Макроэкономическая политика и роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:22, реферат

Описание работы

- проанализировать социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2010 год;
- проанализировать экономику Республики Беларусь, как объект регулирования.

Работа содержит 1 файл

Всё(ИСПРАВЛЕНО).doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     Этот  метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

     Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне.

     Говоря  о каждом методе ДКП в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими и подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное использование всех перечисленных инструментов может привести к выработке правильной и грамотной денежно-кредитной политики. 

     
    1. Макроэкономические  последствия монетарной политики
 

     Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и  уровень цен. Рассмотрим общую схему  такого воздействия.

     Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП.

     В монетарной политике следует различать  краткосрочные и долгосрочные последствия  для национальной экономики. Если в  краткосрочном периоде центральный  банк, проводя политику расширения денежного предложения, стимулировал рост ВНП, то в долгосрочной перспективе эффект вливаний в национальную экономику заметно снижается. 

     3.3 Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в I квартале 2010 г

     .

     Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь в I квартале 2010 г. и задачи банковской системы  по их дальнейшей реализации, а также  развитие системы инструментов Национального  банка по регулированию текущей ликвидности банков рассмотрены 28 апреля на расширенном заседании Правления Национального банка.

     Как отмечалось в выступлениях, денежно-кредитная  политика в январе-марте нынешнего  года проводилась с учетом складывающейся макроэкономической ситуации и была направлена на сохранение финансовой стабильности. В результате было обеспечено поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора, снижен уровень процентных ставок на денежном рынке, расширена кредитная поддержка банками экономики, а также продолжен рост активов и нормативного капитала банковского сектора, обеспечено надежное и безопасное функционирование платежной системы.

     За  январь – март текущего года банки  выдали кредитов экономике в белорусских рублях и иностранной валюте на сумму почти 21,6 трлн. рублей, что на 38 процентов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

     Объем привлеченных денежных средств населения  за I квартал текущего года возрос на 1,57 трлн. рублей, или на 8,4 процента. По состоянию на 1 апреля 2010 г. он составил 20,33 трлн. рублей. В среднем на одного жителя республики на 1 апреля 2010 г. приходилось 2144,1 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 720 долларам США. Относительно сопоставимой даты прошлого года данный показатель возрос на 540,7 тыс. рублей, или в 1,34 раза.

     Как отмечалось на заседании, в условиях развития позитивных тенденций в  национальной и зарубежной экономике  и в дальнейшем важнейшие задачи денежно-кредитной политики сосредотачиваются на ускорении темпов экономического роста нашей страны [18,c. 86-93].

     Курсовая  политика по-прежнему будет направлена на поддержание стабильного курса  белорусского рубля к корзине  иностранных валют с целью обеспечения благоприятных условий внешней торговли и повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.

     Процентная  политика будет ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности. В течение II квартала 2010 г. предполагается снижение ставки рефинансирования до ее верхней границы, предусмотренной Основными направлениями (12 процентов годовых). Это повысит доступность кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов и создаст условия для ускорения роста экономики[12]. 

     Таким образом, составной частью экономической политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Экономическая роль государства в Республике Беларусь 

    1. Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования
 

     Социально-ориентированная  белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым и открытым для всех.

     Формируемая модель использует опыт мирового экономического развития, исходит из признания большого потенциала рыночной экономики, учитывает объективную мировую тенденцию к регулированию рыночной экономики обществом в лице государства.

     Одна  из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах.

     При формировании модели белорусской экономики  учитывается и опыт развития стран с переходной рыночной экономикой, который учит, что чрезмерный акцент либо на монетарные рычаги воздействия на экономику (страны Балтии, Польша), либо на немонетарные (государства СНГ) не дает ожидаемого результата. В условиях национальной специфики необходимо их взвешенное сочетание.

     Переход от административно-командной системы  к рыночной экономике не может быть осуществлен в виде единовременного акта, а требуется достаточно длительный - переходный - период.

     В процессе формирования социально ориентированной  модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода необходимо:

  • создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;
  • при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;
  • сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;
  • сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы;
  • создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.

     Социально - экономическое развитие Республики Беларусь в январе-октябре 2010 года. (Приложение А)

     Объемы  производства валового внутреннего продукта, продукции промышленности, инвестиций в основной капитал, продукции сельского хозяйства, розничного товарооборота и платных услуг приведены в текущих ценах, индексы – в сопоставимых ценах. (Приложение Б) [11]. 

    1. Особенности экономической роли государства на современном этапе
 

     На  протяжении последнего десятилетия  Беларусь переживала беспрецедентный  период роста при сохранении экономической  модели, основанной на активной роли государства  в национальной экономике. Нарастающим  препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2010 гг., который воздействует на экономику Беларуси по трем основным направлениям: снижение спроса на товары и услуги белорусских производителей на внешних рынках; протекционистская политика государств; проведение валютной политики зарубежными странами. Относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен, низкий уровень внутренних и иностранных инвестиций также требуют активного вмешательства государства в сфере макроэкономического регулирования [20, с. 143].

     Совет Министров взаимодействует с  Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь и по другим вопросам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

     После распада СССР в 1991 г. большинство  членов Содружества Независимых  Государств пошли по пути либерализации, приватизации и снижения роль государства в макроэкономическом управлении экономикой. В противоположность им, Республика Беларусь сохранила экономику с централизованным планированием и ограниченными попытками приватизации. Социально-ориентированная макроэкономическая политика Республики Беларусь до настоящего времени продолжает сохранять доминирующую роль государства в основных сферах национальной экономики [19, с. 287].

     Данный  комплекс макроэкономических мероприятий  по интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов и заработной платы населения, повышение уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен (таблица 4. 1). 
 
 
 

     Таблица 4.1: - Показатели эффективности белорусской экономики

     2000-2009 гг.*

          2000 2004 2006 2009
Численность безработных, в % к экономически активному  населению 2,1 1,9 1,2 0,9
                 
Реальные  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году 114,1 109,8 117,8 104,9
                 
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. 58,9 347,5 582,2 944
                 
Индекс  потребительских цен     207,5 114,4 106,6 13,4
                 

     ________

     * Источник: собственная разработка. 

     Успехам государственной макроэкономической политики в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 г., сократившись с 10 до 8%.

     Центральным органом в сфере макроэкономического регулирования, реализующим денежно-кредитную политику является Национальный банк Республики Беларусь.

Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства