данных таблицы 2.8 построим рисунок 2.6 (Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM) в координатах: ось X – национальный доход Y; ось Y – процентная ставка r.
2)
проведение сдерживающей
Рисунок
2.6 – Стимулирующая монетарная политика
на графике IS/LM
Построим таблицу 2.9 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики), аналогичную таблице 2.6.
Таблица
2.9 - Прогноз показателей
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 9,95 | 1339 | 348 | 160 | 1687 | 331 | 405,6 | 405,6 | 1687 |
2 | 10,5 | 1318 | 317 | 160 | 1795 | 323 | 324,5 | 324,5 | 1795 |
3 | 10,94 | 1300 | 310 | 160 | 1770 | 318 | 259,5 | 259,5 | 1770 |
4 | 11,29 | 1288 | 312 | 160 | 1750 | 312 | 207,6 | 207,6 | 1750 |
5 | 11,57 | 1277 | 308 | 160 | 1735 | 308 | 166,08 | 166,08 | 1735 |