Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 23:52, курс лекций
Понятие «Контроллинг». Цели и задания контроллинга.
Функции контроллинга. Концепции системы контроллинга.
Роль контроллинга в системе управления предприятием и взаимосвязь с другими функциями управления.
Естество стратегического и оперативного контроллинга и их взаимосвязь. Отличия оперативным и стратегическим контроллингом по времени.
Методы классификации расходов, употребимые в контроллинге.
Классификация расходов в целях оценки запасов и определение финансового результата.
Классификация расходов для принятия управленческих решений.
Классификация расходов по мере регуляции.
Вопросы по дисциплине «Контроллинг»
Ответы по дисциплине контроллинг
1.Понятие «Контроллинг». Цели и задания контроллинга.
Контроллинг - это система управления достижением конечных це-лей фирмы. Контроллинг - это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Контроллинг, как наука
об успешном управлении предприятием,
является инструментарием рыночной
экономики, при которой снижается
необходимость в
Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы менеджмента и занимается:
• планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий);
• сбором, анализом внутренней и внешней информации;
• целенаправленным управлением, координацией и контролем.
Контроллинг призван создать систему эффективного управления фирмой, направленную на поступательное, эффективное, экономичное и рентабельное ее развитие.
В первый период развития контроллинга контроллеры выполняли функции ведения учета и ревизии уже свершившихся хозяйственных операций и договоров. В дальнейшем понимание широких возможно-стей контроллинга, функции этой службы усложнялись и расширялись, меняя ориентацию на современные аспекты управления компанией и ее будущее развитие. В этой связи функции контролера все больше связы-вали с вопросами планирования и контроля. Постепенно значение и ста-тус контроллера стал равным статусу казначея.
Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из выше-сказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга - производная от целей самого предприятия. Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:
• информационное обеспечение процессов учета, планирования и про-гнозирования;
• регулирование и контроль за
производственными и
• выполнение функции интеграции, системной организации и коорди-нации;
• планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
• контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);
• управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).
Функции контроллинга :
1. информационная, которая
проявляется в выработке
2. учетно-контрольная,
которая используется при
3. аналитическая, суть
которой проявляется в
4. функция планирования, цель которой – координация отдельных производственных планов по отношению к общему плану в рамках как краткосрочного, так и долгосрочного планирования, составлению бюджета, выработке плановой и целевой информации.
В настоящее время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.
По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах:
• документальной;
• плановой;
• контрольной.
В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.
Таким образом, основное отличие американской концепции от не-мецкой заключается рассмотрением в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.
может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гаран-тии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентиро-ванных на результат планирования, регулирования и мониторинга собы-тий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, орга-низации и координирования на базе системы показателей производст-венного и финансового учета.
Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга [23]:
1. Пользовательские задачи:
• планирование и контроль на предприятии (планово-контрольные расчеты)
• планирование и контроль целей;
• стратегические планирование и контроль;
• оперативные планирование и контроль;
• координация всех частных планов;
• учет и отчетность;
• информация:
• формирование внутренней отчетности для различных групп заинтересованных пользователей;
2. Организационные задачи:
• принятие решений;
• участие в принятии решений.
Процесс управления |
Роль контроллинга в управленческом процессе |
Рис 1. Роль контроллинга в процессе управления
Место и роль контроллинга в управлении предприятием
Система управления, кроме традиционного ее понимания, должна восприниматься еще как процесс принятия решений. Тогда информационная подсистема управления, одним из блоков которой является контроллинг, служит подсистемой, обслуживающей процесс принятия управленческих решений.
Поэтому изначально функцию контроллинга необходимо отводить информационному обеспечению руководства предприятия. При этом контроллинг надо рассматривать как концепцию руководства предприятием, ориентированную на его долговременное и эффективное функционирование в постоянно меняющихся хозяйственных условиях.
Следовательно, будучи подсистемой, в управлении предприятием, роль контроллинга состоит в поддержке и оказании помощи руководителю. А отсюда, он вместе с руководством составляет основу управления на предприятии и таким образом интегрируется в общую систему управления предприятием.
На прикладном уровне
целесообразно создавать
Таким образом, систему управления можно представить в виде отдельных подсистем, среди которых наиболее интересна для нас подсистема, обслуживающая управленческий процесс. Речь идет об информационно-аналитической подсистеме управления предприятием, в которой формируются данные для принятия решений.
Контроллинг является одним из основных элементов, формирующих систему управления предприятием. При этом современный менеджмент разделяет цели предприятия на группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные). А значит, контроллинг как система включает в себя две основные подсистемы – стратегическую и оперативную.
Сущность оперативного заключается в формировании средств и
методов эффективного управления текущими целями предприятия, которые могут быть определены как прибыльность и ликвидность.
Сущность стратегического контроллинга заключается в обеспечении выживаемости предприятия, его ориентации на потенциал успеха, который может быть охарактеризован как шансы и риски.
На практике существует
тесная взаимосвязь между
Основное назначение контроллинга заключается в ориентации системы управления предприятием на достижение поставленных целей. Контроллинг при этом является сложной конструкцией, объединяющей в себе различные элементы функций управления и использующей их в решении задач оперативного и стратегического характера. Вследствие этого контроллинг обеспечивает синтетический (синтезирующей), целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход контроллинга к выявлению и решению встающих перед предприятием проблем.
Сравнительные характеристики стратегического и оперативного контроллинга представлены в табл. 2.
Характеристика оперативного и стратегического контроллинга
Признаки |
Стратегический |
Оперативный |
Ориентация |
Внешняя и внутренняя среда предприятия |
Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия |
Уровень управления |
Стратегический |
Тактический и оперативный |
Цели |
Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха |
Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия |
Главные задачи |
• Участие в установлении количественных и качественных целей предприятия • Ответственность за стратегическое планирование • Разработка альтернативных стратегий • Определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов • Определение узких и поиск слабых мест • Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями • Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений • Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций) |
• Руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование) • Определение узких и поиск слабых мест ' для тактического управления • Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями • Сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений • Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов • Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений |