Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:22, реферат
- проанализировать социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2010 год;
- проанализировать экономику Республики Беларусь, как объект регулирования.
Этот метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне.
Говоря
о каждом методе ДКП в отдельности,
обращая внимание на его преимущества
перед другими и подчеркивая недостатки,
необходимо все же помнить, что только
одновременное использование всех перечисленных
инструментов может привести к выработке
правильной и грамотной денежно-кредитной
политики.
Кредитно-денежная
политика оказывает самое
Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП.
В
монетарной политике следует различать
краткосрочные и долгосрочные последствия
для национальной экономики. Если в
краткосрочном периоде
3.3 Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в I квартале 2010 г
.
Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в I квартале 2010 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации, а также развитие системы инструментов Национального банка по регулированию текущей ликвидности банков рассмотрены 28 апреля на расширенном заседании Правления Национального банка.
Как отмечалось в выступлениях, денежно-кредитная политика в январе-марте нынешнего года проводилась с учетом складывающейся макроэкономической ситуации и была направлена на сохранение финансовой стабильности. В результате было обеспечено поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора, снижен уровень процентных ставок на денежном рынке, расширена кредитная поддержка банками экономики, а также продолжен рост активов и нормативного капитала банковского сектора, обеспечено надежное и безопасное функционирование платежной системы.
За январь – март текущего года банки выдали кредитов экономике в белорусских рублях и иностранной валюте на сумму почти 21,6 трлн. рублей, что на 38 процентов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Объем привлеченных денежных средств населения за I квартал текущего года возрос на 1,57 трлн. рублей, или на 8,4 процента. По состоянию на 1 апреля 2010 г. он составил 20,33 трлн. рублей. В среднем на одного жителя республики на 1 апреля 2010 г. приходилось 2144,1 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 720 долларам США. Относительно сопоставимой даты прошлого года данный показатель возрос на 540,7 тыс. рублей, или в 1,34 раза.
Как отмечалось на заседании, в условиях развития позитивных тенденций в национальной и зарубежной экономике и в дальнейшем важнейшие задачи денежно-кредитной политики сосредотачиваются на ускорении темпов экономического роста нашей страны [18,c. 86-93].
Курсовая политика по-прежнему будет направлена на поддержание стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют с целью обеспечения благоприятных условий внешней торговли и повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.
Процентная
политика будет ориентирована на
снижение общего уровня процентных ставок
в экономике при условии
Таким
образом, составной частью экономической
политики является денежно-кредитная
политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную
политику, государство определяет не только
цели такой политики, но и устанавливает
орган, ответственный за проведение в
жизнь этих целей. Как правило, таким органом
является центральный банк. Рассмотрена
денежно-кредитная политика Республики
Беларусь, как одна из важных составляющих
общеэкономического регулирования в интересах
активной рыночной конъюнктуры, сдерживания
инфляции, недопущения спадов производства
и безработицы, выравнивания платежного
баланса.
4
Экономическая роль
государства в Республике
Беларусь
Социально-
Формируемая модель использует опыт мирового экономического развития, исходит из признания большого потенциала рыночной экономики, учитывает объективную мировую тенденцию к регулированию рыночной экономики обществом в лице государства.
Одна из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах.
При формировании модели белорусской экономики учитывается и опыт развития стран с переходной рыночной экономикой, который учит, что чрезмерный акцент либо на монетарные рычаги воздействия на экономику (страны Балтии, Польша), либо на немонетарные (государства СНГ) не дает ожидаемого результата. В условиях национальной специфики необходимо их взвешенное сочетание.
Переход
от административно-командной
В процессе формирования социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода необходимо:
Социально - экономическое развитие Республики Беларусь в январе-октябре 2010 года. (Приложение А)
Объемы
производства валового внутреннего продукта,
продукции промышленности, инвестиций
в основной капитал, продукции сельского
хозяйства, розничного товарооборота
и платных услуг приведены в текущих ценах,
индексы – в сопоставимых ценах. (Приложение
Б) [11].
На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный период роста при сохранении экономической модели, основанной на активной роли государства в национальной экономике. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2010 гг., который воздействует на экономику Беларуси по трем основным направлениям: снижение спроса на товары и услуги белорусских производителей на внешних рынках; протекционистская политика государств; проведение валютной политики зарубежными странами. Относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен, низкий уровень внутренних и иностранных инвестиций также требуют активного вмешательства государства в сфере макроэкономического регулирования [20, с. 143].
Совет Министров взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь и по другим вопросам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
После распада СССР в 1991 г. большинство членов Содружества Независимых Государств пошли по пути либерализации, приватизации и снижения роль государства в макроэкономическом управлении экономикой. В противоположность им, Республика Беларусь сохранила экономику с централизованным планированием и ограниченными попытками приватизации. Социально-ориентированная макроэкономическая политика Республики Беларусь до настоящего времени продолжает сохранять доминирующую роль государства в основных сферах национальной экономики [19, с. 287].
Данный
комплекс макроэкономических мероприятий
по интенсификации экономического развития
в стране стимулировал рост основных показателей
экономической эффективности, и как следствие,
рост реальных доходов и заработной платы
населения, повышение уровня занятости
при стабильном уровне потребительских
цен (таблица 4. 1).
Таблица 4.1: - Показатели эффективности белорусской экономики
2000-2009 гг.*
2000 | 2004 | 2006 | 2009 | |||||
Численность безработных, в % к экономически активному населению | 2,1 | 1,9 | 1,2 | 0,9 | ||||
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | 114,1 | 109,8 | 117,8 | 104,9 | ||||
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. | 58,9 | 347,5 | 582,2 | 944 | ||||
Индекс потребительских цен | 207,5 | 114,4 | 106,6 | 13,4 | ||||
________
*
Источник: собственная разработка.
Успехам государственной макроэкономической политики в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 г., сократившись с 10 до 8%.
Центральным
органом в сфере
Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства