Макроэкономическая политика и роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:22, реферат

Описание работы

- проанализировать социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2010 год;
- проанализировать экономику Республики Беларусь, как объект регулирования.

Работа содержит 1 файл

Всё(ИСПРАВЛЕНО).doc

— 184.00 Кб (Скачать)

   Во-вторых, совокупный спрос может  сократиться и по другим причинам. По мнению классиков, это возможно только вследствие неправильной денежно-кредитной политики государства. Поэтому сократиться может только номинальный совокупный спрос. Поскольку цены и ставки заработной платы гибки в сторону понижения, то номинальный ВВП тоже сократится. При этом все реальные величины останутся без изменений: реальный ВВП останется на потенциальном уровне, занятость не изменится, не изменится и реальный объем совокупного спроса. Кривая совокупного предложения  совершенно неэластична (вертикальная линия). Сокращение совокупного спроса перемещает точку равновесия вниз вдоль кривой AS, что означает уменьшение уровня цен при сохранении равновесия совокупного спроса и совокупного предложения при неизменном уровне реального ВВП.

   Таким образом, автоматические рыночные регуляторы способны поддерживать полную занятость в экономике: это 1) гибкие, в том числе и в сторону понижения, цены и ставки заработной платы, и 2) ставка процента, колебания которой уравновешивают сбережения и инвестиции.

ВЫВОД КЛАССИКОВ: чистый капитализм представляет собой саморегулирующуюся экономику, в которой полная занятость достигается автоматически и является нормой (вынужденная безработица невозможна).

Кейнс весьма скептически  относился к автоматическим регуляторам экономики.

1.     Что касается регулирующей роли  процентной ставки, то он считал, что: 

·        Инвестиции мало чувствительны к  изменению ставки процента (кривая I неэластична). Инвесторы руководствуются  не только значением r, но, прежде всего, размером ожидаемой прибыли от инвестиций.

·        Не все сбережения обязательно направляются на рынок заемных средств, следовательно, не все сбережения превращаются в  инвестиции

2.     Он также утверждал, что вследствие  монополизма на товарных, сырьевых рынках и рынках труда цены и ставки заработной платы негибки в сторону понижения.

   Вся кривая совокупного предложения  горизонтальна. Она может перейти  в вертикаль, если совокупный  спрос вырастет до уровня, что  маловероятно в условиях чистого  капитализма. Если же совокупный спрос сократится, это приведет к сокращению занятости и реального ВВП. Новое равновесие может установиться при уровне реального ВВП значительно ниже потенциального .

ВЫВОД КЕЙНСА: чистый капитализм не способен обеспечить полную занятость ресурсов.

   Какой же подход справедлив? Правильный  ответ кажется парадоксальным: оба!  Уже многократно отмечалась важность  фактора времени в экономическом  анализе. Современный макроэкономический  анализ использует классический  подход для анализа долгосрочного периода. Для анализа же краткосрочного периода, в том числе, макроэкономической нестабильности, используется кейнсианский подход (правда, современная макроэкономическая теория трактует краткосрочную кривую совокупного предложения как восходящую, то есть эластичную кривую).

  1. Финансовая политика государства
 
     
    1. Содержание и задачи финансовой политики
 

     Финансовая  политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

     Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики.

     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

     Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

     Финансовая  тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировок финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и т.д.

     Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией [2,c. 50-52].

     Финансовая  политика активно влияет на экономическое  развитие общества. Посредствам финансовой политики определяются:

     - условия формирования и использования  прибыли;

     - условия кредитования;

     - налогообложение;

     - регулирование цен;

     - таможенные пошлины;

     - порядок регулирования уровня  заработной платы и др.

     Содержание  финансовой политики определяется единством  трех основных звеньев:

  1. Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития;
  2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период4
  3. Осуществление практических действий, направленных на достижение цели.
 

     Проведение  финансовой политики базируется на определенных принципах. К ним можно отнести:

     - научный подход к выработке  финансовой политики, учет действия  объективных экономических законов,  выводов финансовой и экономической науки;

     - изучение и учет опыта финансовой  политики других стран, изучение  и обобщение новых тенденций  и явлений экономического развития;

     - учет конкретных исторических  условий, особенностей внутренней  и международной обстановки, реальных  возможностей государства в выполнении своих функций в области финансов;

     - определение источников мобилизации  финансовых ресурсов и рациональных  форм изъятия доходов юридических  лиц, доли участия населения  в формировании финансовых ресурсов  государства;

     - обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов между отраслями, регионами, концентрации ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития;

     - на основе учета достоверной  финансовой информации о состоянии  дел в экономике и объективных возможностях государства, осуществления комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики. 

     
    1. Финансовая  политика Республики Беларусь на современном  этапе развития
 

     Одним из условий полноценного развития страны (как на макро-, так и на микроуровне) является верный выбор финансовой политики. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательные результаты при ее реализации, заменяют новой. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой политики.

     Финансовая  политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:

     - Программой социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2001-2010гг.;

     - Прогнозом социально-экономического  развития Республики Беларусь  на соответствующий год;

     -Знаком  Республики Беларусь о бюджете  на соответствующий год;

     - Концепцией развития банковской  системы Республики Беларусь  на 2001-2010гг.;

     - Национально программой привлечения  инвестиций в экономику Республики  Беларусь на период до 2010г.;

     - Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.

     Основные  положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:

     - обеспечение устойчивого экономического  роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные  доходы населения;

     - создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;

     - снижение налоговой нагрузки;

     - повышение эффективности государственных  расходов и сокращение уровня  расходов бюджета по отношению  к ВВП;

     - поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;

     - концентрация бюджетных средств  с целью реализации важнейших  государственных программ и мероприятий;

     - оптимизация и совершенствование  управления государственным долгом.

     Фискальное  регулирование в республике проводится практически ежегодно. Это связано с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке.

     Значительные  отчисления в республиканский и  местный фонды весьма негативно  влияют на финансово-хозяйственную  деятельность белорусских предприятий. Они снижают конкурентоспособность отечественной продукции и ставят под угрозу дальнейший экономический рост. Чтобы уменьшить местные и республиканские сборы, необходимо сократить расходы бюджетных фондов.

     Важным  дискреционным шагом стало включение  в 2004г. в республиканский бюджет Фонда социальной защиты населения. Это дало заметный рост как доходов, так и расходов бюджета. На долю фонда в доходах консолидированного бюджета приходится 28,3%, а в расходах – 27,5%.

     В 2004г. в бюджетно-налоговой сфере  была сделана ещё одна значительная подвижка: благодаря внесенным изменениям методология составления бюджета приблизилась к международным стандартам. Так, начиная с 2004г., средства от реализации государственной собственности относятся не к капитальным доходам, а к источникам финансирования дефицита бюджета. Прекращая финансирование дефицита за счет кредитов Национального банка, государство получает возможность не только снизить темпы роста совокупной рублевой денежной массы (это должно положительно воздействовать на уровень инфляции в стране), но и существенно изменить финансирования программы жилищного строительства.

     Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы  в мировой практике служат следующие  пороговые значения:

     - дефицит бюджета – не более  3% ВВП;

     - уровень государственного долга для переходных экономик – не более 55% ВВП;

     - уровень платежей по обсуждению  внешнего долга в объеме доходов  бюджета – не более 30%.

     В Республике Беларусь показатели финансовой безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критических значений.

     Фундаментом успешной бюджетно-налоговой политики должно быть не просто формальное избавление от бюджетного дефицита, но и устранение порождающих его проблем. Этого  можно достичь, сформировав благоприятную  инвестиционную и конкурентную среду, устранив препятствия, тормозящие экономическую активность хозяйствующих субъектов.

     В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации  инвестиционных процессов. Этого можно  достичь только при условии существенного  улучшения инвестиционного климата во всех его составляющих, что является задачей действенного инвестиционной политики [2,c. 57-62].

Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства