Курс лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 14:20, курс лекций

Описание работы

ТЕМА №1. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
ТЕМА №2. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОСП
ТЕМА №3. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ТЕМА №4. ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ – СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ/УСЛУГ). ЦЕНА. ПРИБЫЛЬ. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ.

Работа содержит 1 файл

Лекции по экономики машиностроительного производства.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

   Он  составляется на основе заключенных  договоров с потребителями продукции  и включает следующие натуральные  и стоимостные показатели.

   А). Натуральные показатели: 

  1. Номенклатура  выпускаемой продукции (работ/услуг). Это перечень наименований по меркам ГОСТа или ТУ.
  2. Натуральные объёмы производства каждого наименования продукции (в штуках, кг, литрах, тоннах и др.).
  3. Качественные показатели выпускаемой продукции (ГОСТы или ТУ).
 

Б). Стоимостные (денежные) показатели производственной программы: 

  1. Товарная  продукция – это законченная в производстве и принятая ОТК продукция, предназначенная для продажи. Рассчитывается как произведение оптовой цены предприятия за соответствующую продукцию на её количество в натуральном выражении, и их последующее суммирование.
  2. Валовая продукция – это весь объём работ, услуг и произведённой продукции предприятием за определённый период (месяц, квартал, год) в денежном выражении, независимо от степени готовности продукции. Включает товарную продукцию предприятия + (-) изменение остатков незавершённого производства исчисленных в стоимостном выражении.
 

Незавершённое производство – это незаконченное  изготовление продукции (узлы, детали, заготовки), находящаяся на различной стадии производственного процесса, подлежащая дальнейшей обработке и сборки на данном предприятии.

  1. Реализованная продукция. Проданная и оплаченная потребителем.

Недостатками  этих стоимостных  показателей являются включение в них  стоимости сырья, материалов покупных комплектущих изделий, изготовленных другими предприятиями, включаемых в цену продукции, что завышает объём в денежном выражении и искусственно увеличивает эти показатели.

Эти недостатки устраняются  нижеследующим показателем.

  1. Нормативно-чистая продукция. Рассчитывается как разница объёма товарной продукции за вычетом стоимости покупного сырья, материалов, комплектующих изделия и полуфабрикаты, получаемых предприятием со стороны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА  №6. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – БИЗНЕС-ПЛАН. 

Вопрос  №1. Виды предпринимательства. 

   Предпринимательство (или предпринимательская  деятельность) – это инициативная самостоятельная деятельность граждан или их объединение, осуществляемая на свой страх и риск, и под свою имущественную ответственность, направленная на удовлетворение потребностей в соответствующих товарах, работах, услугах и получение прибыли.

 Важнейшими  чертами предпринимательства являются:

    • риск;
    • мобильность;
    • динамичность предпринимательских действий;
    • инновационнность подходов.
 

Предпринимательство существует в следующих  основных видах:

      1. Производственное предпринимательство.

     Производство  продукции (работ/услуг), обработка  информации, создание художественных  и духовных ценностей и др. виды работ, подлежащие последующей реализации к потребителю.

 Для осуществления этого требуются  значительные финансовые, материальные и трудовые ресурсы, а также соответствующая  технология. 

      1. Коммерческое  предпринимательство – это деятельность, включающая торгово-обменные операции и товарно-денежные отношения, в том числе оптовая и розничная торговля.
 
 
 
 
      1. Финансовое  предпринимательство – является разновидностью коммерческого предпринимательства, объектом купли-продажи которого являются деньги и ценные бумаги. Участниками этого предпринимательства являются:
    • коммерческие банки;
    • фондовые биржи;
    • организации и физические лица;
    • предприниматели и простые граждане;
 
 

Вопрос  №2. Бизнес-планы, их сущность и основные разделы. 

   Планы осуществления отдельных целевых программ и предпринимательских проектов в зарубежной и отечественной практике получили название бизнес-планов.

   Бизнес-план – это система увязанных во времени и в пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение определённой цели и получение максимально возможной прибыли, путём осуществления предпринимательской сделки, проекта или экономической деятельности.

   В бизнес-плане основное внимание уделяется  финансово-экономическим проблемам, это документ перспективный, его рекомендуется составлять на 3-5 лет вперёд.

   Составление бизнес-плана не является обязательным, однако, чтобы получить поддержку  банков, государственных органов, других субъектов рыночных отношений, рекомендуется  иметь бизнес-план.

Структура и содержание бизнес-плана  строго не регламентируется, но он должен иметь  определённые разделы.

  1. Цели и задачи. В котором указывается общественная полезность, получение прибыли и её распределение.
 
  1. Обобщённое  резюме – это сводный раздел бизнес-плана, в котором кратко, чётко, понятно и убедительно излагается суть всего плана, его основные параметры и показатели.
 
