Крупный и малый бизнес: проблемы и специфика развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Сегодняшний день имеет своей печальной особенностью разрыв исторических традиций предпринимательства, потерю всего накопленного и наработанного веками. Люди, решившиеся теперь вступить на непростой и тернистый путь частного бизнеса, являются, по сути, первым поколением предпринимателей. У них нет такой поддержки в их деятельности, как преемственность семейных и национальных деловых традиций. Многие полезные психологические качества были утеряны, изменилась сама ментальность российского человека. Обратившись к происхождению сегодняшних бизнесменов, можно определить, какие же слои населения быстрее адаптируются к новым условиям жизни, и что им в этом способствует.

Содержание

Часть 1. Теоретическая. «Крупный и малый бизнес:
проблемы и специфика развития в России» 3
Введение 3
Крупный бизнес в России. 4
Роль крупного бизнеса в модернизации России 6
Понятие малого бизнеса. 11
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России. 12
Заключение 15
Часть 2. Теоретико-аналитическая. 17
Часть 3. Расчетно-практическая 20
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (макроэкономика).docx

— 78.22 Кб (Скачать)

Содержание 

Часть 1. Теоретическая. «Крупный и малый бизнес:

проблемы  и специфика развития в России» 3

Введение  3

  1. Крупный бизнес в России. 4
    1. Роль крупного бизнеса в модернизации России  6
  2. Понятие малого бизнеса.  11

    2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России. 12

Заключение  15 

Часть 2. Теоретико-аналитическая.   17

Часть 3. Расчетно-практическая 20

Список литературы  29 
Часть 1. Теоретическая

«Крупный  и малый бизнес: проблемы и специфика  развития в России» 

Введение 

      Жизненно  важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня  в нашем обществе, является становление  бизнеса, рассматриваемое во всей своей  многогранности и неоднозначности.

      Сегодняшний день имеет своей печальной особенностью разрыв исторических традиций предпринимательства, потерю всего накопленного и наработанного веками. Люди, решившиеся теперь вступить на непростой и тернистый путь частного бизнеса, являются, по сути, первым поколением предпринимателей. У них нет такой поддержки в их деятельности, как преемственность семейных и национальных деловых традиций. Многие полезные психологические качества были утеряны, изменилась сама ментальность российского человека. Обратившись к происхождению сегодняшних бизнесменов, можно определить, какие же слои населения быстрее адаптируются к новым условиям жизни, и что им в этом способствует.

      Необходимо  отметить, что предпринимательская  деятельность относится как к  мелкому, так и среднему и крупному бизнесу. Поэтому термин «предпринимательство»  относится ко всем типам предприятий, объединений граждан, занимающихся творческой, инициативной деятельностью  в целях получения прибыли. А  предприниматель - это предприимчивая личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты предприимчивого  поведения и мышления в сфере  деловой жизни.

 

    1. Крупный бизнес в России.
 

    В экономической системе любой  страны сосуществуют предприятия и  частная собственность разных уровней. Подавляющее большинство составляют средние и малые предприятия - индивидуальные, партнерства, разнообразные  кооперативы, закрытые и открытые акционерные  общества. Крупных собственников  сравнительно немного, но именно они  оказывают решающее влияние на конкурентоспособность  страны, на ее место в глобальной экономике. Большие объединения (корпорации, особенно транснациональные) - это и  инвестиции, и новейшие технологии, и инновационная деятельность.

    Крупный бизнес для государства - прежде всего  основа экономической мощи, а сегодня - еще и половина бюджетных доходов. Поэтому государство заинтересовано в его развитии, хотя в некоторых  слоях государственной бюрократии живет неистребимое стремление напрямую подчинить отдельные его секторы. Но и у бизнеса есть свои интересы, которые он осуществляет не только с помощью экономической деятельности, но и используя давление на государство - механизм лоббирования, различные  формы политического влияния, вплоть до проникновения во властные структуры. Перекосы в любом направлении  отрицательно влияют и на особенности  формирования рыночной системы, и на развитие демократических институтов страны. Выправление перекосов зависит  от того, насколько согласованы интересы обеих сторон, достигнуто ли понимание  важности цивилизованного разрешения возникающих между ними противоречий.

    Государство в последнее время действительно  серьезно нарастило свое влияние  в ряде отраслей и планирует продолжать эту стратегию.

    Там, где государство усиливает контроль над стратегически важными сферами экономики, способствуя консолидации бизнеса, усилению его конкурентоспособности, направляя в него инвестиционные ресурсы, такой контроль оправдан. Но беда в том, что начавшийся процесс инерционен, он продолжает набирать силу и без посредства государства.

    Но  главный риск, которому может быть подвержена современная экономическая  политика, заключается в неверной расстановке приоритетов развития. Иначе говоря, в концентрации активности на направлениях, которые приносят наибольшую отдачу сегодня и вполне могут обходиться без государственного вмешательства, и в забвении тех  отраслей, где государственное участие  действительно нужно и где  частная инициатива не вполне справляется. 

    В последние годы характер ведения  бизнеса в нашей стране сильно изменился. Большая часть этих изменений  носит положительные черты. Трансформируется формат крупнейших бизнес-групп. Стремление заимствовать капитал на западных рынках дисциплинировало многие из них - сделало  более прозрачными, более специализированными, научило контролировать свое поведение, аккуратно обращаться с кредиторами  и миноритарными акционерами.

    Подводя итог, можно сказать, что российский крупный бизнес, образовав вполне современный корпоративный сектор экономики, пережил много преобразований, пройдя через дезинтеграцию, интеграцию, кризис. То, что он не только успешно прошел через эти стадии, но и сумел выйти на внешний рынок, а в ряде отраслей научился на равных конкурировать с ведущими западными компаниями, свидетельствует о значении крупного частного капитала в развитии российской экономики. И неслучайно в самые высокие правительственные делегации, отправляющиеся на важные торгово-экономические переговоры со странами Запада, Востока или Африки, включают руководителей крупных корпораций. 

    1. Роль крупного бизнеса в модернизации России

      Под модернизацией понимается преодоление институциональных и   структурных барьеров, повышение прозрачности и эффективности экономики. Сегодня эта задача стоит перед самим крупным бизнесом. И здесь может возникать некое сомнение, так как наш крупный бизнес еще не борется за конечный продукт. В основном, он пока работает на собственности ресурсов, на льготных тарифах, еще не борется за рынки, за потребителя.

      Перейдем  к анализу роли российского государства  как агента модернизации и партнера бизнес-корпораций:

      1) Взаимоотношения государства с бизнесом отчасти аналогичны его отношениям с другими институтами общества, поскольку определяется природой российского государства, отчасти – имеют свою специфику. Поэтому неправомерно рассматривать регулирующую роль государства в экономической сфере в отрыве от других форм государственного регулирования, анализа состояния самого государства. 

      2) Как особенно наглядно показал  настоящий мировой финансово-экономический  кризис роль и функции государства  меняются. Это касается в полной  мере и российского государства.  Эволюция российского государства  отчасти будет (может) соответствовать  общемировому тренду, отчасти будет  иметь свою национальную специфику.  Как отметил видный российский  специалист, профессор Межуев Б.В.  анализируя мировой кризис и  его последствия «как бы ни расходилась траектория России и других стран, столкнувшихся с кризисом, общее будет превалировать над частным»1.    

      Анализируя роль и функции российского государства на современном этапе развития, необходимо по возможности учитывать и изменения в сфере государственного устройства других стран – как Запада, так и Востока.

      3) Общий тренд изменений государства  применительно к заявленной проблеме, связан с активизацией государства в сфере инновационной деятельности.

      Особая  роль российского государства в  «запуске» модернизационного процесса заставляет обратить внимание на его  ресурсы и возможности, состояние и возможности эволюции2.

      Несколько слов о том текущем институциональном  и экономическом контексте, который  во многом определяет современное состояние  нашего крупного бизнеса и, видимо, будет формировать его будущее. На мой взгляд, сегодня сложились  два существенных ограничения экономической  модели современной России: институциональное  и структурное. Можно сказать, что  система государственных и рыночных институтов у нас стабилизировалась  в более или менее устойчивом состоянии. 

      Это означает, что многие неформальные, «полутеневые» отношения, которые  служили адаптационным, смягчавшим шоки перехода, ресурсом, к сожалению, приобрели устойчивый характер, а  формальные институты у нас по-прежнему в автоматическом режиме не действуют. Нобелевских лауреатов по экономике  Кеннет Эрроу говорил: для того чтобы  рыночная экономика эффективно работала, все товары и все услуги должны продаваться и покупаться, кроме  решения судов; если эта услуга продается, то рыночная экономика не работает. Эта цитата очень хорошо, по-моему, описывает наше нынешнее положение.

      Более или менее нормальные экономические  взаимосвязи и экономические  трансакции возможны в России только между предприятиями, которые включены в те или иные сети доверительных  отношений. А крупный бизнес как  раз и представляет собой один из наиболее распространенных типов  такого рода сетей. Можно говорить, правда, что нечто похожее начинает складываться и в регионах.

      Понятны и причины стоящих перед нами структурных ограничений: они связаны с сохраняющимся в России нерыночным сектором, с весьма значительной, дисперсной и плохо контролируемой государственной собственностью и, конечно, с односторонностью включения России в мировую экономику. 

      Негативные  ожидания связаны с угрозой свободе  конкуренции, с неэффективностью межсекторального перераспределения ресурсов, с монопольными практиками и, в конечном итоге, с  ограничениями политической демократии. 

      Задача  российской экономики — ускоренная диверсификация, то есть уход от однобокой  сырьевой и энергетической направленности и переориентация на производство готовых  изделий с высокой степенью обработки. В конце концов, когда мы говорим  о модернизации, мы имеем в виду именно развитие этого конкурентоспособного сектора, эта позиция зависит  от государства, от его ориентации на поддержание конкурентного климата.

      Крупный бизнес является важнейшим общественным институтом. Призывы все национализировать  и перераспределить отнюдь не способствуют стабилизации российской экономики.

      В чем же конкретно выражается давление государства на крупный бизнес по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия? Налоги - значительны, но они меньше, чем прежде; коррупция – имеет  большой размах, но прежде она была не меньшей. Появился новый момент –  создание государственных корпораций, частно-государственное партнерство, перераспределение собственности. И это, по-видимому, пугает крупный  бизнес.

      Какой должна быть политическая стратегия  крупного бизнеса в такой ситуации? Иногда вспоминают о «структурной власти бизнеса», то есть возможности, располагая ключевыми позициями в экономике, заставить публичную государственную  и политическую власть внести поправки в проводимый ими экономический  курс, пойти на определенные уступки  бизнесу.

      Применительно к политико-экономической ситуации начала XXI века можно констатировать, что крайне низкий репутационный  капитал российского бизнеса  в глазах большинства общества создаст  весьма ограниченный выбор для формата  его общения с государственной  властью. И самый оптимальный  такой формат – формат социального  партнерства. 
А это, кроме всего прочего, предполагает взаимоответственность государства, бизнеса, институтов гражданского общества в преодолении коррупции, рэкета, закрытости при принятии решений. Проблема усиления моральной ответственности бизнеса и в социальной сфере и в процессе модернизации должно рассматриваться в тесной связи с деятельностью государством в этих сферах. 

      Именно  сильному социальному государству  принадлежит в них определяющая роль. При этом инициировать и укреплять  механизмы участия бизнеса в  решении социальных проблем и  проблем модернизации более активно  должно само бизнес-сообщество. Ибо, в  конечном итоге, решение этих проблем  лежит в плоскости интересов, как всего общества, так и отечественного бизнеса.

      Таким образом, модернизация требуется и отношениям крупного бизнеса и государства, в контексте усиления его функций в кризисный период, видится в преодолении коммуникационных барьеров между ними. Она также связана с процессами становления новых политических институтов, открытости органов государственной власти и управления, что способствует легитимации крупного бизнеса в глазах общественности и повышении его инвестиционной привлекательности.

      Выделим принципы, лежащие в основе отношений  между государством и крупным  бизнесом: 

      - отказ от слияния функций частного  предпринимательства и государственного  управления, (иначе создается благоприятная  среда для коррупции и теневых  действий, что ведет к недобросовестной конкуренции);

      - прозрачность отношений между  крупным капиталом и государственной  властью, основанных на законе, доступных для контроля со  стороны институтов гражданского  общества; 

Информация о работе Крупный и малый бизнес: проблемы и специфика развития в России