Кризисы в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является исследование событий кризиса 2008-2009 гг. и выявление их роли в экономическом развитии РФ.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- развить умение самостоятельно систематизировать и изложить знания, полученные в процессе изучения литературы;
- определить основные хронологические этапы событий кризиса 2008 года;
- рассмотреть состояние экономики РФ в на сегодняшний день;
- выявить основную методологию борьбы с последствиями дефолта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ В 1998 И 2008 ГГ. 5
1.1 Кризис как виток экономического цикла 5
1.2 Характеристика кризиса 1998 года 9
1.3 Характеристика кризиса 2008-2009 гг. 18
2 МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008-2009 ГГ. И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ 23
2.1 Основные отличия кризиса 1998 года от кризиса 2008 года 23
2.2 Основные последствия кризиса 2008-2009 гг., возникшие в связи с этим проблемы и пути решения создавшихся проблем 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Работа содержит 1 файл

Кризис.doc

— 1.39 Мб (Скачать)

     Отток средств иностранных инвесторов осенью 2008 г. сопровождался активным вывозом капитала резидентами, прежде всего банковским сектором. Кредитные организации частично перераспределяли вложения из рублевых активов в валютные, наращивали открытую позицию в иностранной валюте и сокращали позиции в рублях. Возросшая роль банков в вывозе капитала в начальной стадии кризиса в 2008 г. по сравнению с 1998 г. обусловлена, по-видимому, их большей оперативностью и увеличением объема ликвидных ресурсов, которые можно направить на приобретение иностранной валюты. Хотя, на наш взгляд, нельзя сбрасывать со счетов и такую важную причину, как участие российских кредитных организаций в финансировании форвардных контрактов с нерезидентами под последующий вывод ими ресурсов с российского рынка в ближайшем будущем. Всего же в III -IV кварталах 2008 г. банки вывезли около 52 млрд долл. США - сумму, близкую к объему экспорта капитала отечественными кредитными организациями в течение 2006-2007 гг. По мере развития кризисных явлений к его вывозу в IV квартале 2008 г. активно подключились и предприятия - соответствующий показатель составил 56,3 млрд долл. США25.

     Общим итогом массового вывода средств  с российского рынка стал чистый вывоз капитала частным сектором в IV квартале 2008 г. в объеме 130,5 млрд долл. США, что больше совокупного чистого ввоза капитала в 2005-2007 гг. - короткого периода, когда этот показатель вошел в область положительных значений.

     Особо подчеркнем наличие в 2008 г. крупных  золотовалютных резервов, объем которых на 1 декабря 2008 г. составил 455,7 млрд долл. США (в 1998 г. аналогичный показатель был равен 12,5 млрд долл. США). Однако не следует забывать, что внешний долг России на 01.10.2008 г. составлял 540,5 млрд долл. США, причем, как отмечалось выше, он представлен преимущественно инструментами с погашением в ближайшие три года. Иными словами, несмотря на значительный прирост, в 2008 г. резервы, как и в 1998 г., не покрывали общего объема внешнего долга, а по показателю возможности обслуживания долга частным сектором - отношению частного внешнего долга к стоимостным объемам экспорта - ситуация в 2008 г. была существенно хуже, чем в 1998 г. Так, если тогда объем частного внешнего долга (30 млрд долл. США) был на 40% ниже годового объема экспорта, то в 2008 г. он превосходил экспортные поступления в 1,2 раза. Усугубляют ситуацию потенциальные масштабы вывода капитала нерезидентами с отечественного финансового рынка. По нашим оценкам, около половины активов на рынке акций и около 70% - на рынке корпоративных облигаций принадлежат нерезидентам.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что, в отличие от кризиса 1998 г., в большей степени порожденного обвалом валютного курса, кризисные явления 2008 г. носят преимущественно системный характер. Международный финансовый кризис лишь обострил и выявил глубокие диспропорции национального хозяйства.

     2.2 Основные последствия кризиса 2008-2009 гг., возникшие в связи с этим проблемы и пути решения создавшихся проблем

     Некоторые последствия финансового кризиса  налицо уже сейчас, а с некоторыми России еще только предстоит столкнуться [3, c. 1-2].

     1. Девальвация рубля

     Сегодня помимо упадка фондового рынка мы имеем снижение курса рубля по отношению к главным мировым  валютам – доллару и евро. То есть девальвация рубля - уже реальность, хотя она и не такая резкая как в 1998 году. В целом, ожидается общее снижение доходов населения на фоне роста цен на товары и услуги.

     2. Промышленность и занятость населения

     Влияние финансового кризиса в России на себе ощутили практически все предприятия, особенно работающие на экспорт. Даже самые крупные компании сворачивают многие инвестиционные программы, всеми возможными путями сокращают расходную часть своего бюджета, что, в свою очередь, влечет за собой массовое увольнение и сокращение рабочих мест.

     3. Банковская система и сбережения граждан

     Что касается банковской системы, то здесь  можно отметить ужесточение требований банков к потенциальным заемщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым кредитам, свертывание многих ипотечных и потребительских программ (например, беззалоговых и беспроцентных кредитов).

     Государство сегодня всеми силами поддерживает сферу банковских услуг, понимая ее большую значимость для страны, но все же некоторым мелким региональным банкам не удастся избежать краха. Основные силы Правительства направлены на поддержание наиболее крупных и значимых кредитных организаций. Поэтому больным вопросом у россиян сегодня является сохранность их сбережений. На этот счет особых причин для беспокойства быть не должно, так как если банк входит в систему страхования вкладов, то все сбережения в сумме до 700 тыс.руб. гарантировано будут сохранены.

     4. Земля и недвижимость.

     Цены  на землю и недвижимость также  уже претерпели изменение в сторону  уменьшения. Но финансовый кризис в  России сыграл здесь скорее положительную роль, избавив рынок недвижимости от искусственного завышения стоимости объектов и ее беспрерывного  роста.

     В целом, кроме негативных последствий  любой кризис имеет и определенные положительные моменты. На промышленном рынке происходит так называемый «естественный отбор». На плаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. Неконкурентоспособные же компании уходят с рынка. Но в борьбе предприятий за выживание, в условиях жесткой конкуренции может также произойти и снижение цен на некоторые товары и услуги, что, безусловно, тоже является положительным моментом. Пример тому – бензин, земля, недвижимость. Кризис приводит рынки к естественному ценообразованию. Помимо этого происходит общее оздоровление экономики и выход на первый план отечественных производителей.

     В первый период «горячей фазы» американского  финансового кризиса, когда обанкротились  «Фрэдди» и «Макки», российские специалисты-аналитики (экономисты) с изумлением наблюдали за тем, как руководители финансово-экономического блока правительства чуть ли не с пренебрежением высказывались в плане того, что «Россию американский кризис не заденет, у нас устойчивая экономика, большие золотовалютные резервы (600 млрд долл.), стабильная финансовая система» и т. д. Вскоре, однако, пришло отрезвление - понимание серьезности ситуации. К тому же общая финансовая обстановка в стране была не особенно радужной. Беспокойство ощущалось в действиях банкиров, непрерывном ужесточении кредитных линий, свертывании инвестиционных программ. А проблема с ликвидностью становилась напряженной. Нерезиденты еще с мая 2008 г. плавно выводили свои активы из России.

     Ситуацию  буквально взорвала 5-дневная российско-грузинская война на фоне начавшихся в Пекине Олимпийских игр (в начале августе) - вот когда начался бурный отток иностранного капитала из страны. По данным «Forbes», к середине сентября 2008 г. объем оттока составил свыше 20 млрд долл. (по официальным данным, эта величина составила около 5 млрд долл.). С учетом того обстоятельства, что финансовые рынки России все еще весьма слабы, а деньги, находящиеся в сфере их оборота, незначительны, вывод 20 млрд долл. - это очень большой денежный объем, отток которого имел три принципиальных значения [5, c. 2-3].

     Во-первых, этот отток подрывал позиции российских банков и в целом банковской системы, мгновенно усилил кризис доверия к банкам, в том числе уже со стороны российских клиентов.

     Во-вторых, в условиях политической и финансово-экономической неопределенности, созданной не столько самой новой Кавказской войной, сколько ее последствиями (осложнениями с Западом), российская банковская система показала свою откровенную слабость и уязвимость.

     В-третьих, особую нервозность обстановке придала огромная внешняя задолженность российских банков и компаний (в том числе государственных) на сумму в почти 500 млрд долл. (эта сумма почти эквивалентна сумме всего государственного резервного фонда).

     В условиях взорвавшейся глобальной политической ситуации (в связи с российско-грузинской войной) российские должники стали чувствовать себя крайне «неуютно» по вопросам, связанным с этими огромными внешними долгами. Это привносило дополнительное смятение в банковские круги, стимулируя их панические действия. Естественно, ускорился и процесс изъятия гражданами своих вкладов, все острее становилась проблема ликвидности.

     На  этом фоне и произошли обвал фондового  рынка, бегство иностранного капитала, обесценивание акций практически всех крупных корпораций и банков, растерянность в деловых (и неделовых) кругах. Далее мы видели лихорадочную деятельность высоких должностных лиц, финансовых властей, приведение в движение огромного массива ликвидных средств в качестве «подушки» для смягчения возможного более тяжелого удара со стороны мировой финансовой системы, находящейся в тисках кризиса.

     В целом ответная реакция правительства  была достаточно адекватной. В частности, три самых крупных банка России - «Сбербанк», ВТБ и «Газпромбанк» - получили 1,5 трлн руб. на поддержание банковской системы страны. Эта «тройка» должна обеспечить в течение 3-х месяцев предоставление ликвидных средств другим банкам, которые нуждаются в такой наличности. (Другая задача - приоритетное кредитование малых и средних предприятий.) Помимо этого, Министерство финансов предложило банкам дополнительно 900 млрд руб. (через аукционы), также на 3 месяца, для обеспечения ликвидности банковской системы (в общей сложности 75 млрд долл.). В целом, на антикризисные меры правительство выделило свыше 6 трлн руб. Это огромные деньги, и то обстоятельство, что даже в условиях не столько кризиса, сколько предкризиса они оказались в распоряжении государства, безусловно, оказало позитивное воздействие на состояние общей банковской системы и предотвратило ее реальное обрушение. В самом конце сентября 2008 г. премьер Владимир Путин объявил еще об одной важной акции, предпринятой для стабилизации банковской системы, - предоставлении «Внешэкономбанку» 50 млрд долл. для обеспечения погашения иностранной задолженности российских банков. Это, несомненно, также увеличивает «запас прочности» последних в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса, который, безусловно, затрагивает финансы и экономику России. Для вкладчиков гарантированы 100 % обеспечения их вложений до 700 тыс. руб.

     В то же время имеется удивительное сходство мер, принимаемых американским и российским правительствами. По признанию аналитиков и политических сил в самой Америке, «план Полсона» направлен на обеспечение интересов собственников банковских учреждений, хотя он в какой-то мере обеспечивает и интересы «среднего класса» - небогатых вкладчиков. «План Путина», как это показывает его анализ, также направлен на обеспечение интересов избранных банкиров и крупных акционеров.

     В предыдущие десятилетия в отечественной экономической науке такую систему было принято называть «государственно-монополистическим капитализмом». Возникает вопрос: а не являемся ли мы очевидцами формирования специфического российского варианта государственно-монополистического капитализма?  
Государственно-монополистический капитализм (ГМК) - это, кратко говоря, альянс государства и крупных корпораций с целью обеспечения условий воспроизводства самой системы и прибыльного (или, скорее, сверхприбыльного) функционирования монополизированного сектора экономики и финансов. Политика правящих кругов страны полностью подчинена этой общей стратегической задаче.  
Рассмотрим всего лишь один аспект этой проблемы - влияние государства на обеспечение сверхдоходами частных и государственных компаний, действующих в сфере добычи и переработки нефти, через ценообразование. При поддержке государства эти компании непрерывно вбрасывают в общество и пропагандируют совершенно ложную концепцию относительно «жесткой зависимости» внутренних и мировых цен на «жидкое топливо». Но профессиональные экономисты хорошо знают, что эта «жесткость» действует исключительно для стран-импортеров нефти, но никак не для экспортеров. Однако нефтяные корпорации цинично вводят в заблуждение общество, игнорируя азбучные истины экономической теории, если последняя не соответствует интересам правящих и деловых кругов.

     Результаты  - просто трагические, на огромных просторах Российской Федерации более чем в 10 раз сокращены авиаперевозки людей и грузов по сравнению со временами социализма. Цинизм доведен до таких беспредельных высот (как и стоимость авиабилетов), что перелеты внутри России из города в город обходятся намного дороже, чем перелеты на аналогичные расстояния на международных авиарейсах иностранных компаний, и прежде всего из-за чрезмерной дороговизны авиационного топлива (превышающего цены в Европе, Америке или Азии). Авиакомпании разоряются, из-за низких доходов они закупают изношенные машины; отсюда - частые воздушные трагедии и гибель пассажиров. Монопольно высокие цены на керосин, бензин, солярку и прочие компоненты создали огромное число проблем для сельского хозяйства - растениеводства, животноводства (мясо-молочной отрасли). В деревнях Подмосковья (в маленьких магазинчиках) или даже в богатейшем Краснодарском крае капуста, морковь, фрукты и овощи не местного производства, а завезенные из Израиля и Турции. Оказывается, из-за чрезмерно высокой себестоимости (как следствие сверхвысоких цен на топливо) выгоднее ввозить эту аграрную продукцию из дальних стран. То же самое относится к мясо-молочной продукции, а свежее молоко из российской торговли вообще исчезло уже давно, с периода перехода от социализма к капитализму. Цены на продовольствие в московских магазинах превышают цены в Нью-Йорке. Такой вот специфический капитализм действует в современной России. Это и есть государственно-монополистический капитализм в его специфическом российском варианте.

Информация о работе Кризисы в мировой экономике