Макроэкономическая политика и роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:22, реферат

Описание работы

- проанализировать социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2010 год;
- проанализировать экономику Республики Беларусь, как объект регулирования.

Работа содержит 1 файл

Всё(ИСПРАВЛЕНО).doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     Главными  задачами макроэкономического регулирования  при проведении денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь являются:

     - определение норм обязательных резервов;

     - учетных ставок по кредитам;

     - проведение операций на открытом  рынке (купля и продажа облигаций  у коммерческих банков и населения).

     Денежно-кредитная  политика в 2006 - 2010 годах была направлена на достижение и поддержание с  помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных доходов населения и субъектов хозяйствования [8].

     Денежно-кредитная  политика Беларуси в 2011 году будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного  развития, что находится в полном соответствии с проектом Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год.

     Среди основных достижений государственной  макроэкономической политики в Республике Беларусь до 2010 г. при переходе к  рыночной системе хозяйствования следует  отметить упрощение процесса регистрации предприятий, упразднение «правила золотой акции» и принятие более 60 декретов и указов, оказывающих влияние на различные аспекты ведения бизнеса. Большинство реформ явилось непосредственно результатом законодательной деятельности Президента Республики Беларусь. Они включают дальнейшее упрощение регистрации и лицензирования и введение новых схем стимулирования инвестиций в приоритетные области. 
 

    1. Перспективы развития государственного макрорегулирования национальной экономики  Республики Беларусь и рекомендации по его совершенствованию
 

     В условиях долгосрочного мирового финансово-экономического кризиса национальная экономика  Республики Беларусь находится в  процессе активного реформирования, утверждается частный сектор, предприятия  вынуждаются подчиняться рыночным законам, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень.

     Следует отметить следующие основные меры, осуществленные в процессе реформирования макроэкономического воздействия  государства на экономику:

     1. Введение института частной собственности  на средства производства, в том  числе на землю.

     2. Приватизация государственных предприятий  и жилищного фонда.

     3. Представление всем предприятиям  и гражданам, в том числе  иностранным, свободы экономической, предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической торговли.

     4. Либерализация цен при государственном  регулировании их незначительного  количества.

     5. Реорганизация государственных  и сельскохозяйственных предприятий  с отменой обязательного государственного заказа. Создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

     6. Формирование рыночной инфраструктуры (биржи, финансовый рынок, рынок  труда, учреждения по антимонопольному  регулированию и банкротству  предприятий).

     7. Утверждение независимости Национального банка Республики Беларусь, введение конвертируемости рубля.

     8. Либерализация личных доходов  и расходов.

     9. Введение платности услуг здравоохранения,  образования и ряда других  учреждений социальной сферы.

     10. Признание и гарантирование политических прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

     Сложность макроэкономического регулирования  в условиях Республики Беларусь состоит  в том, что не существует ни теории, ни практического опыта (достаточно продолжительного и убедительного) перестройки общества, основанного на государственной собственности, в общество с частной собственностью на средства производства и свободой предпринимательства. Имеющиеся научные школы и модели исследуют роль государственного регулирования в сложившихся рыночных условиях экономики. Ошибочно функции государства, присущие рыночной экономике, распространять на переходный период, когда рынок еще нужно создать.

     Основные  организационные проблемы повышения  эффективности роли государства в Республике Беларусь следующие:

     1. Авторитарные методы управления, которые сложились в условиях  командно-плановой экономики. Новые  организационные формы не соответствуют  старому содержанию управленческих  отношений в государственном  аппарате. Поверхностная демократизация не только не ослабила издержки бюрократического стиля, но и в ряде случаев усилила их.

     2. Недостаточным остается нормативно-правовое  обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается  полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними, так и с населением.

     3. Не отработана так называемая  вертикаль власти в стране, остаются  спорными многие вопросы взаимодействия  республиканских и местных (субъектов  Республики Беларусь) органов управления.

     4. Коррупция и протекционизм являются серьезной проблемой государственного управления, что выражается не только в традиционном взяточничестве должностных лиц или совмещении должностей в государственных органах с предпринимательской деятельностью, но и в прямом сращивании части государственной верхушки с организованной преступностью. Периодические кампании по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями на государственной службе серьезного успеха не имели.

     5. Недостаточный уровень образования  и квалификации государственных служащих, многие из которых не имеют профессионального образования по профилю работы, хотя степень ответственности, важности, уровень требований в системе государственного управления, безусловно, требуют этого. Более того, во многих случаях государственные служащие вообще не имеют высшего образования.

     6. Переизбыток работников государственного  аппарата. Последнее имеет место  не только на региональном  и местном уровнях, что отчасти  оправдано необходимостью укрепления  самостоятельности этих звеньев  управления, расширением их функций; но и на уровне центральных и территориальных аппаратов республиканских органов власти.

     7. Остается неэффективной структура  государственных органов: нет  системности, отсутствует концептуальный  характер многочисленных преобразований, приводящих зачастую только к дезорганизации госаппарата, к организационной нестабильности государственных структур.

     8. Снижение престижа государственных  органов в глазах рядовых граждан,  причем масштабы отчуждения людей  от государственного аппарата по некоторым оценкам даже превосходят соответствующий уровень недоверия, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР[13].

     Поэтому целесообразным представляется следующий  комплекс мероприятий по совершенствованию  системы государственного макроэкономического управления экономикой в Республике Беларусь:

     - уменьшение влияния отдельных  чиновников на процесс принятия  решений вследствие снижения  количества процедур и перехода  на принцип «одного окна» при  общении субъектов хозяйствования  и населения с органами власти;

     - интенсификация кадровой политики, снижение количества государственного  аппарата за счет роста его  качества;

     - усиление контроля за монополиями,  развитие конкуренции, поддержка  малого бизнеса;

     - повышение инвестиционной активности, ускорение структурных преобразований, развитие АПК;

     - переход к приватизации по  индивидуальным проектам с учетом  возможностей привлечения инвестиций  для развития предприятия;

     - обеспечение интересов государства  в акционерных обществах, имеющих  в уставных капиталах долю государства. 

     Таким образом, для национальной экономики  Республики Беларусь характерна высокая  степень государственного макроэкономического  регулирования с централизованным планированием и ограниченными  попытками приватизации. Социально-ориентированная макроэкономическая политика Республики Беларусь до настоящего времени продолжает сохранять доминирующую роль государства в основных сферах национальной экономики.

     Успехам государственной макроэкономической политики в Беларуси в значительной степени способствовали внешние факторы. Беларусь имела льготное ценообразование на импорт нефти и газа, преимущественный доступ на российский рынок для своей продукции. Однако мировой финансово-экономический кризис стал нарастающим препятствием на пути поступательного развития национальной экономики, в связи с чем был разработан комплекс мер государственного регулирования на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь, среди которых создание макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов; стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, в данной работе рассмотрена  макроэкономическая политика и роль государства.

     Изложенный  материал позволяет сделать следующие  главные выводы.

     Макроэкономическая  политика - это совокупность мер  правительства, направленных на изменение общеэкономических величин и влияющих на экономику в целом, традиционно включает бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику.

     Финансовая  политика – это самостоятельная  сфера деятельности государства  в области экономических отношений. Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Она также обеспечивает эффективное осуществление государством своих функций – социальных, экономических, экологических, оборонных и др.

     Для Республики Беларусь денежно-кредитное  и бюджетно-налоговое регулирование  играет особую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер.

     Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляют денежно-кредитную политику центральные банки.

     Государственное вмешательство в экономику может  быть оправдано с экономических  позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка экономики, однако, он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности.

     Роль  государственного регулирования и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять на себя принятие решений необходимых для общества. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции:

     · поддержка науки, образования н  научно-технического прогресса как  главного фактора повышения эффективности  производства;

     · проведение гибкой внешнеэкономической  политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;

<

Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства