Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 00:57, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является исследование событий кризиса 2008-2009 гг. и выявление их роли в экономическом развитии РФ.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- развить умение самостоятельно систематизировать и изложить знания, полученные в процессе изучения литературы;
- определить основные хронологические этапы событий кризиса 2008 года;
- рассмотреть состояние экономики РФ в на сегодняшний день;
- выявить основную методологию борьбы с последствиями дефолта.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ В 1998 И 2008 ГГ. 5
1.1 Кризис как виток экономического цикла 5
1.2 Характеристика кризиса 1998 года 9
1.3 Характеристика кризиса 2008-2009 гг. 18
2 МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008-2009 ГГ. И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ 23
2.1 Основные отличия кризиса 1998 года от кризиса 2008 года 23
2.2 Основные последствия кризиса 2008-2009 гг., возникшие в связи с этим проблемы и пути решения создавшихся проблем 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Таким
образом, в отличие от кризиса 1998
г., характеризовавшегося массовым оттоком
средств населения с банковских
вкладов и неисполнением
К 2008 г., в отличие от кризисного периода десятилетней давности, большинство отечественных владельцев крупного капитала переместились за рубеж. Туда же вынесены центры принятия ключевых инвестиционных решений и аккумулирования прибыли, именно там сосредоточены экономические интересы основных владельцев капитала. Они рассматривают Россию как одно из важных, хотя и не единственных мест размещения капитала, по мере необходимости пополняют оборотные средства подконтрольных предприятий, участвуют в перераспределении прав собственности на российском рынке, но не спешат инвестировать в обновление производственных фондов.
На смену жесткому варианту закона «О валютном регулировании и валютном контроле» образца 1998 г., наделявшему таможенные органы и Банк России широкими полномочиями в сфере контроля за репатриацией валютной выручки и обязывавшему продавать большую ее часть на валютном рынке, в 2007 г. была принята редакция закона, позволяющая без особых трудностей оставлять экспортные доходы за рубежом. Обеспечение притока иностранной валюты на рынок и соответственно финансирование импорта, наполнение государственного бюджета, поддержание занятости практически во всех отраслях экономики стали зависеть от того, какую долю экспортных поступлений будут готовы возвращать на родину крупные банковско-промыш-ленные группы. Последние, в свою очередь, больше не ограничены в своих действиях законом, а руководствуются лишь договоренностями с властью. Реальных рычагов давления на крупный бизнес почти не осталось, так как основной объем капитала вывезен из России и обращается за рубежом. Его оценки (около 1,3 трлн долл. США [2]) сопоставимы со стоимостью всех основных фондов России.
7.Отличие седьмое.
В последние годы происходило лавинообразное наращивание частного внешнего долга Российской Федерации. Уже с 2005 г. большая часть вновь осуществленных заимствований направлялась на рефинансирование долга (то есть на обслуживание основной задолженности и процентов по ней). При этом, естественно, его величина продолжала расти. С учетом того что по вновь взятым кредитам тоже необходимо платить процент, это привело к формированию кредитной «пирамиды», по масштабам значительно превышающей размеры предкризисной задолженности на рынке ГКО - ОФЗ в 1998 г.
Если
тогда внешний долг, почти целиком
представленный заимствованиями
Накопленный к 2008 г. крупный внешний долг практически не имеет источников возврата на основе вновь создаваемой стоимости - почти все займы использовались для централизации и концентрации капитала, стимулирования потребления, развития инфраструктуры перераспределения продукта. Природные недра, в силу технологических причин, также не могут быть использованы в короткие сроки для покрытия даже текущих платежей по долгу. России же в течение трех лет необходимо вернуть около 500 млрд долл. США только основной суммы долга. К этому необходимо добавить проценты, отнюдь не самые низкие для России (около 8 - 9% годовых). Итоговая сумма составляет около 620 млрд долл. США. Она косвенно подтверждается официальными публикациями: по графику погашения долга только частным сектором российской экономики до конца 2009 г. предстоит выплатить примерно 116 млрд долл. США - около V4 оценки объема российского экспорта в 2008 г.
8.Отличие восьмое .
В 2008 г. денежные власти осуществляли масштабные вливания ликвидности в банковский сектор. Если в 1998 г. масштабы помощи, оказываемой банковскому сектору, носили ограниченный характер, а инструментарий пополнения денежной базы был представлен преимущественно снижением размера резервных требований и кредитами банковской системе для «расшивки» неплатежей, то в 2008 г. поток пополнения ликвидности был более «полноводным» и разнообразным. Наряду с расширением традиционных каналов рефинансирования (за счет как увеличения ломбардного списка, так и использования новых форм рефинансирования, например валютных свопов) появились принципиально новые инструменты (беззалоговые кредиты, депозиты, предоставляемые правительством РФ, субординированные кредиты Сбербанку России и др.). К особой форме поддержки следует отнести предоставление валютных депозитов Банком России Внешэкономбанку под выделение кредитов российским компаниям (см. рис. 2.1).
Масштабная помощь экономике в целом и банковскому сектору в частности не может не вызывать одобрения, однако следует отдавать отчет в том, что кредитами можно сгладить остроту финансового кризиса, но ликвидировать его причины нельзя. Организации, столкнувшиеся с резким снижением спроса на свою продукцию (а это большинство компаний в силу повсеместной зависимости от экспортных поступлений), будут стремиться к сокращению производства' и снижению издержек, в том числе на обслуживание кредита. Ссуды необходимы им лишь для латания текущих дыр в поступлениях, расчетов с поставщиками и бюджетом, выплат заработной платы и т. д. С точки зрения спроса, предъявляемого ими на рынке, а также решений о сокращении персонала данные кредиты ничего не меняют.
Важен общий уровень спроса в экономике. Если он снижается, причем повсеместно, а следовательно, падает рентабельность производства, кредит сам по себе, независимо от его объема, не повлияет на изменение экономических пропорций. Скорее в условиях отрицательных реальных процентных ставок появятся возможности для спекуляций, например посредством вложения кредитов в товарные ценности с целью их последующей перепродажи. Еще одно направление использования дешевого кредита - масштабный передел собственности. Ведь за заемные деньги во время кризиса можно легко «перекупить» испытывающих финансовые трудности конкурентов. Но и здесь кредит не способен стимулировать конечный спрос.
Основные каналы финансовой поддержки банковского и реального секторов Российской Федерации в 2008 г. в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах но поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 29.10.2008 г. № 173.
Рисунко
2.1 – Деятельность Внешэкономбанка
Кроме того, в российской денежной системе образца 2008 г. в силу явного перекоса в сторону сферы обращения значительно возросла скорость обращения денег. Они оказались исключены из длительных производственных циклов с финансированием запасов сырья и готовой продукции; основа их обращения - обслуживание коротких цепочек «экспортная выручка -> валютный рынок -> приобретение импорта -> доведение товаров до потребителя». В этих условиях масштабные денежные вливания грозят ускорить инфляционные процессы, которые еще больше усугубят диспропорции национального хозяйства и могут свести на нет все усилия денежных властей по стимулированию экономической активности. К тому же, как отмечалось выше, расширение масштабов кредита не сможет в краткосрочной перспективе стимулировать загрузку производственных мощностей в силу выбытия основной их части, а также дефицита качественной рабочей силы.
С точки зрения раскручивания маховика инфляции 1998 год был менее рискованным. Резкое сжатие спроса, последовавшее за обвальной девальвацией рубля, заставило многих продавцов уменьшить торговую маржу, а ограничение эмиссии рублей со стороны Банка России сдержало инфляционные процессы. В результате рост потребительских цен, несмотря на значительную долю импорта на рынке, существенно отставал от темпов снижения курса рубля. За счет опережающего удорожания импортных аналогов по сравнению с отечественными удалось заметно повысить спрос на продукцию российских производителей. Положительные сдвиги в импортозамещении были дополнены расконсервацией и вводом в строй старых мощностей без больших дополнительных издержек.
9.Отличие девятое.
В 2008 г. реакция платежного баланса Российской Федерации на кризисные явления была существенно иной по сравнению с периодом десятилетней давности. Если в 1998 г. девальвация рубля привела к практически мгновенной корректировке счета текущих операций: рост экспорта в III квартале сопровождался резким снижением импорта (на 30% по сравнению со II кварталом), а счет текущих операций в кризисные июль-сентябрь, впервые за ряд предшествующих периодов, вышел в зону положительных значений, то в кризисные месяцы 2008 г. отмечалось снижение экспортных поступлений при сохранении стабильных объемов импорта. Так, в IV квартале 2008 г. резкое падение экспорта (на 43% по сравнению с предшествующим кварталом) сопровождалось сохранением импорта на среднем уровне первых трех кварталов года. Специфика ситуации 2008 г., по нашему мнению, заключается в низкой эластичности потребительского импорта по курсу (из-за отсутствия на российском рынке близких заменителей импортных товаров) и упомянутой выше возможности собственников достаточно свободно распоряжаться полученной экспортной выручкой (ее, по понятным причинам, в последние месяцы выгоднее было оставлять за рубежом).
В
отличие от 1998 г., население в меньшей
степени поддалось панике и действовало
прагматично. В условиях роста цен и риска
девальвации национальной валюты домохозяйства
стремились использовать рубли на приобретение
пока еще стабильных по цене товаров длительного
пользования. В кризисный период многие
приобретали дешевеющую недвижимость,
строительные материалы (ведь стоимость
услуг строительных организаций также
существенно снизилась). Сработал и инерционный
эффект: не все смогли достаточно быстро
уменьшить потребление в соответствии
с сокращением объема доходов и использовали
в этих целях сбережения. Нельзя забывать
и о том, что, как отмечалось выше, большая
часть товаров, ввозимых в Россию из-за
рубежа, представляет собой критический
импорт, отказаться от которого страна
просто не сможет без глубоких потрясений
(лекарства, сырое мясо, молочные продукты
и др.). Хотя покупка наличной иностранной
валюты существенно возросла в конце 2008
г., домохозяйства продолжали доверять
организованным сбережениям, предпочитая
компенсировать курсовые риски посредством
трансформации рублевых депозитов в валютные.
Рисунок
2.2 - Динамика индекса номинального курса
рубля к доллару США в сентябре-декабре
1994 г., 1998 г., 2008 г. (в %)
Отметим, что и масштабы девальвации в 2008 г. носили существенно меньшие масштабы по сравнению с кризисными явлениями в 1998 и 1994 гг. Номинальный курс рубля к доллару США с сентября по декабрь 2008 г. снизился лишь на 14%, тогда как в аналогичный период 1998 г. падение составило 66% (см. рис. 2.2). К евро - валюте основного торгового партнера - рубль в номинальном выражении по итогам 2008 г. ослаб куда менее существенно (на 5,6%), а масштабы снижения номинального эффективного курса рубля в декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г., отражающие среднюю картину его движения по отношению к валютам стран - основных торговых партнеров, были сопоставимы с предшествующим годом - 3,8%. В этих условиях не стоит ждать быстрой реакции населения, но она, безусловно, проявится в среднесрочном периоде. Об этом свидетельствует и резко активизировавшийся спрос на наличную иностранную валюту в IV квартале 2008 г., когда на нетто основе было приобретено 30,1 млрд долл. США, то есть объемы покупки валютной наличности в относительном выражении были сопоставимы с показателями III кризисного квартала 1998 г. (2,1 млрд долл. США).
10. Отличие десятое.
В 2008 г. изменились каналы оттока капитала из России. Если в 1998 г., в результате объявления моратория на выплаты по частному внешнему долгу и дефолта по государственным ценным бумагам, нерезиденты не имели возможности быстро вывезти свой капитал из России, то в 2008 г., в условиях свободного движения капитала, кризисные явления породили массовую экстрадицию иностранного капитала из всех видов отечественных финансовых активов. Действующая редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» почти не оставила рычагов для ограничения движения капитала в кризисные периоды, в связи с чем иностранцы практически беспрепятственно (с оговоркой на снижение стоимости базовых активов) выводили свои средства из России. Масштабный отток средств наблюдался из сектора акций российских компаний, что обусловило сильное падение отечественных фондовых индексов. Так, по итогам 2008 г. индекс РТС снизился на 72,4%, а ММВБ - на 67,2%. Массовый выход нерезидентов из рынка корпоративных облигаций обернулся падением их цен и соответствующим ростом доходности до 17%. Кроме того, нерезиденты потребовали досрочного возврата некоторых внешних кредитов у российских заемщиков вследствие обесценения залога, представленного упавшими в цене акциями отечественных компаний и сократившейся выручкой от экспорта углеводородов. Немаловажным каналом оттока иностранного капитала стало изъятие средств с расчетных и депозитных счетов в российских банках. В целом по итогам IV квартала иностранцы вывели с российского финансового рынка около 40 млрд долл. США.