 
  1. Характеристика  продукции (работ/услуг).
 
  1. Анализ  и оценка коньюктуры рынка, спроса, сбыта, объёмов продаж, цен на продукцию  и т.д., на основе маркетинга.
 
 
  1. Программа действий (план производства) и организационные  мероприятия.
 
  1. Ресурсное обеспечение мероприятий (необходимые  ресурсы, их количество, источники финансирования и способы получения).
 
 
  1. Экономическая эффективность сделки. Рассчитывается экономически.
 

 

ТЕМА  №7. ФИНАНСЫ ПРЕПРИЯТИЯ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЕЁ РОЛЬ В ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 

Вопрос  №1. Понятие финансов и их функции. 

   Финансы в общем случае включают систему  денежных отношений при помощи которых  осуществляется распределение материальных и денежных ресурсов, и контроль за их использованием.

   Под финансами предприятия понимается система постоянных и временных расчётно-денежных отношений предприятий между собой, госбюджетом, банками, транспортными, сбытовыми и другими организациями, а также с рабочими и служащими.

   Основными функциями финансов являются:

    • образование денежных ресурсов, их использование, а также контроль за образованием и использованием денежных средств.
 

В соответствии с законодательством РФ основными  обязанностями предприятий, предпринимателей и физических лиц в области финансов являются:

      1. Выполнение принятых финансовых обязательств в соответствии с заключенными договорами.
      2. Своевременное предоставление деколорации о доходах, бухгалтерских финансовых отчётов в государственные налоговые органы.
      3. Своевременная уплата налогов.
      4. Заявление о банкротстве в случае невозможности выполнения обязательств.
 

   Следует разделить финансы государственных  и частных предприятий.

   Финансы государственных  предприятий в значительной степени подлежат контролю со стороны государства и государственному регулированию путём нормативного распределения прибыли или дохода.

   Финансы частных предприятий не подлежат государственному регулированию.

   Контроль  за их использованием осуществляется налоговыми органами путём удержания соответствующие налогов. 

   Вопрос  №2. Финансовый план предприятия и  его содержание. 
 

   Финансовый  план предприятия представляет собой  баланс доходов и расходов предприятия  и состоит из следующих основных частей:

    1. Финансовые ресурсы – доходы и поступления денежных средств:
    1. Балансовая прибыль.
    2. Амортизационные отчисления (износ ОПФ).
    3. Выручка от реализации выбывшего имущества.
    4. Доходы от продажи ценных бумаг предприятия (акций, векселей) и дивиденды от ценных бумаг.
 
      1. Расходы и отчисления.
    1. Отчисления на социальные нужды во внебюджетные фоны государственного социального страхования.
    2. Затраты на капитальное строительство (капитальное вложение).
    3. Прирост норматива собственных оборотных средств.
    4. Образование фондов экономического стимулирования.
 
      1. Кредитные взаимоотношения.
    1. Полученные кредиты.
    2. Погашение кредитов и выплата процентов за пользование ими.
 
 
 
 
      1. Взаимоотношение с бюджетом.
    1. Выплата налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты (налог на прибыль, НДС и др.).
    2. Ассигнование из бюджета на нужды предприятия.
 

   Доходы  и поступления денежных средств  должны быть равны расходам, т.е. в  финансовом плане должен быть баланс доходов и расходов. 

Вопрос  №3. Банковская система  РФ. 

   В условиях рынка возрастает роль финансов, банков и банковской системы.

 В настоящее  время в России существует двухуровневая  банковская система. 

ПЕРВЫЙ  УРОВЕНЬ – Центральный банк РФ.

Он работает с коммерческими банками и  государственными структурами.

Основными функциями ЦБ РФ являются:

  1. Осуществляет функции финансовой резервной системы государства, производит эмиссию денег и государственных ценных бумаг.
  2. Осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков и лицензирование их деятельности.
  3. Осуществляет кредитование коммерческих банков по устанавливаемой им учётной ставке.
  4. Устанавливает размер учётной ставки на выдаваемые коммерческим банкам кредиты.
  5. Устанавливает нормативы обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в соответствии с законом о страховании вкладов.
  6. Осуществляет выплату государственного долга РФ.
  7. Осуществляет продажу и покупку иностранной валюты.
  8. Осуществляет операции с госбюджетом РФ.
 
 
 

ВТОРОЙ  УРОВЕНЬСистема коммерческих банков.

Они организованны  в форме акционерных обществ, которые ведут работу с предприятиями, организациями и физическими лицами. КБ открывают и ведут расчетные счета предприятий, осуществляют платежи по сделкам, перечисляют денежные средства, выдают кредиты и др. 

Информация о работе Курс лекции по "Экономике"