Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;
- проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;
- предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста…………..6
1.1. Сущность научно-технического прогресса, его влияние на
экономическое развитие. Научно-технический прогресс в модели
экономического роста Р. Солоу………………………………………………….6
1.2. Основные показателей научно-инновационного потенциала
Республики Беларусь и анализ факторов, его определяющих………………….15
1.3. Основные направления совершенствования государственной политики
в области научно-инновационного развития в Республике Беларусь………….22
2. Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования
национальной экономики с использованием модели IS-LM…………………...29
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

КУРСС МАКРО НТП.docx

— 183.93 Кб (Скачать)
 

     На  основании данных таблицы 2.4 построим функция LM (рисунок 2.2) в координатах:

     ось X – национальный доход Y;

     ось Y – процентная ставка r.

     Функция LM состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на денежном рынке возможно равновесие. 

     

     Рисунок 2.2 – Функция LM

       Расчет  производится для процентных ставок в интервале от 3% до 30% с шагом 3%.

       Гр.3: величина предложения денег в  реальном исчислении

        ,

       где: Ms – номинальное предложение денег в экономике;

               Р – уровень цен в экономике.

       Значения  MS и P определяются из табл. 2.4 Исходных данных.

       Гр.2:

       Гр.4: расчет национального дохода ведется  на основе функции спроса на деньги:

       

       Из  данной формулы следует, что:

        ,

       где: e – чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода;

              f – чувствительность спроса на  деньги к изменению процентной  ставки.

       Значения e и f определяются из табл.2.4.

     Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого составим таблицу 2.5. Основой для ее составления являются данные таблицы 2.1 и 2.4

     Таблица 2.5 - Формирование параметров совместного  равновесия на денежном и товарном рынках

     
     Процентная ставка, r      Национальный  доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке, YIS      Национальный  доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке, YLM
     3      2425      878
     6      2230      1222
     9      2034      1567
     12      1838      1911
     15      1643      2255
     18      1447      2599
     21      1251      2944
     24      1056      3288
     27      860      3632
     30      664      3976
 

     На  основании данных таблицы 2.5 строится совмещенный график функций IS/LM для базового периода. Рисунок 2.3 (Совмещенный график IS/LM для базового периода) является комбинацией рисунке 2.1 и 2.2. 

     

     Рисунок 2.3 – Совмещенный график IS/LM для базового периода 

     Установленное совместное равновесие на товарном и  денежном рынках не является устойчивым. С целью поддержания динамического  равновесия на товарном и денежном рынках при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство  проводит стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства  на совокупный спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.

     Под фискальной политикой подразумевается  воздействие государства на экономическую  конъюнктуру посредством изменения  объема государственных расходов и  налогообложения. 
 
 

     Таблица 2.6. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики

     
Период  Процентная  ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные  расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные  расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный  доход Y, млрд. руб.
1 9,82 1490 271 192 1953 271 507 507 1953
2 10,49 1572 258 230,4 2060 258 507 507 2060
3 11,29 1670 241 276,48 2187 241 507 507 2187
4 12,25 1788 221 331,78 2341 221 507 507 2341
5 13,4 1930 197 398,14 2525 197 507 507 2525
 

     Расчет  произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы  увеличиваются на 20% по сравнению  с предыдущим периодом, налоги и  уровень цен при этом принимаются  на уровне базового периода.

     Равновесная процентная ставка определяется исходя из равенства:

                                                           

,                                          (2.5) 

     где: YIS ,YLM – функции IS и LM, приведенные соответственно при описании таблиц 2.1 и 2.4.

     Равновесная процентная ставка r рассчитывается по формуле

                                                  

                                          (2.6)            

     где r – равновесная процентная ставка;

     Р – уровень цен в экономике;

     YLM – национальный доход;

     e – чувствительность спроса на  деньги к изменению национального  дохода;

     Ms – номинальное предложение денег в экономике;

     f – чувствительность спроса на  деньги к изменению процентной  ставки.

     На  основе данных таблицы 2.6 построим график в координатах:

     ось X – национальный доход Y;

     ось Y – процентная ставка r.

     

     Рисунок 2.4 – Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM 

     Аналогичные действия произведем и для сдерживающей фискальной политики, т.е.:

  1. Построим таблицу 2.7 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики), аналогичную по структуре таблицы 2.6.

     Таблица 2.7 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики

     
Период Процентная  ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные  расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные  расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный  доход Y, млрд. руб.
1 8,97 1363 290 160 1813 290 507 507 1813
2 8,64 1297 297 160 1754 297 507 507 1754
3 8,25 1221 306 160 1687 306 507 507 1687
4 7,81 1132 317 160 1609 317 507 507 1609
5 7,3 1031 328 160 1519 328 507 507 1519

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

     Расчет  произведем для 5 периодов, в каждом из которых налоги (Т) больше на 15%, чем  в предыдущем. При этом государственные  расходы и уровень цен остаются на уровне базового периода.

  1. Построим рисунок 2.5 (Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM).
 

     

     Рисунок 2.5 – Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM

     Проведем  анализ сдерживающей и стимулирующей  фискальной политики. Как видно из расчетов, увеличение государственных  расходов, (то есть стимулирующая фискальная политика) приводит к росту национального  дохода. Увеличение налогов, напротив снижает национальный доход. Таким  образом можно сделать вывод, что стимулирующая фискальная политика более эффективна.

     Суть  кредитно-денежной (монетарной) политики состоит в воздействии на экономическую  конъюнктуру посредством изменения  количества находящихся в обращении  денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит  Центральному (Национальному) банку.

     При анализе кредитно-денежной политики выполним все те же действия, что  и при анализе фискальной политики государства:

     1) проведение стимулирующей монетарной  политики.

     Построим  таблицу 2.8 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики), аналогичную таблице 2.6.

     Таблица 2.8 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики

     
Период Процентная  ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные  расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные  расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный  доход Y, млрд. руб.
1 8,58 1451 292 160 1903 292 608,4 608,4 1903
2 8,16 1487 303 160 1950 303 730,08 730,08 1950
3 7,76 1530 315 160 2005 315 876,1 876,1 2005
4 5,59 1581 331 160 2072 331 1051,3 1051,3 2072
5 4,17 1643 349 160 2152 349 1261,56 1261,56 2152
 

     Расчет  и анализ проведем для 5 периодов, в  каждом из которых номинальное предложение  денег MS на 20% больше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.

     На  основании данных таблицы 2.8 построим рисунок 2.6 (Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM) в координатах: ось X – национальный доход Y; ось Y – процентная ставка r.

     2) проведение сдерживающей монетарной  политики. 

     

     Рисунок 2.6 – Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM 

     Построим  таблицу 2.9 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики), аналогичную таблице 2.6.

     Таблица 2.9 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики

     
Период Процентная  ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные  расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные  расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный  доход Y, млрд. руб.
1 9,95 1339 348 160 1687 331 405,6 405,6 1687
2 10,5 1318 317 160 1795 323 324,5 324,5 1795
3 10,94 1300 310 160 1770 318 259,5 259,5 1770
4 11,29 1288 312 160 1750 312 207,6 207,6 1750
5 11,57 1277 308 160 1735 308 166,08 166,08 1735

Информация о работе Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM