Крупный и малый бизнес: проблемы и специфика развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Сегодняшний день имеет своей печальной особенностью разрыв исторических традиций предпринимательства, потерю всего накопленного и наработанного веками. Люди, решившиеся теперь вступить на непростой и тернистый путь частного бизнеса, являются, по сути, первым поколением предпринимателей. У них нет такой поддержки в их деятельности, как преемственность семейных и национальных деловых традиций. Многие полезные психологические качества были утеряны, изменилась сама ментальность российского человека. Обратившись к происхождению сегодняшних бизнесменов, можно определить, какие же слои населения быстрее адаптируются к новым условиям жизни, и что им в этом способствует.

Содержание

Часть 1. Теоретическая. «Крупный и малый бизнес:
проблемы и специфика развития в России» 3
Введение 3
Крупный бизнес в России. 4
Роль крупного бизнеса в модернизации России 6
Понятие малого бизнеса. 11
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России. 12
Заключение 15
Часть 2. Теоретико-аналитическая. 17
Часть 3. Расчетно-практическая 20
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (макроэкономика).docx

— 78.22 Кб (Скачать)

      - эффективное участие в системе  социального партнерства на основе  коллективных договоров и соглашений, исключение силовых методов в  решении спорных проблем. 

      Такого  рода взаимоотношения в наибольшей мере должны стать основой постиндустриальной, модернизационной идеологии российского бизнеса.

 

  1. Понятие малого бизнеса.
 

     Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место  в структуре экономики и является органической ее частью.

     На  начало 1997 г. в России насчитывалось  около 1 млн. малых предприятий, на которых  работало более 8 млн. человек, а с  учетом вторичной занятости общая  численность работающих в малом  бизнесе превышает 15 млн. человек.

     Рост  малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий  свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

     Однозначного  определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом  деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний  и большой бизнес. В разных странах  мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее  деление предприятий:

- крупное - предприятие  с численностью работающих до 500 человек;

- среднее - от 100 до 500 человек;

- малое - до 100 человек.

В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимают также  физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. 

 

2.2     Проблемы становления малого бизнеса в России. 

Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов:

  1. технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами;
  2. нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса;
  3. серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии;
  4. проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала.

   Основную  роль в финансовой поддержке предпринимательства  призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым  способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными  трудовыми ресурсами целесообразно  стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня  фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий  идет в результате налогообложения, в принципе не позволяющего работать. А из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть  идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные  предприниматели, как правило, 90% оборота  держат в тени. В социальном плане  они становятся финансовой основой  криминального мира.

   Ведущую роль в развитии малого предпринимательства  предстоит сыграть регионам. Ведь укрепление этого сектора будет  способствовать не только росту доходов  местного бюджета, но и улучшению  социальных условий жизни населения  и оздоровлению окружающей среды, не только природной. Финансовая поддержка  частного, особенного малого предпринимательства  должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут  выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные  в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в  разработке и реализации федеральных  и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской  деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать  в привлечении отечественных  и иностранных инвестиций и кредитов.

Малое предпринимательство  в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной  государственной поддержки. Как  правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции  и задачи его государственной  поддержки

     И еще одна проблема. Едва ли не все  крупные предприятия страдают от инвестиционного голода; ни государство, ни частные лица явно не торопятся  вкладывать капиталы в крупное производство. Видимо, дело бы обстояло иначе, если бы удалось действительно активизировать малый бизнес. Он не требует особо  больших вложений капитала, как правило, обеспечивает высокую скорость его  оборота и дает очень верные шансы  на неплохую прибыль.

     Люди, которые работают на малом предприятии, получают стабильную хорошую зарплату, могут купить услуги, более дорогие  товары, что, естественно, лучше стимулирует  производство.

Очень важно, что  население убедилось в необходимости  малого бизнеса, так как он может  активно воздействовать на экономическую  конъюнктуру, на обеспечение товарами народного потребления.

     Главное условие для развития малого бизнеса - нормальное функционирование экономики. Иначе, он будет уходить в тень. Только при условии существенного  ограничения коррупции и снижения налогового гнета примерно в 3 раза могут быть созданы предпосылки  для выхода малого бизнеса из «теневой»  экономики.

 

     Заключение 

     Мелкие и мельчайшие фирмы – фундамент экономики не только развивающихся стран, но и стран с уже сложившейся экономикой. Не будь мелких предприятий, могла бы возникнуть «лоскутная» экономика. Некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, а другие, те, на базе которых нельзя развернуть крупный, сверхвыгодный бизнес, игнорировались.

     Для экономики стран деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

     Именно  они предоставляют более 50% рабочих  мест (в Германии более 60%, а в Японии – более 75%).

     Но  малый бизнес имеет и свои недостатки, например, часто короткий жизненный  цикл. После непродолжительного периода  своей деятельности многие из них  могут либо реорганизовываться, либо разоряться. Но именно, это и создает  благоприятную обстановку для формирования нового бизнеса методом проб и ошибок.

     Крупные корпорации сильны своей финансовой мощью, мелкие– своей многочисленностью.

     Доля  крупных и крупнейших предприятий  численно невелика. Однако именно они  обеспечивают 90% объема продаж товаров  и услуг, наводняют рынок массовыми, стандартными, качественными товарами по доступным ценам. Также велик  вклад этих предприятий в научно-технический  прогресс. Стремление полностью использовать плоды своих открытий заставляет эти компании выступать возмутителями  спокойствия, делать основную ставку на прямую победу над соперниками в  конкурентной борьбе. Но все крупные  компании  не могут быть одновременно первыми. Механизм рыночной экономики стихийно отработал ту форму обновления, которая единственно приемлема для массового производства : обновление без потрясений.

Каждый  тип компаний выполняет наиболее свойственные ему функции, а система  в целом достаточно эффективно обеспечивает общественные потребности в основных видах технического прогресса: текущем, адаптивном и пионерном.

     Следовательно, стихийный механизм рынка может  быть и разрушителен и созидателен. Научиться использовать открываемые  им возможности – одна из важнейших  задач науки и практики.

 

Часть 2. Теоретико-аналитическая.

Кредитно  денежная политика. Основные цели. Чем  определяется спрос на деньги? Какие  процессы происходят в национальной экономике, если нарушается равновесие на денежном рынке? Каким образом  норма процента влияет на уровень  инвестиционного спроса? (иллюстрировать графически). 

1) Кредитно денежная политика. Основные цели.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Цели кредитно–денежной политики: 
1) устойчивые темпы роста национального производства; 
2) стабильные цены; 
3) высокий уровень занятости населения; 
4) равновесие платежного баланса.

Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная  политика является составной частью единой государственной экономической  политики. Государственная экономическая  политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

2) Чем определяется спрос на деньги? Какие процессы происходят в национальной экономике, если нарушается равновесие на денежном рынке?

Общий спрос на деньги (Мd) равен сумме делового и спекулятивного спроса на деньги и зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП (рис. 1).

Рис. 1. Деловой  спрос, спрос на финансовые активы и  общий спрос на деньги

Сравнивая спрос на деньги и предложениенаходим равновесие денежного рынка (рис. 2). Точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет равновесную ставку процента, т.е. альтернативную стоимость хранения не приносящих проценты денег.

Рис. 2. Равновесие на денежном рынке

Равновесие  на денежном рынке является подвижным, т.е. постоянно меняется под воздействием ряда факторов.

Предположим, что каким-то образом удалось  установить ставку процента ниже равновесной. Реакцией на это изменение будет  снижение альтернативной стоимости  хранения денег и рост спроса на деньги — точка спроса сместится  по кривой спросу вправо. Увеличение спроса на деньги окажется в усилении требований экономических субъектов к банкам предоставить им денежные ссуды. Тем  не менее, банки не смогут удовлетворить  этих требований, поскольку их резервы  остались неизменными. Отдельные банки  попробуют закупить дополнительные резервы на межбанковском рынке, и между банками усилится конкурентная борьба за ресурсы. Следствием этой борьбы станет рост процентной ставки до тех  пор, пока она не достигнет предыдущего (равновесного) уровня. Но по мере приближения  ставки к этому уровня будет возрастать альтернативная стоимость денег, и  сокращаться спрос на деньги. Как  только ставка достигнет равновесной  точки, весь дополнительный спрос на деньги исчезнет, и все показатели займут равновесное положение.

3) Каким образом норма процента влияет на уровень инвестиционного спроса? (иллюстрировать графически).

  График  инвестиционного спроса (рис. 3) показывает размер инвестиций, который фирмы согласны осуществлять при каждом данном уровне процентной ставки.

  Чем выше ставка процента, тем ниже желаемый уровень инвестиционных расходов. Например, при процентной ставке iуровень инвестиций равен I0. Если процентная ставка увеличивается до уровня i, все меньше проектов остаются прибыльными, и величина инвестиционных расходов сократился до I’ . При построении кривой инвестиций мы принимаем постоянными такие факторы, как:

Информация о работе Крупный и малый бизнес: проблемы и специфика развития в России