Лекции по мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:15, курс лекций

Описание работы

4 темы.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

— 495.04 Кб (Скачать)

2.   услуга может быть потреблена только в момент производства

К сфере услуг относятся:

1. традиционные отрасли - транспорт, связь, торговля;

2.  такие отрасли хозяйственной деятельности как финансы, кредит, страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

3.  социально-культурные отрасли - наука, образование, медицина, бытовое обслуживание, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм и др.

В настоящее время в совокупном мировом ВВП доля услуг составляет примерно 63%, промышленность - 32%, сельское хозяйство - 5%.

За период с 1980 по 2002 год объем экспорта коммерческих услуг увеличился в 4 раза, транспортных услуг в 2,1 раза, туризм в 3,7 раза, компьютерные, телекоммуникационные, информационные услуги более чем в 3 раза, страховые финансовые услуги в 5,5 раза.

На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта.

В секторе услуг в развитых странах растет удельный вес финансово-кредитной сферы, услуг здравоохранения, культурно-рекреационных учреждений. Одновременно остается на прежне уровне доля торговли и снижается значение государственного управления третичного сектора. Международный туризм является одной из наиболее динамичных форм обмена услугами.

В развивающихся странах в мировой торговле услугами постепенно увеличивается. Некоторые из них стали крупнейшими экспортерами услуг: Южная Корея инженерно консультационных и строительных, Мексика - туристических.

Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе Россия -- 1%. 
 

ТЕМА: МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ

1. Понятие мировой торговли, объекты, субъекты.

2. Теории международной торговли и их эволюция.

3. Товарная и географическая структуры мировой торговли.

4. Внешнеторговая политика: протекционизм и фритредерство.

1. Понятие мировая торговля, объекты, субъекты

Мировая торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т.е. была исторически первой и является наиболее развитой сегодня.

Мировая торговля - это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Иначе говоря, - это сфера обмена товарами услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка, который отличается от внутренних рынков следующим:

а) на него поступают только конкурентоспособные товары;

б) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость;

в) он в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК);

г)  решающее влияние могут оказывать не только экономические, но и политические факторы;

д)  расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.

Субъектами мировой торговли выступают:

1. страны мира;

2. ТНК;

3. региональные интеграционные группировки.

В качестве объектов мировой торговли выступают товары и услуги.

Товар в широком смысле - это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определение товаром могут считаться и услуги.

В более узком понимании, товар - это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.

Услуга - это предмет труда человека, направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму неосязаемого продукта.

Исходя из объектов, можно выделить 2 формы международной торговли:

- международную торговлю товарами;

- международную торговлю услугами.

Не все товары и услуги могут стать объектом международного обмена, поэтому возникает необходимость разграничения их на торгуемые и неторгуемые. Торгуемые товары -- товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения, как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Неторгуемые товары - товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, т.е. не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.

Международную торговлю характеризуют 3 характеристики:

- общий объем (мировой товарооборот, рассчитывается как сумма экспорта всех стран мира);

- товарная структура;

- географическая структура.

В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков - экспорт и импорт. Вывоз из страны товаров и услуг и их реализация на внешних рынках называется экспортом. Экспортная ориентация страны, равно, как и объем экспортируемых ею товаров и услуг, предопределяются экономической эффективностью их вывоза, а также решением целого ряда внутренних экономических и социальных проблем. Ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны называется импортом. Круг импортируемых товаров и услуг определяется получением заметных преимуществ по сравнению с их внутренним производством. Экономия может быть связана как со сравнительными издержками, так и факторным дефицитом в данной стране при выпуске соответствующего товара. Кроме того, с помощью импорта быстро достигается насыщение спроса и удовлетворение потребностей в товарах и услугах, а также высвобождение ресурсов, затрачиваемых на про изводство аналогичных благ.

Вся совокупность внешнеторговых операций какой-либо страны по экспорту и импорту называется внешнеторговым балансом страны, в которой операции по экспорту относятся к активным статьям, а операции по импорту -- к пассивным. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны. Разность между суммой экспорта и суммой импорта образует сальдо внешнеторгового оборота.

Сальдо торгового баланса положительное, если экспорт превышает  импорт и, наоборот, отрицательное -- при превышении импорта над экспортом. В экономической литературе Запада вместо внешнеторгового оборота используется другой термин чистый экспорт.

Участие страны в международной торговле обусловлено уровнем ее экономического развития, размерами территории, численностью населения, степенью обеспеченности природными ресурсами, емкостью внутреннего рынка, задачами и целями экономической политики. 

2. Теории международной торговли и их эволюция.

Многовековая история мировой торговли опирается на выгоду, приносимую участвующим в ней странам. Представление о том, что лежит в основе этой выгоды и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло отражение в эволюции теории международной торговли. Впервые попытка определить смысл внешней торговли была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму - 15-18 вв. в экономическом учении меркантилистов. Они считали, что при товарообменной сделки выигрывают одни (экспортеры) и проигрывают другие (импортеры). Экономически оправданным считали только экспорт, им порт, по их мнению, необходимо ограничивать. Иного взгляда придерживались представители классической школы А.Смит и Д.Рикардо.

Теория абсолютных преимуществ А. Смита.

Страны экспортируют те товары, производство которых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортируют те товары, производство которых в других странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран). Рассмотрим это на примере.

Показатели производства вина и сукна в Англии    
Показатели Виды продукции
 
 
Вино (л) Сукно (м)
Количество произведенной продукции 50 25
Количество рабочих дней затраченных на производство данной продукции 120 100
Показатели производства вина и сукна в Португалии

Показатели

Виды продукции

 
Вино (л)
Сукно (м)
Количество произведенной продукции 50 25
Количество рабочих дней затраченных на производство данной продукции 80 90

Сравнив данные, можно сделать вывод, что абсолютные преимущества, т.е. меньшие издержки, имеет Португалия. Преимущество данной теории в том, что она основана на трудовой теории стоимости и показывает преимущества МРТ, но не дает ответа на вопрос «по чему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве товаров?» Взгляды А.Смита были дополнены и развиты Д.Рикардо.

Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

Риккардо сформулировал свою теорию, введя понятие «альтернативной цены».

Альтернативная цена (сравнительные издержки) - это отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного товара к рабочему времени необходимому для производства единицы другого товара. Иными словами, сравнительные издержки определяются отношением абсолютных издержек на производство единицы одного товара к абсолютным издержкам на производство единицы другого товара. Вернемся к нашему примеру и рассчитаем сравнительные издержки по сукну и вину для Англии и Португалии.

Сравнительные издержки по сукну:

у Португалии: 90/25:80/50 = 9/4

у Англии: 100/25:120/50 = 5/3.

Сравнительные издержки по вину:

у Португалии: 80/50:90/25 = 4/9

у Англии: 120/50:100/25 = 3/5.

Как видно из этих расчетов у Португалии есть абсолютные преимущества по обоим товарам, тем не менее, ей выгодно специализироваться на производстве и экспорте вина, по которому у нее издержки сравнительные меньше, чем по сукну. Англии же, напротив, выгоднее специализироваться на производстве и экспорте сукна, по которому у нее сравни тельные издержки меньше, чем по вину, которое ей выгоднее  ввозить из Португалии в об мен на английское сукно.

Теория сравнительных преимуществ рекомендует странам специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты производства. Эта теория доказала, что мировая торговля выгодна всем участникам.

Теория соотношения факторов Хекшера-Олина.

В 30-е годы 20 в. шведские ученые Э.Хекшер и Б.Олин развили теорию Д.Рикардо, обосновав необходимость определять сравнительные преимущества при внешней торговле, исходя из оценки факторов производства. Каждая страна обладает факторами производства в различной степени насыщенности или наделенности. В одной стране существует относительно избыточное количество капитала, в другой -- трудовых ресурсов, в третьей -- земель

Информация о работе Лекции по мировой экономике