Лекции по "Контроллингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 23:52, курс лекций

Описание работы

Понятие «Контроллинг». Цели и задания контроллинга.
Функции контроллинга. Концепции системы контроллинга.
Роль контроллинга в системе управления предприятием и взаимосвязь с другими функциями управления.
Естество стратегического и оперативного контроллинга и их взаимосвязь. Отличия оперативным и стратегическим контроллингом по времени.
Методы классификации расходов, употребимые в контроллинге.
Классификация расходов в целях оценки запасов и определение финансового результата.
Классификация расходов для принятия управленческих решений.
Классификация расходов по мере регуляции.

Работа содержит 1 файл

Контроллинг ответы.doc

— 858.00 Кб (Скачать)

Выбор метода по способу оценки осуществляется организацией самостоятельно и записывается в  приказе об учетной политике, так  же как и выбор метода учета  затрат по полноте включения затрат в себестоимость продукции.

По полноте включения затрат в себестоимость продукции различают методы калькуляции по полной себестоимости, по ограниченной себестоимости и «АБС-костинг». Учет затрат на основе деятельности включен автором в классификацию по классификационному признаку полноты включения затрат в себестоимость продукции, так как основывается на ограниченной себестоимости.

Метод калькулирования по полной себестоимости (метод поглощения) является традиционным для отечественного учета. Себестоимость при данном методе включает все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, и прямые и косвенные (накладные). Прямые расходы – это расходы на сырье и материалы, заработную плату основного производственного персонала, то есть расходы, непосредственно связанные с производством продукции. Косвенные расходы включают другие виды расходов, связанные с обеспечением производственной, коммерческой и административной деятельности компании. Прямые расходы распределяются между продукцией исходя из фактического потребления ресурсов на ее изготовление. Косвенные расходы распределяются между товарами либо пропорционально доле выручки от их реализации в общей выручке, либо пропорционально распределению отдельных статей переменных расходов между товарами (расходы на оплату труда основного производственного персонала, расходы на сырье и материалы), либо пропорционально распределению между товарами всей величины постоянных расходов.[3] Положительным моментом в данном методе является простота расчета полной себестоимости. Отрицательным моментом является то, что распределение косвенных расходов при данном методе может привести к искажению размера себестоимости.

Метод калькулирования по ограниченной (производственной) себестоимости позволяет свести к минимуму искажения в оценке выгодности той или иной продукции. В данном случае в основе системы определения себестоимости лежит разделение всех расходов компании на переменные и постоянные. Переменные расходы непосредственно связаны с производством продукции и включают, например, расходы на сырье, материалы, заработную плату основного производственного персонала. Переменные расходы изменяются пропорционально изменению объема производства. Постоянные расходы – это расходы, которые не зависят от объема производства продукции, они включают зарплату руководителей, амортизационные отчисления, аренду, расходы на страхование и другие. Величина постоянных расходов не изменяется при изменении объема производства, но изменяется их удельный вес в себестоимости единицы продукции. При  увеличении объема производства доля постоянных расходов уменьшается, соответственно при сокращении объема производства она растет. Аналогично изменяется и общая себестоимость готовой продукции: увеличение объема производства вызывает уменьшение размера себестоимости, уменьшение объема производства является причиной возрастающей себестоимости.

Итак, метод калькулирования по полной себестоимости отличается от метода калькулирования по ограниченной себестоимости тем, что включает и переменные, и постоянные расходы. В то время как при методе калькулирования по ограниченной себестоимости, постоянные расходы не учитываются при расчете себестоимости, то есть отпадает проблема поиска оптимального распределения постоянных расходов.

Метод учета затрат  на основе деятельности, также называемый «АВС-костинг» имеет следующий алгоритм построения:

а) производственные процессы в организации подразделяют на основные виды деятельности (операции). Ими могут являться, например: установка, монтаж оборудования, обработка материалов, операции по поддержке качества, упаковка, отгрузка и другие;

б)  каждому  виду деятельности назначается носитель затрат (действие, вызывающее затраты), который оценивается в соответствующих  единицах измерения. Например, носителями затрат могут быть:  количество часов  прямого труда на установку, число экспертиз в процессе поддержки качества, количество отгрузок и т.п.;

в) определяется стоимость единицы носителя затрат как частное суммы  накладных  расходов по каждой операции и значения соответствующего носителя затрат;

г) определяется себестоимость продукции. Для этой цели стоимость единицы носителя затрат умножается на их количество  по определенному виду деятельности.

Таким образом, объектом учета затрат при этом методе является отдельный вид деятельности, а объектом калькулирования является вид продукции. Учет затрат на основе деятельности позволяет получить достаточно точную информацию о себестоимости, эти данные могут использоваться при принятии управленческих решений.

Оптимальный и обоснованный выбор метода учета  затрат и калькулирования позволит коммерческой организации максимизировать  операционную прибыль предприятия  с учетом выявленных рисков, что  увеличит капитализацию бизнеса.

 

  1. Особенности системы калькуляции полных расходов.

 

Сущность метода калькуляции  с полным распределением затрат

"Калькуляция с полным  распределением затрат" или "полная" калькуляция затрат является  методом управленческого учета,  применяемым для расчета себестоимости  производства (или предоставления услуг) за период времени, оценки запасов готовых изделий и незавершенного производства, а также определения прибыли, получаемой предприятием за этот период.

Метод калькуляции с  полным распределением затрат заключается  в оценке продукции или услуг (и, следовательно, производства и запасов) путем прибавления приемлемой доли производственных накладных расходов (косвенных затрат) к прямым затратам производства продукции или услуги для получения полных или суммарных затрат на единицу продукции.

Некоторые предприятия включают непроизводственные накладные расходы в расчеты полной себестоимости единицы затрат. Однако эта практика не получила распространения, и непроизводственные накладные расходы обычно не учитываются при расчете полной себестоимости единицы продукции. Непроизводственные накладные расходы как правило включаются в отчеты по калькуляции с полным распределением затрат, как затраты отчетного периода

Причина постоянного  применения метода калькуляции с  полным распределением затрат в финансовом учете и его популярности в управленческом учете заключается в том, что он соответствует принципу начисления, применяемому в бухгалтерском учете (см. также Работа с финансовыми отчетами). Вкратце, принцип начисления констатирует, что затраты должны приводиться в соответствие с теми доходами, источниками которых они стали. Этот принцип применяется при калькуляции с полным распределением затрат для оценки запасов по полной себестоимости и, таким образом, сохранения полных затрат на производство продукции в балансе предприятия до тех пор, пока она не будет реализована. После продажи полная себестоимость продукции или услуги включаются в показатель себестоимости реализованной продукции в счете прибыли и убытков для приведения в соответствие с доходом, полученным от этой продажи.

Преимущества  и недостатки метода калькуляции  себестоимости с полным распределением затрат

Как и все методы управленческого  учета, калькуляция с полным распределением затрат имеет свои преимущества и  недостатки, а именно:

Преимущества: Предполагает включение всех расходов на производство единицы продукции или услуг в калькуляцию затрат в расчете на единицу продукции. Никакой другой метод калькуляции затрат такую цель перед собой не ставит.

Соответствует требованиям SSAP 9 к оценке запасов и незавершенного производства, которые включены в финансовые отчеты предприятия.

Счета прибылей и убытков, подготовленные по методу калькуляции  с полным распределением затрат, оценивают "прибыль" предприятия на той  же самой основе, на которой производится оценка запасов (т.е. и производственные затраты и стоимость запасов учитываются по полной себестоимости).

 

Недостатки: Калькуляция с полным распределением затрат зависит от ряда оценок, допущений и прогнозов при расчете "полной" себестоимости изделия. Наилучшие оценки получаются в ходе распределения и перераспределения накладных расходов и при расчете ставки поглощения накладных расходов (которая основывается на предварительно определенных накладных расходах и объемах производства). Если любая из этих оценок окажется ошибочной, тогда получаемая в результате расчетов величина "полных затрат" будет неточной.

Если калькуляция с  полным распределением затрат является единственным методом, используемым руководством, тогда решения об уменьшении или  увеличении объема производства предприятием могут быть приняты на основе неполной информации. По определению, полная себестоимость изделия включает элемент постоянных затрат, которые были начислены на каждую единицу продукции. Однако постоянные затраты не увеличиваются или не уменьшаются вместе с объемом производства предприятия и, следовательно, не должны включаться в приростные затраты на единицу продукции, которые имеют отношение к краткосрочным решениям об увеличении или уменьшении объема производства.

 

  1. Калькуляция переменных расходов и сфера его употребления.

Система "Директ-костинг"

 Себестоимость продукции  (изделий, работ, услуг - это  выраженные в денежной форме  текущие затраты предприятия  на ее производства и сбыта. 

 Цилиоблику себестоимости  продукции: 

 а) своевременное,  полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции;

 б) расчеты фактической  себестоимости отдельных видов  и всей продукции; 

 в) контроль за  использованием материальных трудовых  и денежных ресурсов.

 По степени воздействия объема производства на уровень расходов затраты делятся на переменные и постоянные.

 Переменные затраты  - это те виды затрат, абсолютная  величина которых возрастает  с увеличением объема выпуска  продукции и уменьшается с  его снижением. 

 К переменным расходам относятся затраты на сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, технологическое топливо и энергию, на оплату работы работникам, занятым в производстве продукции (работ, услуг) с отчислениями на социальные мероприятия, а также другие виды расходов. В себестоимости единицы продукции они остаются неизменными (при постоянных нормах расхода сырья, материалов, топлива, отдельных видов энергии и неизменных ценах). Эти расходы могут быть рассчитаны на каждый вид продукции, исходя из норм расходов и цены единицы ресурса.

Постоянные - это расходы, абсолютная величина которых с увеличением (уменьшением выпуска продукции  существенно не меняется.

 К постоянным относятся  расходы, связанные с обслуживанием  операций и управлением производственной деятельностью цехов, а также расходы на обеспечение хозяйственных нужд производства.

 Если в результате  изучения рынков сбыта продукции  появляется возможность значительного  увеличения объема производства  до уровня, значительно превышает  существующие производственные мощности, это можно считать расширением производства и может быть реализовано только при увеличении постоянных затрат. Кроме того, постоянные расходы могут увеличиться (уменьшиться) вследствие какого управленческого решения (например, средства могут быть использованы, чтобы увеличить или уменьшить охрану и т.п.). В себестоимости единицы продукции постоянные затраты изменяются обратно пропорционально изменению объема производства. Общая сумма постоянных расходов рассчитывается в целом по предприятию и его структурных подразделениях, затем в зависимости от технологических условий производства по каждой статье расходов в калькуляции себестоимости определяется их доля, приходящаяся на отдельные виды продукции. Ставка постоянных затрат на каждом предприятии определяется после детального анализа затрат с учетом технических и организационных условий его работы.

 Сумма переменных  и постоянных затрат образует  себестоимость продукции (работ,  услуг).

 

 

  1. Понятие бюджетов, их цели и функции.

Бюджет – роспись, смета денежных расходов и доходов предприятия на определенный период (год, квартал, месяц). Бюджет – план деятельности предприятия или подразделения в количественном выражении, это финансовые планы на конкретный период, согласованные с производственной деятельностью фирмы, это выражение желаемого состояния, того, что мы хотим.

Бюджетирование можно  определить как процесс выработки  оптимальных направлений использования доходов и формирования расходов предприятия в ходе осуществления его финансово- хозяйственной деятельности и рассчитанный на определенный период времени. При этом бюджетирование охватывает разработку бюджетов, организацию его осуществления и контроль за его выполнением.

Составление бюджетов преследует следующие цели:

• разработка концепции ведения бизнеса:

  • планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
  • оптимизация затрат и прибыли предприятия;
  • координация — согласование деятельности различных подразделений предприятия;

• коммуникация — доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

• мотивация руководителей  на местах на достижение целей организации;

• контроль и оценка эффективности  работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

• выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Обычно бюджеты составляют на год, на квартал, на месяц. На многих предприятиях составляют так называемые "скользящие" бюджеты: бюджет, составленный на достаточно длительный период времени (на год), корректируется в процессе выполнения (например, ежемесячно); так, в декабре составляется план на 12 мес. (с января по декабрь), в январе — на следующие 12 мес. (с февраля текущего года по февраль следующего) и т.д. Это позволяет более точно учитывать изменения условий, в которых предприятие работает.

Функции бюджета  состоят в следующем:

Планирование операций как в стратегических так и  тактических, обеспечивает достижение цели деятельности организации. Планирование помогает контролировать производственную ситуацию, без плана управляющий как правило реагирует на обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать.

Информация о работе Лекции по "Контроллингу"