Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:15, курс лекций
4 темы.
1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потреблений расширенного воспроизводства;
2. экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (чеков, переводов и т.д.), развитие и ускорение безналичных плате жей;
3. ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию ино странных кредитов;
4. регулирование
экономики.
3. Последствия международной миграции капитала
ММК оказывает влияние на экономику участвующих в ней стран. Отток капитала из страны может приводить к ухудшению платежного баланса страны, ослаблению курса национальной валюты, недополучению страной экономического роста.
Страна импортер капитала получает определенные выгоды:
1. иностранный капитал способствует росту национальной экономики;
2. приносит новые технологии, более эффективную систему управления, создает но вые рабочие места и дополнительные доходы в бюджет;
3. способствует укреплению платежного баланса страны и курса национальной валюты.
Отрицательные последствия для экономики:
1. Например, бесконтрольный (контрольный) доступ иностранного банковского капитала на Российский рынок может подорвать конкурентоспособность национального банковского сектора;
2. импорт ссудного капитала ведет к задолженности национального финансового сектора и может возникнуть финансовый кризис, обусловленный долговыми проблемами;
3. импорт каптала может рассматриваться как средство геополитического влияния не всегда полезного для национальных интересов страны (зависимость);
Для регулирования международной миграции капитала используются меры как государственного, так и межгосударственного характера (международного). К государственным методам регулирования можно отнести:
1) методы финансового характера могут как стимулировать приток иностранного капитала (высокие банковские проценты, создание свободных экономических зон, налоговые льготы, субсидии, страхование кредитов, ускоренная амортизация), так и препятствовать его притоку (высокие налоги, низкая доходность государственных ценных бумаг);
2) методы административного характера также можно разделить на способствующие притоку капитала (упрощение администрирования инвестиционного процесса) и на препятствующие его притоку (запрет на вывоз капитала, создание административных препятствий зарубежным инвесторам).
К межгосударственным
методам регулирования движения капитала
можно отнести принятие в рамках международных
организаций соглашений и подписание
соответствующих международных договоров.
4. Современные тенденции в области ММК
Если еще в 70-е годы доминирующей формой международного инвестирования были прямые инвестиции, то в последний период наблюдается опережающее развитие портфельных инвестиций, что не в последнюю очередь связано с их высокой степенью ликвидности по сравнению с прямыми.
По данным Конференции Организации объединенных наций по торговле и развитию ЮНКТАД общая сумма прямых иностранных инвестиций, сократившись в 2001 г. на 40%, 2002 г. уменьшились еще на 21% к составила лишь половину общего объема 2000 г. -- 651 млрд долл.
К важнейшим тенденциям мирового инвестиционного процесса относится рост масштабов межстрановых слияний и поглощений, включая поглощение иностранными инвесторами приватизируемых государственных предприятий. Именно слияния и поглощения (а не инвестиции в создание новых предприятий) составляли 80% ПИИ.
В 2001--2002 гг. снижение экономической активности в мире и обвал на фондовых биржах сказались и на объемах слияний и поглощений. Если в 2000 г. на них приходилось 1,1 трлн долл., то в 2001 г. -- 594 млрд долл., а в 2002 г. -- 370 млрд долл., т.е. доля слияний и поглощений в ПИИ снизилась до 56,8%. Средняя стоимость слияний также сократилась со 145 млн долл. в 2000 г. до 98 млн долл. в 2001 г. и 82 млн долл. в 2002 г. В то же время число сверхкрупных сделок (стоимостью более 1 млрд долл.) снизилось со 175 в 2000 г. до 113 в
2001 г. и до 81 в 2002 г. Снижение темпов реструктуризации компаний и замедление темпов приватизации еще более усилило негативное влияние на слияния и поглощения.
Рынок слияний и поглощений преимущественно охватывает развитые страны и в значительно меньшей степени развивающиеся и постсоциалистические государства, где ведущим способом развития продолжают выступать инвестиции в создание новых предприятий.
Падение
объемов ПИИ не сильно отразилось на географической
структуре их потоков
Как и прежде, 87,2% капитала вывозится промышленно развитыми странами, на которые также приходится 64,5% притока ПИИ. С начала 90-х гг. произошло резкое возрастание роли портфельных инвестиций среди других форм международного движения капитала.
Подавляющая
часть прямых иностранных инвестиций
осуществляется между развитыми странами
в форме перекрестного инвестирования.
Концентрация инвестиционного капитала в развитых странах объясняется не только историческими связями, наличием благоприятного инвестиционного режима, значительной емкостью и перспективами роста рынка. Большое значение для иностранных инвесторов имеет наличие в этих странах развитой инфраструктуры, лояльное отношение к иностранному капиталу, предпринимательская этика, активная инновационная деятельность и пр.
Усилился интерес к развивающимся странам: приток иностранных инвестиций значительно увеличился, что способствовало росту относительной доли развивающихся стран в общем объеме накопленных зарубежных инвестиций. Эти процессы в значительной степени связаны с тем, что многие развивающиеся страны осуществили меры по либерализации инвестиционной сферы. В тоже время еще более проявилась тенденция к концентрации зарубежных инвестиций на небольшом круге наиболее развитых из этих стран. Около 70% прямых иностранных инвестиций, направляемых в развивающиеся страны, приходится на долю 10 крупнейших стран. В то же время на 48 стран Африки южнее Сахары приходится всего около 3% зарубежных инвестиций в развивающихся странах, хотя и в этом регионе политика иностранных инвесторов становится все более дифференцированной.
Движение капитала идет не только из развитых стран в развивающиеся, но и наоборот, хотя все еще масштабы движения инвестиций из развивающихся стран в развитые незначительны.
Новой
сферой приложения капитала стали страны
с переходной экономикой. Соотношение
оттока и притока в страны Восточной Европы
составляет 1:6,5. В эти страны иностранные
инвесторы начали вкладывать капиталы
в основном в первой половине 1990-х годов.
Пока страны Центральной и Восточной Европы,
включая Россию, занимают весьма скромное
место в международном инвестиционном
процессе. К тому же большая часть ино
странных инвестиций в этом регионе сосредоточена
в небольшой группе государств, а
именно в России, Казахстане, Польше. Низкая
активность иностранного капитала в странах
с переходной экономикой объясняется,
в частности, недостаточно благоприятным
инвестиционным климатом, незавершенностью
рыночных преобразований в экономике,
законодательной базой, не обеспечивающей
эффективную защиту интересов инвесторов.
Тема: Международная передача технологий как форма международных экономических отношений
НТП не только произвел переворот в структуре МРТ, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы МЭО -- международного научно-технического и производственного сотрудничества.
Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех или во многих отраслях науки и техники. Развитие международного научно-технического и производственного сотрудничества в этих условиях -- единственный и разумный выход.
Международный технологический обмен -- это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.
Документы ООН трактуют понятие «технология» как:
1. набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
2. материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.
По определению ЮНКТАД международный обмен технологиями -- это сделки на основе соглашений между сторонами, которые преследуют в качестве своей цели уступку по лицензии или передачу прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг.
Международный обмен технологиями известен с начала ХХ в., но формирование мирового рынка технологий произошло в 50--60-е гг. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена.
Международное производственное и научно-техническое сотрудничество имеет два уровня предпосылок:
· на уровне страны;
· локальные на уровне фирм, предприятий и организаций.
Предпосылки на уровне страны определяются тем, что объективная дифференциация инновационного процесса в фирмах разных стран обусловливает различия технологического уровня национальных экономик, и, как следствие, различные позиции государств на мировом рынке технологий. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер. Количественные различия касаются объемов средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий. Качественные различия касаются направлений исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-технической продукции и т.д.
Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет выделить некоторые типы стратегий инновационного развития.
1. Стратегия «переноса» заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику. Она осуществлялась, например, в послевоенный период Японией, которая закупала у США, Англии и Франции лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом. На этой основе Япония создавала собственный потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновационный цикл -- от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной наукой.
При этом Япония реализовывала селективную научно-техническую политику: 50-е гг. -- повышение качества; 60-е гг. -- снижение трудоемкости; 70-е гг. -- снижение затрат энергии, топлива и сырья; 80-е гг. -- достижение технологической независимости.
2. Стратегия «заимствования» состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и используя собственный научно-технический потенциал, страны осваивают производство продукции, производившейся ранее в более развитых странах, последовательно наращивая собственное инженерно-техническое обеспечение производства. Далее становится возможным проводить свои НИОКР, сочетая государственную и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии. Примером служит создание конкурентоспособной автомобильной промышленности, высокоэффективных средств вычислительной техники, бытовой электроники в Южной Корее.
3. Стратегии «наращивания» придерживаются США, ФРГ, Англия, Франция. На базе использования собственного научно-технического потенциала, привлечения зарубежных ученых и специалистов, интегрирования фундаментальной и прикладной науки эти страны постоянно создают новый продукт, высокие технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере.
Предпосылки международного научно-технического обмена на уровне предприятий и организаций.
1. Повышение порога ресурсов, необходимых для решения конкретных научно-технических проблем.
2. Узость материально-технической базы отдельного предприятия, института.