Макроэкономическая политика и роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:22, реферат

Описание работы

- проанализировать социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2010 год;
- проанализировать экономику Республики Беларусь, как объект регулирования.

Работа содержит 1 файл

Всё(ИСПРАВЛЕНО).doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     Инвестиционный  климат -  это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, правовых, политических и организационных предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему. Как правило, оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.

     Инвестиционный  климат нашей страны неустойчив, он постоянно меняется то в лучшую, то в худшую сторону. Сегодня позиция Республики Беларусь в зарубежных рейтингах незавидны: она находится за пределами первой сотни стран, привлекательных для инвесторов. Кризис инвестиционной сферы проявляется в недостаточных объемах капиталовложений во все отрасли экономики и отсутствии интереса к развертыванию деятельности на территории Беларуси со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Это является главной причиной дефицита внутренних и внешних инвестиций, бегства частного капитала за границу (в более привлекательные регионы) и, как следствие, - невыполнения государственных инвестиционных программ.

     С 2000г. в Беларуси проводится достаточно жесткая денежно-кредитная политика. Это позволило снизить темпы  инфляции и создало условия для оздоровления финансовой сферы. Положительный уровень реальных процентных ставок и относительная стабильность рыночного курса белорусского рубля обеспечили сбалансированность спроса и предложения на денежном рынке.

     В 2006 – 2010гг. источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшей проблемой белоруской экономики является инвестиционное обновление основного капитала. Особенно остро она строит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75-85% при критическом уровне 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей. Дополнительные сложности возникли в 2007г. в связи с повышением Российской Федерацией цен на нефть и газ, поставляемые в Беларусь.

     Согласно  Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010г., принятой в 2002г., общий объем инвестиций в основной капитал в 2010г., должен возрасти по сравнению с 2000г. в 2 – 2,5 раза, а доля инвестиций в ВВП достичь     . 26 - 28%. Ныне удельный вес инвестиций в ВВП составляет 19%, что ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство основного капитала, - 20 – 22%. Приведенные данные говорят о том, что пока не удалось создать инвестиционную модель, приемлемую для экономики страны.

     Целью Программы привлечения инвестиций 2002 – 2010гг. является обеспечение высоких  и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышение конкурентоспособности  и экономической безопасности государства. Необходимо добиться радикального изменения инвестиционного режима, разработать соответствующую стратегию и механизмы стимулирования и привлечения капитальных вложений. Требуется завершить формирование нормативной правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций и обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

     Для Республики Беларусь денежно-кредитное  и бюджетно-налоговое регулирование играет особую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер.

     В условиях глобализации финансов в современном  мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, её национальные особенности. Она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов. 

     Таким образом, финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через неё осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая политика активно влияет на экономическое развитие общества.

     Особенности белорусской модели экономики требуют  постоянной корректировки финансовой. В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации инвестиционных процессов.

     Беларусь  сравнительно недавно стала независимым  государством и ещё не успела выработать традиции ведения национальной экономики в качестве самостоятельной единицы. Для неё важно использовать опыт, накопленный развитыми странами, у которых финансовая система носит устойчивый и стабильный характер. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Кредитно-денежная политика государства
 
     
    1. Инструменты денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь
 

     Одним из необходимых условий устойчивого  равновесного развития народного хозяйства  является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования.

     Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - это совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели [4, с. 462].

     Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с  Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.

     Под инструментами денежно-кредитной политики подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Выбор инструментов денежно-кредитной политики довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств [17, с. 271].

     В качестве основных инструментов денежно-кредитной  политики выделяют: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

     1) Операции на открытом рынке.

     Операции  на открытом рынке широко применяются  в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством этих операций предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (соответственно при продаже ценных бумаг).

     В этих операциях участвуют несколько субъектов рыночной экономики:

     - государство, действуя через центральный банк, находящийся у него в подчинении;

     - коммерческие банки и население.

     В зависимости от экономической конъюнктуры - положения, сложившегося на текущий  момент в экономике - каждый из указанных  объектов может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно  отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. Коммерческие банки и население, в свою очередь, становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической выгоды [4, с. 467].

     По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная (сделка REPO) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

     2) Изменение учетной ставки.

     Учетная ставка – это процент, который  коммерческий банк платит центральному банку за предоставленную им ссуду. С помощью учетной ставки центральный банк определяет условия доступа к централизованным кредитам, оказывает воздействие на степень доходности и прибыльности банковских операций.

     От  величины учетной ставки зависят  объемы кредитов, которые берут у  центрального банка коммерческие банки, а следовательно, увеличение или снижение их избыточных резервов, из которых осуществляется кредитование клиентов, и в конечном итоге от этого зависит возможность коммерческих банков создавать «новые деньги».

     Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку, и спрос коммерческих банков на ссуды возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. А при повышении учетной ставки до уровня, превосходящего ставку межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центрального банка, что приводит к замедлению темпов роста денежной массы или сокращению предложения денег.

     «Пассивность» учетной ставки зависит от:

     * ограниченных возможностей получения  кредита у центрального банка;

     * инициативы коммерческих банков, то есть центральный банк не  может заставить коммерческие  банки брать у него ссуды  и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег;

     * учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка,  так как для принятия решения  об ее изменении необходимо  некоторое время;

     * объем денежных средств, предоставляемых  центральным банком, в общих резервах  коммерческих незначителен, поэтому  его изменение не оказывает  существенного влияния на поведение  банков.

     3) Изменение норм обязательных резервов.

     Обязательные  резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

     Посредством изменения норматива резервных  средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и  возможности осуществления ими  депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив.

     Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

  1. Ограничение кредитования.

     Метод ограничения кредитования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства